Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тураевой Т.Е, судей Туляковой О.А, Киреевой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Валиуллина Азата Мазитовича на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 ноября 2023 года по гражданскому делу N 2-3450/2023 по иску Валиуллина Азата Мазитовича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о взыскании денежных средств, заслушав доклад Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Валиуллин А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о взыскании денежных средств.
В обоснование иска указал, что работал у ответчика в должности ведущего советника отдела сопровождения национальных проектов информационно-аналитического управления, являлся государственным гражданским служащим Республики Татарстан. Был уволен с работы в связи с сокращением штата с 31 августа 2022 года. Согласно приказу от 24 августа 2022 года N 110/л о расторжении служебного контракта истцу должна была быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания по должности государственной гражданской службы. По мнению Валиуллина А.М, указанная компенсация выплачена в неполном заниженном размере. Считает, что сумма компенсации занижена на 131 356 руб, поскольку при расчёте месячного денежного содержания приняты во внимание только постоянные месячные выплаты (оклад, надбавки), не учитывалось материальное стимулирование и единовременные выплаты. Размер денежного содержания гражданского служащего установлен законодательно, в то время как материальное стимулирование и единовременные выплаты в Минстрое Республики Татарстан осуществлялись на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. Указанные выплаты предусмотрены системой оплаты труда Минстроя Республики Татарстан, которые носят системный характер и регулярно выплачиваются. Указывает, что выплаты закреплены в Положении об оплате труда и материальном стимулировании государственных гражданских служащих Минстроя Республики Татарстан, утвержденном приказом от 26 апреля 2018 года N 75/о (далее - Положение об оплате труда). По мнению истца, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, а также 1/12 размера выплат, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Валиуллин А.М. просил суд взыскать с ответчика сумму компенсации при увольнении государственного гражданского служащего в полном объеме (с учетом материального стимулирования и единовременных выплат, выплаченных за предыдущие 12 месяцев) в размере 131 356 руб, проценты за просрочку выплаты части компенсации при сокращении государственного гражданского служащего в сумме 13 083, 06 руб.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 ноября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Валиуллина А.М. отказано.
Валиуллин А.М. обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Валиуллин А.М. направил в суд ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан представили в суд кассационной инстанции возражения, в которых просили кассационную жалобу истца без удовлетворения. Также указали, что расчет компенсации Валиуллину А.М. произведен исходя из суммы сохраняемого денежного содержания, в состав которого вошли вышеперечисленные выплаты, а также ? единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, согласно Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N562 и действующим до 31.12.2022. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий истцу не начислялись и не выплачивались, в связи с чем не были учтены при исчислении денежного содержания.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что приказом от 17 ноября 2016 года между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Валиуллиным А.М. (гражданский служащий) заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Татарстан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Татарстан.
Согласно условиям данного служебного контракта Валиуллин А.М. взял на себя обязанность исполнять должностные обязанности по должности "ведущий советник" в отделе финансового контроля и аудита (п.1.2.)
В реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к ведущей группе должностей государственной службы категории "специалисты".
Согласно разделу 4, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: должностного оклада 4 682 руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30 % от оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе в размере 90 % от оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада.
В последующем сторонами заключено соглашение о внесении изменений в служебный контракт, согласно которого Валиуллин А.М. как гражданский служащий переведен на должность ведущего советника в отдел сопровождения национальных проектов; в реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории Республики Татарстан категории "специалисты"; установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада государственного служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы в размере 21 203 руб. в месяц, процентной ставки к должностному окладу государственного служащего для расчета размера месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы в Республике Татарстан в размере 7 % должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе в размере 30 % должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы в размере 7 % должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 2 % должностного оклада, ежемесячной компенсационной выплаты за специальный режим работы, сложность и напряженность работы в размере 2 % должностного оклада.
Таким образом, денежное содержание истца составляет 31 380, 44 руб. в месяц.
Приказом от 24 августа 2022 года служебный контракт с Валиуллиным А.М. расторгнут, истец уволен с государственной гражданской службы 31 августа 2022 года в связи с сокращением штата работников организации - пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пункт 4 части 11 статьи 33 (пункт 8.2. части 1 статьи 37) Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанным приказом определено выплатить Валиуллину А.М. компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания по должности государственной гражданской службы на основании части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец полагал, что компенсация при увольнении государственного гражданского служащего выплачена в неполном заниженном размере, исходя из постоянных месячных выплат (оклад, надбавки), без учета выплат материального стимулирования и единовременных выплат.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что суммы материального поощрения, которые не приняты работодателем во внимание для расчета среднего заработка истца, выплачивались на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан за счет средств резервного фонда, и не относятся к премиям, которые подлежали включению в расчет среднего заработка.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выражая несогласие с постановленными судебными актами, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что материальное стимулирование и единовременные выплаты осуществлялись на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан, предусмотрены системой оплаты труда, носят системный и регулярный характер, в связи с чем полагает, что указанные выплаты должны включаться в расчет суммы компенсации при сокращении государственного гражданского служащего.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 51 "Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ после слова "премии" дополнен словами "в том числе".
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 данного Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, до 1 января 2023 г. был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Пунктом 2 Правил (действующих до 31.12.2022) предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
При этом вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3, пункт 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В соответствии со статьёй 24 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N З-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (далее - Закон N З-ЗРТ) фонд оплаты труда государственных служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы, составляют фонд оплаты труда государственных служащих и работников государственного органа (часть 1).
Согласно части 2 статьи 24 Закона N З-ЗРТ при формировании фондов оплаты труда государственных служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 4 статьи 23 данного закона.
Частями 2 и 4 статьи 23 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N З-ЗРТ предусмотрено, что денежное содержание государственного служащего состоит из месячного оклада государственного служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада государственного служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания государственного служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных служащих устанавливаются Главой (Раисом) Республики Татарстан.
Согласно части 3 статьи 24 Закона N З-ЗРТ фонды оплаты труда государственных служащих государственных органов формируются за счет средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается указом Главы (Раиса) Республики Татарстан; 2) иных выплат, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Порядок формирования фондов оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы, устанавливается Главой (Раисом) Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан (часть 6 статьи 24 Закона N З-ЗРТ).
Согласно Указу Президента Республики Татарстан от 22 марта 2018 года N УП-239 "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Татарстан" в целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Республики Татарстан, совершенствования оплаты их труда и стимулирования профессиональной служебной деятельности, в соответствии со статьями 23 и 24 Закона N З-ЗРТ установлено для государственных гражданских служащих Республики Татарстан (далее также - государственные служащие) денежное содержание, состоящее из: месячного оклада государственного служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - должностной оклад); месячного оклада государственного служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - оклад за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальной помощи; ежемесячных компенсационных выплат за специальный режим работы, сложность и напряженность работы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за профильную ученую степень.
Как установлено частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Суды предыдущих инстанций правильно применив нормы материального права, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N З-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", содержанием Положения об оплате труда и материальном стимулировании служащих Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, утвержденным приказом Министерства от 26 апреля 2018 за N75/о пришли к правомерному выводу о том, что из вышеуказанных норм следует, что суммы материального поощрения, выплачиваемые на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан за счет средств резервного фонда, не подлежат включению в расчёт среднего заработка при расчете компенсации при увольнении, поскольку данные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда, не были установлены по служебному контракту, в связи с чем не являются гарантированной выплатой обязательного характера.
Расчет компенсации при увольнении Валлиулину А.М. произведен, согласно Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, в действующей в тот период редакции.
Так как требования о взыскании процентов за задержку выплат при увольнении являются производными от основных требований, в удовлетворении которых истцу отказано, оснований для их удовлетворения судами не усмотрено.
Вопреки доводам кассационной жалобы материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что доведенные лимиты бюджетных обязательств на заработную плату (в том числе и по распоряжениям Кабинета Министров Республики Татарстан) судом не запрашивались, и что суд не исследовал вопрос о том, что Минстрой Республики Татарстан в целях соблюдения действующего законодательства Российской Федерации мог запросить дополнительное финансирование у вышестоящего распорядителя бюджетных средств, судебной коллегией отклоняется, поскольку суды нижестоящих инстанций в силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно определяют, какие обстоятельства имеют значение для дела в и в силу статьи 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимают только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка в кассационной жалобе на письмо Минтруда России от 05.05.2021 N14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих", не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, фактически выражают несогласие с судебными постановлениями судов предыдущих инстанции, принятыми по существу спора, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Валиуллина Азата Мазитовича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Тураева
Судьи О.А. Тулякова
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.