Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Сулейманова Артура Абдулманафовича Габибуллаева Амира Эрзимановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 17 Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 июля 2023 г., решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31 октября 2023 г., вынесенные в отношении министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Сулейманова Артура Абдулманафовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 01 февраля 2023 г. министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Сулейманов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Верховного суда Республики Дагестан от 27 апреля 2023 г, оставленным без изменения постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2023 г, постановление судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 01 февраля 2023 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 17 Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан.
При новом рассмотрении постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 июля 2023 г, оставленным без изменения решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31 октября 2023 г, министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Сулейманов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Сулейманова А.А. Габибуллаев А.Э. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 17 Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 июля 2023 г, решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31 октября 2023 г, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.
Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура в соответствии с требованиями части 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче защитником Сулейманова А.А. Габибуллаевым А.Э. жалобы уведомлена. Возражений на жалобу не поступило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления о его устранении.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2022 г. Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки исполнения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Чистая вода" в адрес министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан внесено представление за N 02-08-2022/187 об устранении выявленных нарушений, причин и условий им способствующих. При этом в представлении содержалось также требование о рассмотрении вопроса о проведении служебной проверки в отношении ответственных должностных лиц и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; о рассмотрении представления с участием представителей Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры и об уведомлении прокуратуры о времени и месте рассмотрения представления; о результатах рассмотрения представления, принятых мерах проинформировать прокуратуру в письменном виде в установленный законом месячный срок.
Данное представление получено министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан 18 июля 2022 г.
В связи с тем, что указанные в представлении прокурора требования прокурора министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан не выполнены, в том числе прокуратура о месте и времени рассмотрения представления не извещена, о результатах рассмотрения представления информация в прокуратуру не поступила, Махачкалинским межрайонным природоохранным прокурором 07 октября 2022 г. в отношении министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Сулейманова А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и эти обстоятельства явились основанием для привлечения указанного должностного лица к административной ответственности по названной норме кодекса.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 октября 2022 г.; копией представления Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры N 02-08-2022/187 от 27 июня 2022 г.; ответом на представление от 15 ноября 2022 г. и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено Махачкалинским межрайонным природоохранным прокурором с соблюдением требований статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Учитывая иные содержащиеся в постановлении, в том числе его резолютивной части, сведения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Сулейманова А.А, допущенная в описательной части данного процессуального документа ошибка, а именно указание, что в действиях (бездействии) исполняющего обязанности министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Нестерова А.П. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признана существенным недостатком, влекущим его недопустимость, как доказательства виновности Сулейманова А.А.
Довод о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено по истечении 51 дня, то есть с нарушением срока, основанием для признания его недопустимым доказательством не является, поскольку, установленный для составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) срок пресекательным не является. Нарушение срока составления этих процессуальных документов не исключает производства по делу об административном правонарушении, если ими подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях должностного лица - министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Сулейманова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В материалах дела сведений, свидетельствующих о невозможности исполнения указанным должностным лицом требований прокурора, изложенных в представлении, не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вопреки доводам настоящей жалобы, жалоба защитника Сулейманова А.А. на вынесенное по делу постановление рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня его совершения, который на момент рассмотрения дела мировым судьей, то есть на 25 июля 2023 г, с учетом совершения административного правонарушения 18 августа 2023 г. не истек.
Исходя из положений части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N. 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Перечня типовых должностей субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 1381, части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Закона Республики Дагестан от 08 апреля 2008 г. N 18 "О государственных должностях Республики Дагестан", поскольку должность министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан является государственной должностью субъекта Российской Федерации и не относится к должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено мировым судьей с соблюдением правил подсудности.
Махачкалинским межрайонным природоохранным прокурором дело об административном правонарушении в отношении министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Сулейманова А.А. возбуждено в связи с невыполнением требований прокурора, указанных в представлении, а потому довод жалобы о привлечении указанного должностного лица в связи с несогласием с данными на представление ответами, что не образует состав административного правонарушения, не может быть признан состоятельным.
В целом, доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что не может служить основанием для пересмотра состоявшихся по делу судебных актов.
Наказание Сулейманову А.А. назначено с соблюдением положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи районного суда при рассмотрении жалобы из материалов дела не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В то же время решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31 октября 2023 г. подлежит изменению путем исключения из его описательно-мотивировочной части вывода о том, что информация о результатах принятых мер по представлению подлежала представлению Махачкалинскому межрайонному природоохранному прокурору в срок не позднее 27 июля 2022 г, поскольку как следует из материалов дела представление прокурора получено министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан только 18 июля 2022 г. и с указанной даты подлежит исчислению срок, указанный в пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31 октября 2023 г, вынесенное в отношении министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Сулейманова Артура Абдулманафовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить - исключить из описательно-мотивировочной части данного судебного акта вывод о том, что информация о результатах принятых мер по представлению подлежала представлению Махачкалинскому межрайонному природоохранному прокурору в срок не позднее 27 июля 2022 г.
В остальной части решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 31 октября 2023 г, постановление мирового судьи судебного участка N 17 Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 25 июля 2023 г, вынесенные по настоящему делу оставить без изменения, а жалобу защитника Сулейманова Артура Абдулманафовича Габибуллаева Амира Эрзимановича - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Ибрагимов А.М, судья районного суда Гаджиев Х.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.