Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 20.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.11.2023 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Иристонского района г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания в интересах Енаплдиева О.Б. к администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконными бездействие администрации местного самоуправления, выразившееся в необеспечении инвалида 1 группы жилым помещением, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Гаринина Э.П, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иристонского района г.Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания оьратился в Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением в интересах Енаплдиева О.Б. к администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным бездействия администрации местного самоуправления, выразившееся в необеспечении инвалида 1 группы жилым помещением, возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Решением Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 20.04.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.11.2023, требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, выразившееся в необеспечении инвалида 1 группы Еналдиева О.Б. жилым помещением. На администрацию местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания возложена обязанность предоставить в пределах территории муниципального образования г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 36 кв.м, пригодное для проживания инвалида-колясочника.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик обжаловал их в кассационном порядке, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы о неправильном применении судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств, поскольку судами не учтено, что в результате принятого решения будет нарушена очередность предоставления жилых помещений иным малоимущим гражданам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Просит состоявшие судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26.12.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствие с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Еналдиев О.Б, 26.05.1985 г.р, являющийся инвалидом 1 группы бессрочно, на основании договора социального найма проживает на пятом этаже дома, расположенного по адресу: г "адрес"
Согласно акту обследования жилищных условий Еналдиева О.Б. от 09.08.2021о жилое помещение, в котором он проживает, общей площадью 36 кв.м. расположено на пятом этаже пятиэтажного кирпичного дома, квартира не соответствует нормативным требованиям, предусмотренным разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.
Из заключения Межведомственной комиссии АМС г.Владикавказа N N от 24.11.2021 следует, что, жилое помещение, в котором проживает Еналдиев О.Б, признано непригодным для проживания инвалида.
Решением комиссии по жилищным вопросам АМС г.Владикавказа N N от 02.02.2022 года Еналдиев О.Б. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2015, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, согласно положениям абзаца 2 пункта 2 Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.
Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Из материалов дела следует, что Еналдиеву О.Б. предоставлено жилое помещение, не соответствующее критериям обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника к жилому помещению, что свидетельствует о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о чем к правильному выводу пришли судебные инстанции, удовлетворив требования прокурора и признав бездействие администрации незаконным.
Во исполнение положений пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность, направленную на устранение нарушенных прав гражданина. Исполнение обязанности отнесено к компетенции администрации, является исполнимой, и, вопреки доводам кассационной жалобы, прав иных лиц льготной категории не нарушает.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием административного истца с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют. приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом оценки судебных инстанций, в том числе апелляционной, обоснованно и мотивированно отклонены.
Основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 20.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.11.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.