Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хамукова И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2023 г.
по административному делу по административному иску Хамукова И.В. к Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Муниципальному казенному учреждению "Управление сельского хозяйства, муниципального имущества, земельных отношений и природопользования Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка на новый срок.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хамуков И.В. обратился в суд с административным иском к Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Муниципальному казенному учреждению "Управление сельского хозяйства, муниципального имущества, земельных отношений и природопользования Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка на новый срок.
В обоснование требований указано, что на основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 12 июля 2019 г..N СТ-32/19 и договора переуступки права аренды от 24 июня 2021 г..Хамуков И.В. является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 85 028 кв.м, по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Терский район, административная граница с. Плановское, часть поля N3. 18 мая 2022 г..заявитель обратился в Местную Администрацию Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о продлении срока действия договора аренды земельного участка. Письмом от 16 июня 2022 г..N01-40/285 Муниципальное казенное учреждение "Управление сельского хозяйства, муниципального имущества, земельных отношений и природопользования Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" рекомендовала Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики отказать в продлении оговора аренды в связи с тем, что рядом с указанным земельным участком будет пролегать автомобильная дорога регионального значения "Прохладный-Эльхотово на участке обхода г..Терек и с.Плановское", и нормы размещения объектов недвижимого имущества рядом с автомобильной дорогой не будут соблюдены в случае строительства животноводческого комплекса; кроме того, данный земельный участок был предоставлен в аренду для строительства животноводческой фермы, однако договорные условия аренды не выполнены, коровники не построены.
По состоянию на 8 июля 2022 г..Местная администрация Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики не предоставила никакого ответа на заявление Хамукова И.В, которым на арендуемом земельном участке на основании разрешения на строительство от 1 сентября 2019 г..N 07-06-23-2019 г..возведен дом животновода и получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25 ноября 2019 г..N07-06-40-2019, объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 31 июля 2019 г..При этом согласно сведениям ЕГРН автомобильная дорога регионального значения "Прохладный-Эльхотово на участке обхода г..Терек и с. Плановское" и спорный земельный участок обособленно стоят государственного кадастрового учета без каких-либо наложений или пересечений в границах.
Решением Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 октября 2022 г. и дополнительным решением Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики 17 февраля 2023 г. административный иск Хамукова И.В. удовлетворен, на Местную администрацию Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность заключить с Хамуковым И.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером N на новый срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 апреля 2023 г. решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 октября 2022 г. и дополнительное решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики 17 февраля 2023 г. отменены, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Хамукова И.В. отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 апреля 2023 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2023 г. решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 октября 2022 г. и дополнительное решение Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики 17 февраля 2023 г. отменены, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований Хамукова И.В. о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером N на новый срок отказано, на Местную администрацию Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Хамукова И.В. о заключении с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером N на новый срок.
В кассационной жалобе Хамукова И.В, поданной 26 декабря 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2024 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2023 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Хамуков И.В. на основании договора аренды от 12 июля 2019 г. N СТ-32/19, договора переуступки от 24 июня 2021 г. является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 85 028 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Спорный земельный участок был предоставлен по договору аренды от 12 июля 2019 г. N СТ-32/19 Местной администрацией Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Хамукову А.М. сроком на 3 года (до 12 июля 2022 г.), которым получено разрешение на строительство от 1 октября 2019 г. и построен соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию от 25 ноября 2019 г. дом животновода с кадастровым номером N площадью 19, 5 кв.м, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
21 июня 2021 г. между Хамуковым А.М. и Хамуковым И.В. заключен договор переуступки права аренды земельного участка, который зарегистрирован Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике 25 июня 2021 г.
Право собственности Хамукова И.В. на дом животновода, возникшее на основании договора купли-продажи от 24 июня 2021 г, также зарегистрировано в установленном порядке 25 июня 2021 г.
18 мая 2022 г. Хамуков И.В. обратился с заявлением в адрес главы Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о продлении срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 19, 5 кв.м.
16 июня 2022 г. МКУ "Управление сельского хозяйства, муниципального имущества, земельных отношений и природопользования Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" рекомендовано Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики отказать в просьбе заявителя в связи с тем, что рядом с указанным земельным участком будет пролегать автомобильная дорога регионального значения "Прохладный-Эльхотово на участке обхода г. Терек и с. Плановское" и нормы размещения объектов недвижимого имуществ рядом с автомобильной дорогой не будут соблюдены в случае строительства животноводческой фермы; кроме того, земельный участок предоставлялся для строительства животноводческой фермы, однако договорные условия не выполнены, на участке коровники не построены. В письме также указано, что вопрос перезаключения договора планируется рассмотреть на ближайшей сессии в связи с тем, что в административной границе села мало пастбищных угодий для выпаса индивидуального скота, а также предложен произвести выдел земельного участка под объектом недвижимости с кадастровым номером N, площадью 19, 5 кв.м, в целях заключения договора аренды земельного участка под ним.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в продлении договора аренды с Хамуковым И.В. незаконен ввиду отсутствия правовых оснований, установленных статьей 19.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с этим возложил на административного ответчика обязанность заключить с Хамуковым И.В. договор аренды земельного участка на новый срок.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа, выраженного в письме МКУ "Управление сельского хозяйства, муниципального имущества, земельных отношений и природопользования Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" от 16 июня 2022 г. согласился, поскольку из текста административного иска и письма от 16 июня 2022 г, по сути заявление о заключении на новый срок (продлении) договора аренды не было удовлетворено. Вместе с тем, в письме от 16 июня 2022 г. административный ответчик не привел конкретных положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации к отказу, заявление по существу не рассмотрено, в его обоснование имеется ссылка лишь на то, что рядом с земельным участком будет пролегать автомобильная дорога регионального значения, что повлечет несоблюдение норм размещения объектов рядом с автомобильной дорогой, а также сославшись на неисполнение условий договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства животноводческой фермы, которая не была построена. В связи с тем, что суд не может подменять собой уполномоченные органы местного самоуправления, суд апелляционной инстанции указал, что нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем повторного рассмотрения административным ответчиком заявления, которое ранее последним по существу разрешено не было, при этом в удовлетворении требований об обязании заключить с Хамуковым И.В. договор аренды земельного участка на новый срок отказал.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Хамукова И.В. о заключении с ним на новый срок договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 85 028 кв.м, до проверки органом местного самоуправления в пределах своей компетенции заявления Хамукова И.В. в соответствии со статьей 19.16 Земельного кодекса Российской Федерации соглашается, полагает их соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпунктам 9 и 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений; земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В силу положений пунктов 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случаях, если он предоставлен в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса) либо предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства для собственных нужд. При этом необходимо наличие в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно положениям пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю; в указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Приведенные положения закона предусматривают необходимость совершения органом местного самоуправления ряда проверочных мероприятий для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для предоставления земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов, а также соблюдения условий его представления в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Как правильно указано судами, по содержанию письма МКУ "Управление сельского хозяйства, муниципального имущества, земельных отношений и природопользования Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" от 16 июня 2022 г. следует, что вопрос о возможности предоставлении земельного участка для целей ведения сельскохозяйственного производства (животноводства) в целом как действующему арендатору земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не разрешался, ссылки на наличие препятствий в связи с прохождением автомобильной дороги являются предположительными и документально не подтверждены, более того, нормирование расстояний между объектами автомобильного транспорта и животноводческим комплексом также не состоятельно, поскольку административным ответчиком указано на неисполнение условий договора аренды и отсутствие построенных коровников либо иных объектов животноводческой фермы за исключением дома животновода. Условия предоставления земельного участка в силу статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пунктов 3 и 4 статьи 39.6, статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики не проверены и в письме от 16 июня 2022 г. не отражены. При этом вопрос о возможности предоставлении земельного участка по основанию размещения на нем объекта недвижимого имущества и эксплуатации существующего дома животновода площадью 19, 5 кв.м рекомендовано разрешить путем выдела части земельного участка под объектом.
Таким образом, рекомендованное Местной администрации Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики решение нельзя принять в основу удовлетворения требований о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, так как органом местного самоуправления разъяснено о рассмотрении вопроса перезаключения договора коллегиально представительным органом (на сессии) в связи с недостатком пастбищных угодий для выпаса индивидуального скота в административной границе села. В то же время решение, предусматривающее конкретные и перечисленные в законе основания для отказа в заключении нового договора аренды, не принято, а такие основания не были проверены административным ответчиком и не установлены судами.
Вопреки доводам жалобы, судом апелляционной инстанции при рассмотрении заявленных требований нарушения статей 178, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не допущены, административный иск рассмотрен в пределах требований, судом указано об обязанности устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Хамукова И.В, поскольку заявление им подано впервые, признаков злоупотребления и уклонения от рассмотрения заявления судом не усмотрено.
При таком положении избранный судом апелляционной инстанции способ восстановления нарушенного права административного истца, в отношении которого фактически имело место ненадлежащее рассмотрение заявления, является верным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и возложения на Местную администрацию Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики обязанности заключить договор аренды с Хамуковым И.В. на новый срок не представляется возможным с учетом установленной процедуры рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на новый срок и недопустимости вмешательства в компетенцию органов местного самоуправления, влекущего нарушение конституционного принципа разделения властей.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хамукова И.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.