Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Курасовой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Абумуслимовой Умиры Абдулкадыровны, Ибрагимова Висхана Рамзановича, Джамалханова Анзора Хизировича, Якубовой Луизы Хизировны, Абубакаровой Разет Абуезидовны, Дилмаева Хусаина Усмановича, Ибрагимова Мовлади Алхузуровича, Юсупхаджиева Бекбулата Эрболатовича, Газиева Абубакара Маазовича, Мусаниповой Румани Дедиевны, Якубовой Зарган Шамануевны, Межидова Хож-Бауди Денилбековича, Джацаева Бадрудина Хожаевича, Масаева Висхана Гиланиевича, Исраилова Эскирхана Бувайсаровича, Дадаева Сайд-Альви Шамхановича, Усманова Абдулхалима Ахметовича, Сейлимсултанова Жалета (без отчества), Дадаева Хас-Аель Шамхановича, Мацаевой Курсу Газиевны, Сулейманова Али Майрбековича, Сайбулатовой Аминат Газиевны, Дадагова Идриса Увайсовича, Мусаевой Асмарт Ахмедовны и Садуллаева Абубакара Райбековича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Чеченской Республике, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и взыскании социальных выплат за утраченное жилье, по кассационной жалобе Абумуслимовой Умиры Абдулкадыровны, Ибрагимова Висхана Рамзановича, Джамалханова Анзора Хизировича, Якубовой Луизы Хизировны, Абубакаровой Разет Абуезидовны, Дилмаева Хусаина Усмановича, Ибрагимова Мовлади Алхузуровича, Юсупхаджиева Бекбулата Эрболатовича, Газиева Абубакара Маазовича, Мусаниповой Румани Дедиевны, Якубовой Зарган Шамануевны, Межидова Хож-Бауди Денилбековича, Джацаева Бадрудина Хожаевича, Масаева Висхана Гиланиевича, Исраилова Эскирхана Бувайсаровича, Дадаева Сайд-Альви Шамхановича, Усманова Абдулхалима Ахметовича, Сейлимсултанова Жалета (без отчества), Дадаева Хас-Аель Шамхановича, Мацаевой Курсу Газиевны, Сулейманова Али Майрбековича, Сайбулатовой Аминат Газиевны, Дадагова Идриса Увайсовича, Мусаевой Асмарт Ахмедовны и Садуллаева Абубакара Райбековича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 14
сентября 2023 года
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
31 августа 2022 года Абумуслимова У.А, Ибрагимов В.Р, Джамалханов А.Х, Якубова Л.Х, Абубакарова Р.А, Дилмаев Х.У, Ибрагимов М.А, Юсупхаджиев Б.Э, Газиева А.М, Мусанипова Р.Д, Якубова З.Ш, Межидов Х-Б.Д, Джацаев Б.Д, Масаев В.Г, Исраилов Э.Б, Дадаев С-А.Ш, Усманов А.А, Сейлимсултанов Ж, Дадаев Х-А.Ш, Мацаевой К.Г, Сулейманов А.М, Сайбулатова А.Г, Дадагов И.У, Мусаева А.А. и Садуллаев А.Р. обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Чеченской Республике о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и взыскании социальных выплат за утраченное жилье.
Решением Ленинского районного суда г.Грозного от 15 сентября 2022 года исковые требования заявителей удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чеченской Республики от 13 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено и по делу принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований истцов.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чеченской Республики от 13 декабря 2022 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 14 сентября 2023 года решение Ленинского районного суда г.Грозного от 15 сентября 2022 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявителей поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 14 сентября 2023 года по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в октябре 2008 года на территории Чеченской Республики произошло землетрясение, повлекшее разрушение зданий, в том числе жилых домов, и нарушение жизнедеятельности населения.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2008 г. N491-Р "О введении чрезвычайной ситуации на территории Чеченской Республики с 14 часов 00 минут 14 часов 00 минут 11 октября 2008 г." (далее - распоряжение Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2008 г. N491-Р), на территории Чеченской Республики был введен режим чрезвычайной ситуации.
Из пункта 5 распоряжения Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2008 г. N491-Р усматривается поручение Председателю Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чеченской Республики на проведение внеочередного заседания комиссии по вопросу организации жизнеобеспечения, оказания неотложной помощи пострадавшему населению и определению ущерба, нанесенного землетрясением на территории Чеченской Республики.
14 ноября 2008 г. Правительством Чеченской Республики было издано Распоряжение N550-р "О ликвидации последствий землетрясения" (далее - Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 14 ноября 2008 г. N550-р), в соответствии с которым, в целях ликвидации последствий землетрясения, произошедшего 11 октября 2008 г. и оперативного решения вопросов проектные институты привлечены к проведению работ для обследования пострадавших домовладений. Администрациям пострадавших районов поручено в кратчайшие сроки формирование пакетов документов по пострадавшим жилым помещениям, предоставление их в ГУП "Дирекция по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий на территории Чеченской Республики".
15 ноября 2008 г. сформированной комиссией с участием специалистов ФГУП "Ростехинвентаризация" проведено визуальное обследование домов, составлены акты с отражением в них процента разрушения, технического состояния домов, оказавшихся в зоне землетрясения, и заключения комиссии по каждому обследованному дому.
Согласно комиссионным актам от ДД.ММ.ГГГГ N N по дому Абумуслимовой У.А, N N по дому Ибрагимова В.Р, N N по дому Джамалханова А.Х, N N по дому Джабарова Х.У, N N по дому Якубовой Л.Х, N N по дому Абубакаровой Р.А, N N по дому Дилмаева Х.У, N по дому Ибрагимова М.А, N N по дому Юсупхаджиева Б.Э, N по дому Газиева А.М, N N по дому Мусаниповой Р.Д, N N по дому Якубовой З.Ш, N N по дому Межидова Х.-Б.Д, N N по дому Джацаева Б.Х, N N по дому Масаева В.Г, N по дому Исраилова Э.Б, N N по дому Дадаева С.А.Ш, N N по дому Усманова А.А, N по дому Сейлимсултанова Ж, N N по дому Дадаева Х.-А.Ш, N N по дому Мацаева К.Г, N N по дому Сулейманова А.М, N N по дому Сайбулатовой А.Г, N N по дому Дадагова И.У, N N по дому Мусаевой А.А. и N N по дому Садуллаева А.Р. комиссия по результатам обследования домов пришла к выводу о том, что жилые дома истцов в результате землетрясения полуразрушены и не пригодны для проживания.
Из актов обследования от 15 ноября 2008 г, составленных комиссией в соответствии с распоряжениями Правительства Чеченской Республики N491-Р, N550-Р и "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N47, следует, что дома истцов повреждены именно в результате землетрясения, возникли трещины, в фундаменте и несущих стенах, произошло провисание потолков, смещение стен, что дома пришли в состояние непригодное для проживания в результате землетрясения, установлено комиссией с участием уполномоченных представителей администрации Шалинского района, ФГУП "Ростехинвентаризация - ФБТИ", ФГУЗ в Шалинском районе, ГУП "Чеченагропромпроект", ОГПН по Шалинскому району и администрации села Автуры Шалинского района.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцы и члены их семей проживали в принадлежащих им домовладениях, которые в результате землетрясения в октябре 2008 года были разрушены, однако в нарушение закона и нормативных актов по вине администрации села Автуры и членов Комиссии не были включены в список лиц на получение жилищных сертификатов, в связи с чем истцы имеют право на получение соответствующих выплат в установленном размере.
При этом суд первой инстанции посчитал установленным, что в связи с утратой жилья истцы своевременно обратились с заявлениями в администрацию села Автуры Шалинского района Чеченской Республики о включении их в список лиц, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, для получения государственных жилищных сертификатов.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Руководствуясь положениями статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", действующими на момент разрешения спорных правоотношений, постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", а также Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561), утв. МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10 июля 1995г, Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1995г. N 916, постановления Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995г. N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", суд апелляционной инстанции исходил из того, что реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер.
Проанализировав положения Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, в редакции, действующей на момент обращения истцов в суд с настоящим иском, суд апелляционной инстанции указал, что на момент обращения истцов в суд с требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата была подробно регламентирована правоприменительная процедура реализации права граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата.
Обращение гражданина, претендующего на получение государственного жилищного сертификата, в компетентный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением является условием начала этой процедуры, в рамках которой органом местного самоуправления по месту проживания граждан, лишившихся жилых помещений, после проверки сведений, указанных в заявлении, подготавливается список таких граждан. Этот список подтверждается и подписывается начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, затем проверяется и подписывается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы, после чего утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется для согласования в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а затем в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления финансового обеспечения и последующего погашения государственных жилищных сертификатов.
В таком же порядке осуществляется включение в утвержденный список дополнительных граждан, а именно: с соблюдением установленной процедуры, то есть проверки наличия всех условий приобретения гражданами права на получение государственного жилищного сертификата и прохождения согласований, предусмотренных пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Между тем, материалы дела не содержат соответствующих требованиям закона доказательств соблюдения истцами заявительного порядка реализации права на получение государственного жилищного сертификата и уважительности причин его несоблюдения, не обращения на протяжении длительного времени в органы исполнительной власти с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата.
Допрошенные в суде апелляционной инстанции по ходатайству представителя истцов свидетели - жители села Автуры Каимов Э.Р, Персиев М.Х. и Султанов Ж.И. подтвердили факт произошедшего землетрясения в селе Автуры в 2008 году, но не имеют сведений относительно обращения истцов в органы местного самоуправления или иные учреждения по данному поводу, что недостаточно для вывода о соблюдении истцами заявительного порядка обращения для получения социальной помощи по истечении столь длительного срока с момента наступления событий техногенного характера.
Оценив собранные по делу доказательства, в отсутствие безусловных данных, указывающих на подачу истцами соответствующих письменных заявлений, в отсутствие их надлежащим образом заверенных копий и других относимых и допустимых доказательств, в том числе, письменных, суд апелляционной инстанции посчитал недоказанным тот факт, что истцы в письменной форме в установленном порядке обращались с соответствующими заявлениями о признании их пострадавшими в результате землетрясения, произошедшего в октябре 2008 года, и эти заявления были приняты.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ввиду отсутствия доказательств соблюдения истцами заявительного порядка, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда отменил с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Вопреки доводам жалобы, все доказательства по делу исследованы судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, ставящих под сомнение правильность и обоснованность выводов судов, в порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Курасова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.