Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Курасовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Ольги Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Семенова О.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости. Просила признать право на включение в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов:
- ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры в детском саду N Петропавловской базы океанического рыболовства в календарном исчислении;
- ДД.ММ.ГГГГ. период прохождения военной службы по контракту в том числе с ДД.ММ.ГГГГ. - отпуск по беременности и родам, в войсковой части 2098 в должности санитарного инструктора в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца);
- с ДД.ММ.ГГГГ. период работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером поселка Нижнебалковский Гражданской участковой больницы в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца), возложить на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы, а также установить наличие по состоянию на 08.10.2021г. стажа работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости - 30 лет.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 7 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 сентября 2023 года, исковые требования Семеновой О.А. удовлетворены в полном объеме.
Суд признал за Семеновой О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на включение в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующих периодов: с 29.03.1989г. по 24.06.1993г. в должности медицинской сестры в детском саду N 7 Петропавловской базы океанического рыболовства в календарном исчислении; с 19.10.1994г. по 10.09.1995г. период прохождения военной службы по контракту в том числе с 24.04.1995г. по 10.09.1995г. - отпуск по беременности и родам, в войсковой части 2098 в должности санитарного инструктора в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца); период работы с 11.01.1999г. по 08.04.1999г. в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером поселка Нижнебалковский Гражданской участковой больницы в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца); возложил на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанные периоды работы, и установилналичие у Семеновой О.А. по состоянию на 08 октября 2021г. стажа работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 30 лет.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
От представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Отделения. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенова О.А. (добрачные фамилии Колесова, Антонова), 27 июля 1968 года рождения, обратилась 16 ноября 2022 года в Отделение пенсионного фонда по месту жительства (город Минеральные Воды) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в связи с 30-летним стажем медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения.
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю от 15 февраля 2023 года N 515952/22 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, поскольку по представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающий право на досрочном назначении страховой пенсии по старости, с учетом Списка N 781 и Правил N 781 составляет 25 лет 6 месяцев 5 дней, при требуемом не менее 30 лет.
С учётом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. N 2-П, в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены периоды работы:
- с 29.03.1989г. по 24.04.1993г. в должности медицинской сестры в Петропавловской базе океанического рыболовства, поскольку наименование учреждения не предусмотрено разделом "Наименование учреждений" Списком N 1397, Списком N 464, Списком N 1066 и Списком N 781;
- с 14.10.1993г. по 30.11.1998г. в качестве санитарного инструктора в войсковой части 2098 при прохождении службы по контракту, так как наименование учреждение и наименование должности не предусмотрено разделами "Наименование учреждений" и "Наименование должностей" Списком N 1397, Списком N 464, Списком N 1066 и Списком N 781;
- с 11.01.1999г. по 08.04.1999г. в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в Минераловодской центральной районной больнице (в последствии Минераловодское территориальное медицинское объединение, Минераловодская центральная районная больница Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница", муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Минераловодская центральная районная больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Минераловодская центральная районная больница"), поскольку указанная должность не предусмотрена разделом "Наименование должностей" Списком N 1397, Списком N 464, Списком N 1066 и Списком N 781.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", оценив представленные сторонами доказательства, пришёл к выводу о необходимости включения спорных периодов работы Семёновой О.А. в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Факт работы истца с 29.03.1989г. по 24.06.1993г. в должности медицинской сестры детского сада N 7 подтверждается справкой исх. N 025/46 от 31.03.1994г, выданной Петропавловской базой океанического рыболовства; сведениями из послужного списка, а действующим в то время Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяемым для учета медицинской деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, предусматривалось включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах и независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Удовлетворяя требования истца о включении в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода с 19.10.1994г. по 10.09.1995г. прохождения военной службы по контракту в том числе с 24.04.1995г. по 10.09.1995г. - отпуск по беременности и родам, в войсковой части 2098 в должности санитарного инструктора в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца), суд первой инстанции руководствовался статьей 10 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г..N 4338-1 "О статусе военнослужащих", статьей 165 КЗоТ РСФСР (в ред. от 25.09.1992г.), пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г..N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981г. N 193, абз. 19 п. "д" ст. 19 Инструкции о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота и их семьям, введенной в действие Приказом Министра обороны СССР от 26.11.1982г. N 300 "О пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей" с 01.01.1983г, с учетом изменений, внесенных Приказом МО СССР от 05.05.1988г. N 150, Инструктивным письмом
Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения и других документов по оплате труда работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 10.11.1986г. N 1480, и исходил из того, что за периоды, выработанные с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. включительно, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР, в том числе работа в должности санитарного инструктора включалась в стаж работы по специальности при наличии среднего медицинского образования, в силу п. 2 Постановления N 464 от 06.09.1991г, установив при этом право на льготное исчисление указанных периодов службы в Вооруженных Силах, в том числе в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями (1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж периода работы с 11.01.1999г. по 08.04.1999г. в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером поселка Нижнебалковский Гражданской участковой больницы в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца), суд руководствовался пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, Положением о фельдшерско-акушерском пункте, утв. Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973г. N 566, и с учетом работы в период с 11.01.1999г. по 15.07.1999г. истца в одном и том же здании - фельдшерско-акушерском пункте, в одной и той же должности - заведующей ФАП - фельдшером, а период работы с 09.04.1999г. по 15.07.1999г. засчитан ответчиком в медицинский стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), исходил из того, что занимаемая истцом должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера относилась к должностям среднего медицинского персонала, а фельдшерско-акушерский пункт находился в сельской местности, и пришел к выводу о включении спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении.
Поскольку при включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанных периодов работы у Семеновой О.А. по состоянию на 08 октября 2021г. имелось 30 лет 5 дней специального стажа, а также величина ИПК составляла более 30 баллов, что с учетом переходных положений о назначении страховой пенсии по старости, дает право на страховую пенсию по старости с 08 октября 2021 года, суд удовлетворил требования истца об установлении по состоянию на 08 октября 2021г. у истицы 30 лет стажа работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о неправомерности включения периода работы истца с 29.03.1989г. по 24.06.1993г. в должности медицинской сестры детского сада N 7 в льготный стаж, суд апелляционной инстанции указал, что наличие аббревиатуры (сокращенного написания "детский сад") - "д/с 7" в справке исх. N 02-5/46 от 31.03.1994, выданной Петропавловской базой океанического рыболовства, не может влиять на право Семёновой О.А. на назначение страховой пенсии по старости, поскольку ответчиком не представлены суду доказательства, что истец работала в ином учреждении, а не в детском саду. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, в доказывании не нуждаются.
Суд апелляционной инстанции признал несостоятельной позицию ответчика об ошибочном применении судом п. д ст. 19 Инструкции N300, противоречащей положениям пункта 2 Постановления от 06.09.1991г.N464, статье 10 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", п.12 разъяснений Госкомьтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. N23/24-11.
Отклоняя довод ответчика об отсутствии в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Семеновой О.А. в периоде с 11.01.1999г. по 15.07.1999г. сведений о спорном льготном периоде работы, суд апелляционной инстанции со ссылкой на ст.8 Федерального закона от 01 апреля 19996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", указал, что обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах лежит на работодателе, а выполнение истцом лечебной работы в учреждении и по должности, предусмотренных Списком, подтверждено материалами дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
При разрешении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно руководствовались пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, подлежащих применению к спорным правоотношениям, исчерпывающее толкование которых приведено в оспариваемых судебных актах, а также приняли во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П.
Выводы судебных инстанций мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебных инстанций по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении судом спорных периодов работы в медицинский стаж истца были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Курасова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.