Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу Федькина Василия Петровича на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Атюрьевского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия от 18 июля 2023 года, решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2023 года, вынесенные в отношении Федькина Василия Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Атюрьевского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия от 18 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2023 года, Федькин В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Федькин В.П. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как усматривается из материалов дела, 7 мая 2023 года в 19 часов 40 минут на 18 км автодороги Атюрьево - Темников, расположенной в Атюрьевском районе Республики Мордовия, водитель Федькин В.П, в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения, управлял транспортным средством - квадроциклом марки "STELS", без государственного регистрационного знака, находясь в состоянии опьянения и такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Федькина В.П. постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Атюрьевского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия от 18 июля 2023 года, с которым согласился судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия, к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, данные выводы не могут быть признаны законными и обоснованными по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В силу части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 данной статьи установлено, что отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Аналогичное требование содержится в пунктах 2, 9 Правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1882.
В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты (часть 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В случае применения видеозаписи совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (часть 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установленное законом требование о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с участием понятых или с применением видеозаписи является одной из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в соответствующем протоколе или акте содержания и результатов проводимого процессуального действия.
Как усматривается из материалов дела, 7 мая 2023 года должностным лицом ГИБДД в отношении Федькина В.П. применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортным средством и направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
При этом протоколы об отстранении от управления транспортным средством, о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, составленные должностным лицом ДПС ГИБДД в отношении Федькина В.П, содержат запись о применении видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий.
При применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении понятые должностным лицом ГИБДД к участию в деле не привлекались.
Вместе с тем приложенный сотрудниками ГИБДД к материалам дела об административном правонарушении (л.д.16) диск с видеозаписью не содержит какой-либо информации (какие-либо файлы отсутствуют).
По запросу мирового судьи ММО МВД России "Торбеевский" в суд представлена видеозапись, на которой имеются два файла. На одном из них зафиксировано событие административного правонарушения, на другом - инспектор ГИБДД разъясняет Федькину В.П, находящемуся в больничной палате, содержание статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 51 Конституции Российской Федерации, доводит до его сведения содержание протокола об административном правонарушении и перечень приложенных к нему документов (л.д.73-74, 75, 76).
В жалобе на постановление мирового судьи Федькин В.П. указывал на то, что установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был, так как пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с использованием технического средства измерения инспектор ГИБДД ему не предлагал, в связи с чем предусмотренных законом оснований для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения не имелось; все процессуальные документы были составлены без его участия и представлены ему на подпись уполномоченным должностным лицом ГИБДД в больнице. Представленная видеозапись соблюдение установленного законом порядка направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не подтверждает.
В поданной Федькиным В.П. в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе содержатся аналогичные доводы.
Между тем по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Федькина В.П. вопросы о соблюдении требований статьи 25.7, 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного законом порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в полной мере не исследованы.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данные законоположения направлены на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях и обеспечение процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
В рассматриваемом случае разрешение настоящего дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2023 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Торбеевский районный суд Республики Мордовия.
При новом рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении следует учесть изложенное в настоящем постановлении и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
решение судьи Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2023 года, вынесенное в отношении Федькина Василия Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Торбеевский районный суд Республики Мордовия.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.