Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу Горлова ФИО9 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области N N от 05 декабря 2022 года, решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 16 декабря 2022 года, решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 04 апреля 2023 года, решение судьи Тульского областного суда от 25 мая 2023 года, решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 07 июля 2023 года, вынесенные в отношении Горлова ФИО10 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области N N от 05 декабря 2022 года, оставленным без изменения решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 16 декабря 2022 года, Горлов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Решением судья Ясногорского районного суда Тульской области от 04 апреля 2023 г. в ходе рассмотрения жалобы Горлова А.В. в порядке статей 30.6-30.9 данного Кодекса, постановления должностных лиц изменено в части назначенного наказания, административный штраф снижен до 100000 рублей.
Решением судьи Тульского областного суда от 25 мая 2023 года, в ходе рассмотрения жалобы должностного лица, решение судья Ясногорского районного суда от 04 апреля 2023, отменено в связи с неверной оценкой доказательств и применением норм процессуального права в части назначенного наказания, дело возвращено на новое рассмотрение.
Решением судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 07 июля 2023 года, Горлов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Горлов А.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Лидере" к административной ответственности) предусмотрена ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 23.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200 под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Статьей 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом. -
Согласно положениям ч.2 ст.31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 4 ноября 2022 года в 15:02:08 по адресу: Тульская область, а/д Новое Клейменово-Ясногорск-Мордвес, км 40 + 820, водитель, управляя тяжеловесным 3-осным транспортным средством марки "МЕРСЕДЕС БЕНЦ АКТРОС 1836 LNRA", государственный регистрационный знак N в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, ч.1 ст.29ФЗ от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ N 2200 от 21.12.2020 "Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации", осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту N286854 измерения параметров ТС превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 32, 36% (2, 427 т) на ось N2 (погрешность 10%), двигаясь с нагрузкой 9, 927 т на ось N3 при допустимой нагрузке 7, 500 т на ось.
Нарушение выявлено и зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме - Системы измерения параметров автомобильных транспортных средств в движении типа Системы дорожные весового и габаритного контроля "СВК", заводской номер ЖГДК-002, свидетельство о поверке NС-ВЮ/07-07-2022/169183178, срок действия поверки до 6 июля 2023 года, свидетельство об утверждении, типа средства измерений 54906/2, срок действия до 4 марта 2024 года, являющейся сертифицированной, предназначенной для автоматических измерений осевой нагрузки, нагрузки от колеса (группы колес) движущегося транспортного средства, определения его общей массы, измерений габаритных размеров средства, скорости и межосевых расстояний, как указано выше со сроком действительной поверки до 6 июля 2023 года, что подтверждает технические характеристики системы и ее пригодность к применению в полном соответствии с руководством по эксплуатации.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Горлова А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 названного кодекса выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии Горлова объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерения, проверки параметров, не имеется. Результаты взвешивания транспортного средства указаны с учетом погрешности названного технического средства, прошедшего периодическую поверку в установленном законом порядке.
Довод жалобы об отмене судебного решения судья Ясногорского районного суда Тульской области от 04 апреля 2023 г, не подлежат удовлетворению, так как данное решение отменено вышестоящей инстанцией.
Доводы заявителя, касающиеся того, что перевозимый транспортным средством груз использовался в личных целях, были предметом судебного разбирательства и обоснованно отклонены по основаниям указанным в судебных актах, с чем следует согласиться.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Оснований для отмены судебного решения судьи Тульского областного суда от 25 мая 2023 года, по доводам жалобы, не имеется, судья областного суда обоснованно пришел к выводу о неверной оценке доказательств по делу и применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 18мапреля 2019 года N5-П связи с чем обоснованно отменил решение судья Ясногорского районного суда Тульской области от 04 апреля 2023г, и возвратил на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалы дела содержат сведения о надлежащим извещении Горлова А.Е. и его защитника Бурдиной Ю.А. о времени и месте рассмотрения дела, заявленное защитником ходатайство об отложении дела отклонено мотивированным решением в соответствии с требованиями статьи 24.4 данного Кодекса, с чем следует согласиться, с связи с чем, решение Ясногорского районного суда Тульской области от 07 июля 2023 года, отмене не подлежит.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 названного кодекса (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Должностное лицо и судебные инстанции с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела пришли к обоснованному выводу о том, что представленные документы не являются достаточными доказательствами, бесспорно подтверждающими нахождение транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица и перевозящего груз в личных целях.
Доводы поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам жалобы, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены по изложенным в соответствующих судебных актах мотивам, они не опровергают наличие в деянии Горлова А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Постановление о привлечении Горлова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Горлову А.В. в минимальных пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
Вместе с тем из решения судья Ясногорского районного суда Тульской области от 07 июля 2023 года подлежит исключению ссылка в мотивировочной части решения (при таких обстоятельствах постановление N N от 29 декабря 2022 года, вынесенное начальником ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области Севрюгиной Н.В, решение заместителя начальника управления ГИБДД УМВД России по Тульской области от 13 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТК Орион", сомнений в своей законности не вызывает, оснований для их отмены или изменения не усматривается).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области N N от 05 декабря 2022 года, решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 16 декабря 2022 года, решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 04 апреля 2023 года, решение судьи Тульского областного суда от 25 мая 2023 года, решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 07 июля 2023 года, вынесенные в отношении Горлова ФИО12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Горлова ФИО11 - без удовлетворения.
Из решения судья Ясногорского районного суда Тульской области от 07 июля 2023 года исключить ссылку (постановление N N от 29 декабря 2022 года, вынесенное начальником ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области Севрюгиной Н.В, решение заместителя начальника управления ГИБДД УМВД России по Тульской области от 13 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТК Орион", сомнений в своей законности не вызывает, оснований для их отмены или изменения не усматривается).
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.