Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу старшего оперуполномоченного ОБОП ОУР МУ МВД России "Люберецкое" Насонова Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 346 Люберецкого судебного района Московской области от 16 марта 2023 года, решение судьи Люберецкого городского суда Московской области от 11 мая 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Саян" (далее ООО "Саян") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 346 Люберецкого судебного района Московской области от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Люберецкого городского суда Московской области от 11 мая 2023 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Саян" по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение в суд, Насонов Е.А. выражает несогласие с судебными актами, считая их незаконными и вынесенными с нарушением норм процессуального права.
ООО "Саян", уведомленное о подаче названной жалобы, свои возражения на нее не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде. Согласно части 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
В таблицу III списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681, включен калий перманганат в концентрации 45 процентов и более.
В соответствии с пунктами 4, 12 статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу II списка IV, относятся, в частности, установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 года N 419 утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее Правила).
Пунктами 2, 6, 8 Правил установлено, что при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций. Записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции. В журналах указываются как наименования прекурсоров в соответствии со списками I и IV перечня, так и иные их наименования, под которыми они получены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В силу пункта 5 названных Правил лиц, ответственных за ведение и хранение журналов, назначает руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 12 октября 2022 года в 12 часов 50 минут по адресу: "адрес", ООО "Саян" при осуществлении фармацевтической деятельности аптечного пункта допустило нарушение правил учета прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
По результатам административного расследования 31 октября 2022 года должностным лицом ОНК МУ МВД России "Люберецкое" в отношении ООО "Саян" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения обществом статьи 30 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
По итогам рассмотрения дела постановлением мирового судьи судебного участка N 346 Люберецкого судебного района Московской области от 16 марта 2023 года прекращено производство в отношении ООО "Саян", в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Основанием для такого решения послужили выводы мирового судьи об отсутствии в деле доказательств извещения ООО "Саян" о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу, поданную на постановление в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами нижестоящей инстанции и вынесенным им постановлением согласился, указав, что составление протокола по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Саян", не извещенного надлежащим образом о месте и времени совершения процессуального действия, является нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекшим невозможность реализации процессуальных прав субъекта ответственности, в том числе права на защиту.
Однако материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что указанные решения приняты мировым судьей и судьей городского суда при всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат перечисленные в статье 26.1 названного Кодекса обстоятельства, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при разрешении жалобы, протеста на постановление, решение по делу об административном правонарушении должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать им надлежащую правовую оценку.
Требования указанных норм мировым судьей и судьей городского суда не выполнены.
Принимая решение о прекращении производства ввиду отсутствия в деянии ООО "Саян" состава вменяемого административного правонарушения по мотиву неуведомления общества о дате составления протокола об административном правонарушении, судебные инстанции не учли, что законный представитель юридического лица уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, соответствующая информация доведена до его сведения должностным лицом посредством телефонограммы, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой соответствующее извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено, в том числе телефонограммой.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
В материалах дела имеется уведомление об извещении на составление протокола об административном правонарушении на 31 октября 2022 года к 10 часам 30 минутам по адресу: "адрес" полученное сотрудником ООО "Саян" П. 24 октября 2022 года для передачи генеральному директору.
Получение данного извещения провизором ООО "Саян" П. в ходе производства по делу не оспаривалось.
Избранные должностным лицом административного органа способы извещения не противоречат положениям части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым извещение может быть направлено с использованием любых средств связи, перечисленных в указанной норме, а также иных средств связи и доставки.
Поступление извещения по месту нахождения обособленного аптечного пункта ООО "Саян" для передачи генеральному директору общества обеспечивало его законному представителю реальную возможность получить данное извещение и реализовать свое право на участие в составлении протокола об административном правонарушении лично либо через уполномоченное на то лицо.
Вышеизложенное противоречит выводам судебных инстанций об отсутствии в деле доказательств извещения законного представителя общества, более того, при наличии сомнений указанные вопросы подлежали проверке судебными инстанциями в рамках производства по делу путем совершения соответствующих процессуальных действий.
Таким образом, вывод о наличии оснований для прекращения производства по делу сделан судьями без надлежащего исследования и правовой оценки обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, а также без учета норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом. Судьей городского суда допущенное мировым судьей процессуальное нарушение не устранено, что не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу и устранения допущенных судьями процессуальных нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу положений указанной нормы и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 346 Люберецкого судебного района Московской области от 16 марта 2023 года и решение судьи Люберецкого городского суда Московской области от 11 мая 2023 года, состоявшиеся в отношении ООО "Саян" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 346 Люберецкого судебного района Московской области от 16 марта 2023 года и решение судьи Люберецкого городского суда Московской области от 11 мая 2023 года, состоявшиеся в отношении ООО "Саян" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.