Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Штама А А на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 18 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Штама А А к МИФНС N 3 по Московской области о признании безнадежной к взысканию недоимки и задолженностями по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Штам А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать задолженность по транспортному налогу за 2018, 2019, 2021 годы безнадежной к взысканию и списать указанную задолженность.
Требования мотивированы тем, что является плательщиком транспортного налога. 24 апреля 2023 года им был оплачен транспортный налог за 2021 год и направлено сопроводительное письмо с указанием на данный платеж по транспортному налогу за 2021 год. Однако из ответа налогового органа следует, что указанный платеж был зачтен по транспортному налогу за более ранний период. При этом в отношении транспортного налога за 2018 год имеется решение суда об отказе во взыскании задолженности. Требование по транспортному налогу за 2019 год не выставлялись, срок давности для взыскания у него истек.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 13 июля 2023 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 18 октября 2023 года решение суда отменено в части признания недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 3 740 руб, транспортному налогу за 2021 год в размере 3 740 руб. и пени на эти суммы безнадежными к взысканию, обязанность по их уплате прекращенной. Принято новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 18 декабря 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2024 года, Штам А.А. просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что в отношении задолженности по транспортному налогу за 2018 и 2019 годы истек срок давности для взыскания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебных актов не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административный истец является плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению от 1 сентября 2022 года N Штам А.А. обязан оплатить транспортный налог за 2021 год в сумме 3 740 руб. в срок не позднее 1 декабря 2022 года.
Штам А.А. оплатил транспортный налог по указанному налоговому уведомлению в сумме 3 740 руб. 11 апреля 2023 года.
Согласно письму МИФНС России N3 по Московской области от 24 апреля 2023 года за Штам А.А. числится отрицательное сальдо на едином налоговом счету в размере 11 605 руб. 37 коп, из них пени в размере 2 240 руб. 37 коп, транспортный налог в размере 7 480 руб. (за 2021 год в размере 3 740 руб, за 2019 год в размере 3 740 руб.), налог на имущество в размере 1 885 руб.
Согласно налоговому уведомлению от 1 сентября 2020 года N 67847024 размер транспортного налога за 2019 год составил 3 740 руб, не позднее 1 декабря 2020 года.
По состоянию на 25 августа 2023 года сальдо по Единому налоговому счёту составляет 11915 руб. 66 коп, в том числе по видам обязательств:
Транспортный налог: - 7480 руб, из них -3 740 руб. (налоговый период 2019 года); 3 740 руб. (налоговый период 2021 года).
Налог на имущество физических лиц: -1885 руб, из них 354 руб. (налоговый период 2019 года); 729 руб. (налоговый период 2020 год); 802 руб. (налоговый период 2021 год). Пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов - 2550 руб. 66 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленный законодательством срок для уплаты транспортного налога за 2019 год истек. Никаких сведений о соблюдении порядка принудительного взыскания задолженности по указанному налогу, со стороны административного ответчика не поступило. Кроме того указано, что в материалы дела представлена квитанция об оплате транспортного налога за 2021 год, во взыскании транспортного налога за 2018 год было ранее отказано решением суда в связи с пропуском срока взыскания.
Суд апелляционной инстанции, не оспаривая вывод суда о признании безнадежной к взысканию недоимки по транспортному налогу за 2018 год и отменяя решение суда в части, указал, что в отношении транспортного налога за период 2019 год срок давности для взыскания данной задолженности не истек, меры по взысканию налоговым органом не применялись, поскольку сумма задолженности до 2 декабря 2022 года не превышала 10000 руб.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При несвоевременной уплате налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (абзац 1 пункта 3 названной статьи).
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356).
В части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац третий пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случаях, поименованных в пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в связи с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).
К иным обстоятельствам, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, относится, в том числе обстоятельство признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в случаях, предусмотренных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены случаи для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание.
Так, согласно пункту 4 указанной статьи 59 основанием для признания задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежной может быть принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" безнадежными к взысканию и подлежащими списанию признаются недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Таким образом, для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам, к которым относится задолженность по транспортному налогу, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года, а также соответствующая сумма пени, начисленная на указанную задолженность.
Как следует из пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Вопреки доводам жалобы, денежные средства, поступившие от налогоплательщика, налоговым органом в соответствии с положениями статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации зачтены в хронологической последовательности, начиная с наиболее ранней даты возникновения недоимки.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении заявленных требований.
Размер задолженности по транспортному налогу за спорные периоды подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов апелляционной инстанции обоснованными.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка доказательств, вопреки доводам кассационной жалобы, не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения постановленного решения в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Штама А А - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.