Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стретенского А. И. к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на предоставление жилого помещения, обязании включить в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Тульского области на решение Советского районного суда г. Тулы от 23 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
Стретенский А.И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на предоставление жилого помещения, об обязании включить в список лиц, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обеспечении жилым помещением. В обоснование указал, что относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Зареченского района города Тулы N от ДД.ММ.ГГГГ г. был направлен в детское воспитательное учреждение, закреплено жилое помещение по адресу: "адрес" С ДД.ММ.ГГГГ Стретенский А.И. воспитывался в "данные изъяты", затем в период ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в ГОУ Профессиональное училище N44, а ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ СПО ТО "Донской политехнический техникум". Неоднократно в период с 2005 года по 2006 год директор ГОУ Профессиональное училище N44 обращался в администрацию Зареченского района города Тулы о предоставлении Стретенскому А.И. жилого помещения как лицу, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье предоставлено не было. В собственности жилых помещений не имеет.
Просил суд признать за ним право на предоставление благоустроенного жилого помещения их специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Министерство труда и социальной защиты Тульской области включить Стретенского А.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить Стретенскому А.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 23 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство труда и социальной защиты Тульского области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Стретенский А.И. относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку "данные изъяты"
Постановлением главы администрации Зареченского района города Тулы N от 25 марта 1998 г. Стретенский А.И. направлен в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено жилое помещение по адресу: "адрес"
С ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения возраста 14 лет, Стретенский А.И. воспитывался в "данные изъяты" затем в период с ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в ГОУ Профессиональное училище N44, а с 2006 года обучался в ГОУ СПО ТО "Донской политехнический техникум.
Согласно справке ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Стретенский А.И. отбывал наказание в исправительном учреждении.
Неоднократно в период с 2005 года по 2006 год директор ГОУ Профессиональное училище N44 обращался в администрацию Зареченского района города Тулы о предоставлении Стретенскому А.И. жилого помещения как лицу, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье предоставлено не было.
Так же судом установлено, что в 2009 году в администрацию Тульской области обратилась сестра Стретенского А.И. - С.Н.И. об оказании помощи в выделении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ответе, подписанном заместителем губернатора Тульской области Ч.А.А, сообщалось, что 19 декабря 2008 г. в адрес администрации Тульской области поступило ходатайство заместителя главы администрации города - начальника территориального управления администрации города Тулы по Зареченскому району о выделении денежных средств для предоставления С.Н.И. и А.И. жилой площади. Однако комплект документов, приложенный к ходатайству, был неполный, в связи с чем С.Н.И. было разъяснено право обратиться в комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Из ответа администрации Зареченского района города Тулы от 22 апреля 2005 г. на обращение директора ГОУ "Профессиональное училище N 44" г. Донского по вопросу обеспечения Стретенского А.И. жильем следует, что по прибытии Стретенского А.И. в Тулу первоначально администрацией будет решаться вопрос по его трудоустройству, либо дальнейшему обучению. Затем, от выбранного Стретенским А.И. пути, будет решаться вопрос о постановке его на очередь для получения жилой площади.
Из материалов дела также следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" на регистрационном учете состоит Стретенский А.И. вместе с сестрой С.Н.И. и "данные изъяты" что не позволяет сделать вывод об обеспеченности истца жилым помещением.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 6 статьи 3, пунктами 1, 2 статьи 9-1 Закона Тульской области от мая 2007 г. N 820-ЗТО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области", суд исходил из того, что Стретенский А.И. находился без родительского попечения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имел право на обеспечение жилой площадью, на момент рассмотрения спора жилым помещением не обеспечен.
Судом принято во внимание, что учреждения, осуществляющее функцию опеки, не обращались в установленном законом порядке в интересах Стретенского А.И. в уполномоченные органы для решения вопроса о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств, подтверждающих, что со Стретенским А.И. проводилась разъяснительная работа по поводу реализации его жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с таким заявлением, материалы дела не содержат.
Кроме того, судом отмечено, что на момент обращения истца, вступили в силу Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397, которыми предусмотрено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (п. 3 Правил).
Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают в том числе лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (пп. "г" п. 4 Правил").
Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Стретенский А.И. на момент рассмотрения спора имеет на праве собственности жилое помещение пригодное для проживания или в пользовании по договору социального найма жилого помещения, или является членом семьи нанимателя жилого помещения, в котором мог бы проживать, суд пришел к выводу о том, что Стретенский А.И. является нуждающимся в жилом помещении и имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем его требования подлежат удовлетворению.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и им дана соответствующая оценка. Эти доводы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм гражданского законодательства и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с выводами судов и установленными по делу обстоятельствами, неправильное толкование подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела норм права, и иная точка зрения, как должен быть разрешен спор, не свидетельствуют о незаконности судебных актов.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 23 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Тульского области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.