Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж, судей Ерохиной И.В, Рудых Г.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к открытому акционерному обществу "494 Управление начальника работ" о признании права собственности
по кассационной жалобе федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ерохиной И.В, выслушав с использованием веб-связи объяснения представителя ОАО "494 Управление начальника работ", возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ОАО "494 Управление начальника работ" о признании права общей совместной собственности на "адрес", расположенную по адресу: "адрес", г. "адрес", с кадастровым номером 50:20:0010207:756, общей площадью 51, 1 кв.м, также ФИО1 просил взыскать в его пользу расходы на уплату государственной пошлины в размере 27 174 руб.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года, исковые требования удовлетворены, за ФИО1 и ФИО2 признано право совместной собственности на квартиру по адресу: "адрес", г. "адрес". Взысканы с ОАО "494 Управление начальника работ" в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 27 174 руб, в доход местного бюджета - государственная пошлина в размере 13 200 руб.
В кассационной жалобе третье лицо ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов. Указывает на неисполнение контракта, на неподписанный акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей. Полагает, что удовлетворение иска приведет к нарушению имущественных прав Российской Федерации. Находит преждевременно разрешенным спор.
В письменных возражениях ФИО1, ФИО2 и ОАО "494 Управление начальника работ" просят оставить без удовлетворения кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены при рассмотрении дела.
Судом установлено, что во исполнение распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 2 августа 2005 года N-р "О строительстве жилого комплекса на земельном участке площадью 13 га Минобороны России, расположенного по адресу: "адрес", с/о Мамоновский, в районе "адрес"" между ГУ Московская квартирно-эксплуатационная часть района (заказчик) и ОАО "494 Управление начальника работ" (инвестор) заключен инвестиционный контракт от 2 ноября 2005 года N "О застройке земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации и расположенного по адресу: "адрес", с/о Мамоновский, в районе "адрес"".
В связи с реорганизацией федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Московская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России на основании подписанного дополнительного соглашения N к инвестиционному контракту от 3 февраля 2012 года заказчиком по нему является ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
По условиям инвестиционного контракта вкладом заказчика является предоставление инвестору на правах аренды под строительство земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 13 га, расположенного по адресу: "адрес", с/о Мамоновский, в районе "адрес", а вкладом инвестора - денежные средства (собственные, заемные и (или) привлеченные) для осуществления финансирования строительства 100 % общей жилой и нежилой площади объекта, отселение граждан, проживающих в сносимых жилых домах и строительство инвестиционного объекта.
Согласно пункту 4.3 инвестиционного контракта после завершения строительства распределение жилой и нежилой площади объекта осуществляется в следующих соотношениях:
по общей жилой площади объекта: не менее 20% от общей жилой площади объекта (не менее 21 578 кв. м) - в собственность Российской Федерации с последующим закреплением в оперативное управление организаций Минобороны России в виде отдельных квартир с муниципальной отделкой; не менее 80% от общей жилой площади объекта (не менее 86 312 кв. м.) - инвестору и/или привлеченным им соинвесторам в собственность;
по общей нежилой площади объекта - 100 % общей коммерческой нежилой площади объекта - в собственность инвестора и привлеченным им соинвесторов.
Стороны инвестиционного контракта в пункте 1 дополнительного соглашения N от 9 сентября 2016 года к инвестиционному контракту указали, что инвестиционным вкладом заказчика является земельный участок состоящий из 20 земельных участков общей площадью 10, 9137 га, а инвестиционным вкладом инвестора - инвестирование проведения предпроектных, подготовительных, проектных, строительных, пусконаладочных работ, сноса зданий и сооружений, строительства зданий жилого и нежилого назначения, включая транспортные и (или) инженерные сети и сооружения, благоустройства территории, отселения жителей с пятна застройки, выполнения технических условий и прочие затраты.
Общая площадь 20 земельных участков, вовлеченных в строительство объекта, согласно пункту 1 дополнительного соглашения N от 9 сентября 2016 года к инвестиционному контракту составляет 10, 9137 га из 13 га.
В рамках реализации контракта инвестором исключительно своими силами и за свой счет построен жилой комплекс по адресу: "адрес", в составе которого введено в эксплуатацию 15 жилых домов и здания нежилого назначения, в том числе жилой дом, в котором расположена спорная квартира, приобретенная истцами.
Инвестором в собственность Российской Федерации передано 21 537, 8 кв. м общей жилой площади в объекте в виде 368 квартир, что подтверждено дополнительными соглашениями к инвестиционному контракту N от 15 ноября 2010 года, N от 11 мая 2011 года, N от 5 августа 2011 года, N от 9 сентября 2016 года.
В соответствии с пунктом 4.2. инвестиционного контракта (в редакции дополнительного соглашения N к контракту от 15 ноября 2010 года) после утверждения проектно-сметной документации на объект (очередь строительства) заказчик и инвестор подписывают протокол предварительного распределения общей жилой и общей коммерческой нежилой площади объекта (очереди строительства). По мере реализации контракта и ввода каждой очереди строительства объекта в эксплуатацию стороны производят раздел долей в очереди строительства объекта путем подписания протокола распределения общей жилой площади квартир и общей коммерческой нежилой в очереди строительства объекта и акта о частичной реализации контракта. После завершения строительства объекта в целом стороны подписывают акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном объекте, в соответствии с которым осуществляется распределение прав на объект (исключая площади общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанные с системами жизнеобеспечения жилой части объекта) с учетом исполнения инвестором пунктов 4.4, 4.5.
На основании пункта 1.19. инвестиционного контракта акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном объекте - дополнительное соглашение к контракту, подтверждающее исполнение обязательств сторонами по контракту в целом и являющееся основанием для оформления имущественных прав сторон.
Согласно пункту 6.2.5. инвестиционного контракта к обязанностям заказчика строительства - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России относится подписание в течение 20 (двадцати) дней с момента утверждения акта государственной приемочной комиссии о вводе объекта в эксплуатацию и представление на согласование собственнику (Российской Федерации) акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном объекте.
Судом также установлено, что 30 июня 2014 года между ФИО1, ФИО2 и ОАО "494 Управление начальника работ" заключен предварительного договора N/Н-14А, в соответствии с которым стороны договорились по взаимному согласию заключить основной договор купли-продажи "адрес" общей площадью 51, 1 кв.м, расположенной в жилом микрорайоне с социальной инфраструктурой по адресу: "адрес", г. "адрес", срок заключения основного договора купли-продажи - не позднее 31 мая 2015 года.
Истцы в полном объеме выполнили свои обязательства по выплате ОАО "494 Управление начальника работ" стоимости квартиры в сумме 6 255 700 руб.
По акту приема-передачи от 21 августа 2014 года ОАО "494 Управление начальника работ" истцы приняли спорную квартиру, проживают в ней, несут бремя ее содержания, что подтверждено договором пользования N/Н-14а от 21 августа 2014 года.
Жилой дом, в котором расположена спорная квартира, введен в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N N от 30 декабря 2013 года.
Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области N от 22 апреля 2015 года жилому дому присвоен адрес: "адрес", городское поселение Одинцово, "адрес".
В связи с тем, что акт о реализации инвестиционного контракта и распределения долей в возведенном объекте по настоящее время между сторонами инвестиционного контракта не подписан, невозможны регистрация имущественных прав ОАО "494 Управление начальника работ" и заключение с истцами основного договора купли-продажи.
Между сторонами инвестиционного контракта имелся спор по распределению объектов недвижимости, возведенных в рамках реализации вышеуказанного инвестиционного контракта, рассматриваемый Арбитражным судом Московской области (дело N N).
В рамках рассмотрения данного спора Арбитражный суд Московского округа, отменяя решения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, в своем постановлении от 15 ноября 2022 года пришел к выводам о необоснованности доводов ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России об отсутствии у физических лиц прав на квартиры в объекте инвестиционного контракта по заключенным такими лицами с ОАО "494 Управление начальника работ" предварительным договорам купли-продажи. Как указал Арбитражный суд Московского округа в данном постановлении, при рассмотрении спора между ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и ОАО "494 Управление начальника работ" относительно распределения квартир в объекте по инвестиционному контракту необходимо определить, какие именно из спорных квартир были реализованы физическим лицам по предварительным договорам купли-продажи и переданы гражданам во владение, тем самым какие именно квартиры выбыли из владения ОАО "494 Управление начальника работ", и какая площадь с указанием номеров квартир осталась у ОАО "494 Управление начальника работ" и может быть распределена в акте реализации инвестиционного контракта.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции при установленных обстоятельствах того, что спорная квартира находится в фактическом владении и пользовании истцов, все условия относительно оплаты стоимости квартиры и ее передачи в собственность, на которых между истцами и ответчиком должен был быть заключен основной договор, сторонами предварительного договора исполнены в полном объеме, руководствуясь положениями статей 128, 131, 213, 218, 219, 223, 224, 309, 310, 398, 429, 432, 454, 455, 1041, 1042, 1048 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о признании права собственности на спорное жилое помещение.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отметил обязательность указаний арбитражного суда кассационной инстанции, содержащихся в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2022 года, для рассмотрения арбитражного дела, участие в котором принимает ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Минобороны России, о невозможности распределения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России приобретенных гражданами у ОАО "494 Управление начальника работ" по предварительным договорам квартир с уплатой их стоимости.
Отклоняя доводы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о невозможности признания за истцами права собственности на квартиру до подписания между ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и ОАО "494 Управление начальника работ" акта частичной реализации вышеуказанного инвестиционного контракта и до рассмотрения дела арбитражным судом, суд апелляционной инстанции указал на то, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России при рассмотрении арбитражного дела А41-36077/2021 были уточнены исковые требования, согласно которым ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не претендует на являющуюся предметом спора по настоящему делу квартиру, так как такая квартира по инвестиционному контракту подлежит передаче инвестору - ОАО "494 Управление начальника работ".
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о неисполнении контракта, о неподписании акта о реализации инвестиционного контракта и распределения долей, о преждевременности рассмотрения спора, что может привести к нарушению имущественных прав Российской Федерации, выражают субъективное отношение к правильности разрешения спора, направлены такие доводы на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств по делу и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при разрешении настоящего спора.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.В. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.