Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2163/2023 по иску Штоль Юлии Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Штоль Юлии Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения Штоль Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Штоль Ю.А. обратилась в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), с учетом уточнений просила признать незаконным решение от 31 марта 2023 года N74-09/16559; возложить обязанность включить в стаж на соответствующих видах работ периоды:
с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года - учеба в Магнитогорском педагогическом училище N 1, с 10 июня 1996 года по 10 августа 1996 год, с 12 июля 1997 года по 12 августа 1997 года - работа воспитателем-совместителем в "Санатории Грязнова, 32", с 10 сентября 2004 года по 31 августа 2006 года в Муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 40 старшей вожатой, а также периоды учебы и командировочных с 29 сентября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 12 января 2009 года по 25 января 2009 года, с 27 апреля 2009 года по 15 мая 2009 года, с 20 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 09 января 2013 года по 02 февраля 2013 года, назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 26 июня 2022 года.
В обоснование требований указала, что 26 июня 2022 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Оспариваемым решением в установлении пенсии отказано в связи с недостаточностью стажа работы на соответствующих видах работ. Считает, что спорные периоды подлежит зачету в специальный стаж, и досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению с 26 июня 2022 года, так как в эти периоды она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, задачей которых являлась реализация общеобразовательных программ. Ученические отпуска так же должны быть включены, поскольку обучение происходило по рекомендации руководства Профессионального училища N104.
Решением Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 21 июня 2023 года исковые требования Штоль Ю.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОСФР по Челябинской области от 28 марта 2023 года N494825/22 об отказе Штоль Ю.А. в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить Штоль Ю.А. в стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды обучения в Магнитогорском педагогическом училище N1 с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года; периоды нахождения в дополнительном отпуске с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации с 29 сентября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 12 января 2009 года по 25 января 2009 года, с 27 апреля 2009 года по 10 мая 2009 года, с 20 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 09 января 2013 года по 02 февраля 2013 года. Назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 июля 2022 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года решение Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 21 июня 2023 года отменено в части признания незаконным решения ОСФР по Челябинской области N494825/22 от 28 марта 2023 года об отказе Штоль Ю.А. в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложения на ОСФР по Челябинской области обязанности включить Штоль Ю.А. в стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период обучения в Магнитогорском педагогическом училище N1 с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года, назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 июля 2022 года. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Штоль Ю.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года в части невключения в стаж на соответствующих видах работ периода обучения в Магнитогорском педагогическом училище N1 с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года и назначения досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ОСФР по Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 26 июля 2022 года Штоль Ю.А, "данные изъяты", обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой.
Решением ОСФР по Челябинской области N 494825/22 от 28 марта 2023 года Штоль Ю.А. на основании статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При проверке стажа по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом зачтено при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы, 22 года 11 лет 28 дней; по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - 22 года 10 месяцев 27 дней; с учетом норм постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П - 22 года 10 месяцев 27 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - более 30.
В педагогический стаж не засчитаны периоды работы: с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года период обучения в Магнитогорском педагогическом училище N 1, поскольку данному периоду учебы непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность, период обучения засчитывается полностью, а не отдельная его часть; с 23 марта 1994 года по 19 августа 1996 года, со 02 февраля 2001 года по 31 июля 2002 года, с 28 августа 2003 года по 09 сентября 2003 года периоды отпусков по уходу за детьми 26 декабря 1993 года и 20 ноября 2000 году рождения, поскольку зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежит период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора и трех лет, начавшийся до 06 октября 1992 года; с 10 сентября 2004 года по 31 августа 2006 года в должности старшей вожатой в муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 40", поскольку наименование должности "старшая вожатая" не предусмотрено списком должностей, утвержденного постановлением Правительства N 781 от 29 октября 2001 года; с 29 сентября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 12 января 2009 года по 25 января 2009 года; с 27 апреля 2009 года 15 мая 2009 года, с 20 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 09 января 2013 года по 02 февраля 2013 года ? периоды нахождения в ученических отпусках, так как Правилами N 516 от 11 июля 2002 года не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; со 02 декабря 2010 года по 03 декабря 2010 года, с 17 февраля 2011 года по 18 февраля 2011 года, 01 декабря 2011 года, 14 сентября 2018 года, с 17 марта 2020 года по 19 марта 2020 года ? периоды нахождения в командировках, так как Правилами N 516 от 11 июля 2002 года не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; с 03 октября 2012 года по 12 октября 2012 года, с 26 августа 2014 года по 29 августа 2014 года ? периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, так как Правилами N
516 от 11 июля 2002 года не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; с 09 ноября 2009 года по 20 ноября 2009 года, с 07 декабря 2009 года по 10 декабря 2009 года ? периоды подтверждены работодателем на общих основаниях.
Из трудовой книжки Штоль Ю.А. следует, что с 1988 года по 1992 год проходила обучение в Магнитогорском педучилище N 1; 17 августа 1992 года принята воспитателем группы продленного дня по средней школе N 60, 13 октября 1992 года уволена в порядке перевода в школу N 59, 14 октября 1992 года принята на должность учителя начальных классов в школу N 59, 09 сентября 2003 года уволена по собственному желанию; 10 сентября 2003 года принята заместителем директора по воспитательной работе в муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 13", 09 сентября 2004 года уволена по собственному желанию; 10 сентября 2004 года принята на должность старшей вожатой в муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 40", 31 августа 2006 года переведена на должность учителя начальных классов, 01 декабря 2007 года уволена по собственному желанию; 01 сентября 2008 года принята в государственное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 104" (в последующем государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Магнитогорский строительно-монтажный техникум") мастером производственного обучения, 26 августа 2013 года уволена по собственному желанию; 02 сентября 2013 года принята на должность преподавателя спецдисциплин в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Политехнический колледж", где работает по настоящее время.
Из справки от 07 ноября 2022 года N27, выданной Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Магнитогорский строительно-монтажный техникум", следует, что Штоль Ю.А. работала в Государственном учреждении начального профессионального образования "Профессиональное училище N 104" мастером производственного обучения, постоянно, с выполнением нормы рабочего времени (педагогической учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада) с 01 сентября 2008 года (приказ о приеме от 01 сентября 2008 N 56-к).
С 02 ноября 2012 года по 26 августа 2013 года продолжала свою деятельность в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Магнитогорский строительно-монтажный техникум" мастером производственного обучения, постоянно, с выполнением нормы рабочего времени (педагогической учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада). Уволена 26 августа 2013 года (приказ об увольнении от 26 августа 2013 N 189 л/с).
Имела периоды отвлечения от работы, в том числе, с 29 сентября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 12 января 2009 года по 25 января 2009 года, с 27 апреля 2009 года по 10 мая 2009 года, с 20 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 09 января 2013 года по 02 февраля 2013 года на основании приказов о предоставлении ученического отпуска с сохранением средней заработной платы.
Из дипломом серии СТ N 120014 регистрационный номер 147 от 25 июня 1992 года следует, что Штоль Ю.А. в 1988 году поступила в Магнитогорское педагогическое училище N 1 и в 1992 году окончила полный курс по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж период обучения с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года - учеба в Магнитогорском педагогическом училище N 1, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктами 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего до 01 октября 1993 года, в стаж работы учителей засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию; непосредственно после окончания обучения у Штоль Ю.А. следует педагогическая деятельность, в связи с чем пришел к выводу о включения указанного периода в стаж на соответствующих видах работ.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода работы воспитателем-совместителем в "Санатории Грязнова, 32" с 10 июня 1996 года по 10 августа 1996 год, суд первой инстанции исходил из того, что документов о наличии такой трудовой деятельности не представлено.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с 10 апреля 2004 года по 31 августа 2006 года в муниципальном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 40" в должности старшей вожатой, суд первой инстанции исходил из того, что в действующем Списке должностей от 29 октября 2002 года N 781 наименование должности "старшая вожатая" отсутствует; сведений о том, что истец имела педагогическую нагрузку, выполняла дополнительно работу по должности "учитель" не представлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что спорный период работы не подлежит учету в специальный стаж.
Удовлетворяя требование истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периоды нахождения в дополнительном отпуске с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации с 29 сентября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 12 января 2009 года по 25 января 2009 года, с 27 апреля 2009 года по 15 мая 2009 года, с 20 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 09 января 2013 года по 02 февраля 2013 года, суд первой инстанции исходил из того, что периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; в спорный период Штоль Ю.А. работала в должности мастера производственного обучения в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Магнитогорский строительно-монтажный техникум", затем в должности преподавателя государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Политехнический колледж", которые включены в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; Штоль Ю.А. предоставлены указанные дополнительные отпуска для прохождения промежуточной с сохранением заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд, в связи с чем пришел к выводу о том, что периоды нахождения в дополнительном отпуске с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом включения периода обучения с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года и периодов нахождения в дополнительных отпусках для прохождения промежуточной аттестации с 29 сентября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 12 января 2009 года по 25 января 2009 года, с 27 апреля 2009 года по 10 мая 2009 года, с 20 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 09 января 2013 года по 02 февраля 2013 года продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составит 27 лет 14 дней; поскольку истец обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 26 июля 2022 года, пришел к выводу признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области N 494825/22 от 28 марта 2023 года об отказе Штоль Ю.А. в установлении страховой пенсии по старости предусмотренной статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 июля 2022 года.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции в части зачету в специальный стаж истца периодов нахождения в дополнительных отпусках для прохождения промежуточной аттестации, не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области N 494825/22 от 28 марта 2023 года об отказе Штоль Ю.А. в установлении страховой пенсии по старости предусмотренной статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включения в специальный стаж истца периода обучения с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года в Магнитогорском педагогическом училище N1 и назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 июля 2022 года.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области N 494825/22 от 28 марта 2023 года об отказе Штоль Ю.А. в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях и включения в специальный стаж истца периода обучения с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года в Магнитогорском педагогическом училище N1, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывались, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность; Штоль Ю.А. не осуществляла педагогическую деятельность до периода обучения в Магнитогорском педучилище N 1 в связи с чем совокупность условий, необходимых для включения в специальный стаж периода обучения не соблюдена, пришел к выводу о том, что оснований для включения в специальный стаж Штоль Ю.А. периода обучения в Магнитогорском педучилище N1 не имеется.
Установив, что с учетом включенных пенсионным органом в специальный стаж истца периодов работы, а также периодов нахождения в учебных отпусках (с 29 сентября 2008 года по 12 октября 2008 года, с 12 января 2009 года по 25 января 2009 года, с 27 апреля 2009 года по 15 мая 2009 года, с 20 января 2011 года по 08 февраля 2011 года, с 09 января 2013 года по 02 февраля 2013 года), продолжительность специального стажа Штоль Ю.А. составляет менее требуемого 25 лет, в связи с чем оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по состоянию на 26 июля 2022 года не имеется.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для включения периода обучения истца с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года в Магнитогорском педагогическом училище N1 в стаж педагогической деятельности, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода обучения с 01 сентября 1988 года по 25 июня 1992 года в Магнитогорском педагогическом училище N1 по мотиву неправильного применение судами постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", не могут служить основанием для отмены судебных решений, поскольку основаны на неправильном толковании истцом норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются, в том числе обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению от 17 декабря 1959 года N 1397) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности периодов иной деятельности допускается только при условии такой деятельности в период действия Положения от 17 декабря 1959 года NN 1397, то есть до 1 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Таким образом, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, возможно в том случае, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, что предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. При этом совпадение периода работы и обучения не допускается.
Поскольку из материалов дела следует, что до поступления в Магнитогорское педагогическое училище N 1, то есть до 01 сентября 1988 года, истец не имела стажа педагогической деятельности, а начало педагогической деятельности истца возникло с 17 августа 1992 года, то есть после 01 января 1992 года, то суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода обучения истца в специальный педагогический стаж.
Прохождение истцом производственной практики в должности вожатой в пионерском лагере "Уральские зори" с 15 июня 1991 года по 15 июля 1991 года не могут быть взяты в качестве необходимой работы до 01 января 1992 года, поскольку данный период совпадает с периодом обучения и не соответствует работе в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что на момент поступления в педагогическое училище истцу было 15 лет, в связи с чем она не могла осуществлять трудовую деятельность до обучения, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального права.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и относится к компетенции законодателя.
Таким образом, не любая педагогическая или иная деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а только та, которая осуществлялась на должностях и в периодах, предусмотренных приведенными нормативными актами.
Поскольку с учетом зачтенных периодов стаж педагогической деятельности истца на дату обращения к пенсионному органу составил менее 25 лет, то суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения Штоль Ю.Ю.А. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы истца правовых оснований к отмене апелляционного определения не содержат, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Штоль Юлии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.