Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-725/2023 по иску Кузнецова Василия Сергеевича к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении, взыскании невыплаченной процентной надбавки за выслугу лет, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Кузнецова Василия Сергеевича на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 20 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.С. обратился с иском к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее по тексту - ГУФСИН России по Свердловской области) о возложении обязанности включить в выслугу лет 03 года 08 месяцев 25 дней, взыскать невыплаченную процентную надбавку за выслугу лет к пенсии, начиная с 02 марта 2023 года по день вынесения решения судом, в также компенсацию морального вреда в размере 78 000 руб.
В обоснование иска указал, что проходил службу в Федеральном казенном учреждении Следственный изолятор N 4 ГУФСИН России по Свердловской области (далее по тексту - ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области) с 07 сентября 2017 года по 01 марта 2023 года на различных должностях, имеет специальное звание-подполковник внутренней службы. 21 декабря 2022 года обратился с заявлением о том, что не желает продлевать контракт от 01 марта 2022 года о службе в уголовно-исполнительной системе и после истечения срока контракта, т.е. 02 марта 2023 года желает уволиться по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Позднее получил направление на медицинское освидетельствование от 28 декабря 2022 года, где была указана выслуга лет по состоянию на 01 марта 2023 года в календарном исчислении 22 года 06 месяцев 22 дня, в льготном исчислении 25 лет 02 месяцев 08 дней. Ознакомившись с указанным направлением, полагает, что работодателем неверно посчитана выслуга лет без учета льготной выслуги 03 года 08 месяцев 25 дней. 01 марта 2023 года на основании приказа от 27 февраля 2023 года уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, где указана выслуга лет по состоянию на 01 марта 2023 года в календарном исчислении 22 года 09 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 08 дней.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 20 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2023 года, исковые требования Кузнецова В.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Кузнецов В.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Кузнецов В.С. в период с 09 декабря 2004 года по 31 мая 2016 года проходил службу в УФСКН России по Свердловской области.
Согласно приказу от 31 мая 2016 года N 427лс в соответствии с пунктами 141, 142, 143 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Кузнецов В.С. уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган. Выслуга лет для назначении пенсии по состоянию на 31 мая 2016 года составила в календарном исчислении 15 лет 03 месяца 18 дней, в льготном исчислении в связи со службой в ФСКН России - 03 года 08 месяцев 23 дней, с учетом периода обучение продолжительностью 11 месяцев 07 дней общая продолжительность выслуги лет в льготном исчислении составила 19 лет 11 месяцев 20 дней.
В период с 10 июня 2016 года по 07 июля 2017 года Кузнецов В.С. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. На основании приказа N 145-л/с от 07 июля 2017 года уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно указанному приказу выслуга лет по состоянию на 07 июля 2017 года составляет: в календарном исчислении 17 лет 03 месяца 22 дня, в льготном исчислении - 21 год 6 дней.
Согласно приказу ГУФСИН России по Свердловской области от 27 февраля 2023 года N 76-лс выслуга лет истца по состоянию на 01 марта 2023 года составила в календарном исчислении 22 года 09 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 08 дней.
При расторжении контракта о службе и увольнении из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации период работы Кузнецова В.С. в УФСКН России по Свердловской области с 09 декабря 2004 года по 31 мая 2016 года включена в выслугу лет в календарном исчислении. Истец настаивает на включении указанного периода в выслугу лет в льготном исчислении: один месяц службы за один и одну треть месяца.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что нормативное регулирование исчисления выслуги сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, учитываемой для расчета выслуги лет и размера пенсии, предусматривает включение в такую выслугу времени службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в календарном исчислении, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что решением Камышловского районного суда Свердловской области от 29 октября 2020 года исковые требования Кузнецова В.С. удовлетворены частично. Признаны незаконными и отменены заключение о результатах служебной проверки, утвержденное начальником ГУФСИН России по Свердловской области Федоровым А.И. от 12 мая 2020 года, приказ врио начальника ГУФСИН России по Свердловской области Шек А.В. от 06 августа 2020 года N 306-лс "Об увольнении Кузнецова В.С.". Истец восстановлен в должности заместителя дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области. С ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области в пользу Кузнецова В.С. взыскано денежное довольствие за период с 07 августа 2020 года по 29 октября 2020 года в размере 158 652 руб. 18 коп. С ГУФСИН России по Свердловской области в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 руб. В удовлетворении исковых требований в остальной части оказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 февраля 2021 года решение Камышловского районного суда Свердловской области от 29 октября 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении иска Кузнецова В.С. к ГУФСИН России по Свердловской области о включении периода в льготный стаж, в отмененной части принято новое решение, которым указанные требования удовлетворены. На ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность включить в выслугу лет в льготном исчислении период службы Кузнецова В.С. в ФСКН России 3 года 8 месяцев 25 дней.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 февраля 2021 года в той части, в которой решение Камышловского районного суда Свердловской области от 29 октября 2020 года об отказе Кузнецову В.С. в удовлетворении исковых требований к ГУФСИН России по Свердловской области о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении заявленных требований, с возложением на ГУФСИН России по Свердловской области обязанности включить в выслугу лет Кузнецова В.С. в льготном исчислении период службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 3 года 8 месяцев 25 дней отменено. Оставлено в силе в указанной части решение Камышловского районного суда Свердловской области от 29 октября 2020 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы судов обеих инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов уголовно-исполнительной системы урегулированы данным Законом.
Исчисление выслуги лет для назначения пенсии сотруднику органов уголовно-исполнительной системы установлено нормами статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в соответствии с частью 1 которой в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам, имеющим на день увольнения выслугу 20 лет и более, засчитывается служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Аналогичные положения предусмотрены статьей 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ), действующего с 01 августа 2018 года.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, определяется постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Абзацем 20 пункта 1 указанного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы засчитывается в календарном исчислении служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Исчисление периодов службы в льготном исчислении регламентировано пунктом 3 указанного постановления, в котором отсутствуют нормы о льготном порядке исчисления времени работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в целях его учета при расчете выслуги лет в органах уголовно-исполнительной системы для назначения пенсионного обеспечения.
Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий, определило льготные условия включения времени службы в выслугу лет для назначения пенсии.
В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент Российской Федерации Указом от 05 апреля 2016 года N 156 упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой службы (пункт 1, подпункты "а", "б" пункта 2, подпункты "а", "б" пункта 6).
Частью 10 статьи 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предписано, что стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Указание в жалобе на то, что в соответствии с указанной нормой права учтенная выслуга не подлежит дальнейшему пересчету, в том числе при переходе на службы в органы уголовно-исполнительной инспекции, основана на неверном толковании норм права.
Названным Федеральным законом предусмотрено сохранение стажа службы (выслуги лет), в том числе льготной, сотрудникам органов наркоконтроля, исчисленного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения, которые поступили в органы внутренних дел в порядке перевода в связи с упразднением органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (часть 1 статьи 33) и ее сохранение без возможности дальнейшего пересчета при продолжении службы в органах внутренних дел.
Таким образом, действующим правовым регулированием не предусмотрено сохранение льготного исчисления стажа, полученного в органах по контролю за оборотом наркотических средств, после ухода сотрудников со службы в органах внутренних дел в органы уголовно-исполнительной системы.
Из материалов дела следует, что поскольку истец в порядке переводы из органов по контролю за оборотом наркотических средств поступил на службу в органы внутренних дел, то при увольнении с указанной службы Кузнецову В.С. произведено исчисление выслуги лет по состоянию на 07 июля 2017 года: в календарном исчислении 17 лет 03 месяца 22 дня, в льготном исчислении - 21 год 6 дней, куда вошло льготное исчисление периода службы в УФСКН России по Свердловской области.
07 сентября 2017 года истец поступил на службу в органы уголовно-исполнительной системы, откуда уволился 01 марта 2023 года и его выслуга составила в календарном исчислении 22 года 09 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 08 дней, куда уже не вошло льготное исчисление службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств.
Поскольку при увольнении со службы в органах уголовно-исполнительной системы порядок назначения выслуги лет для назначения пенсии осуществляется по правилам, предусмотренным правовым регулированием только для уголовно-исполнительной системы, то суды пришли к обоснованному выводу о том, что включение в стаж Кузнецова В.С. в льготном, а не календарном исчислении периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств не предусмотрено.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, в частности, в определении от 28 сентября 2021 года N 1987-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав пунктом 3 постановления, что специальная оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в том числе в подпункте "д" пункта 3 указанного постановления, не предусмотрено при несении службы в органах уголовно-исполнительной системы исчисление периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств в льготном порядке.
Ссылка истца в кассационной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года, вынесенного по результатам рассмотрения его жалобы, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку указанный правовой акт не содержит в себе выводов, свидетельствующих о неверном толковании указанных выше норм права или их несоответствию Конституции Российской Федерации.
Указание в кассационной жалобе на то, что судами не применен пункт 4 части 3 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в котором указано, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе могут засчитываться в льготном исчислении - помимо непосредственно указанных в данном Федеральном законе - какие-либо другие периоды прохождения сотрудником службы в иных случаях, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку указанный пункт не включает в себя указанные выше нормы права и не влечет изменение установленных правил при подсчете выслуги лет в уголовно-исполнительной системе.
Доводы кассационной жалобы истца не подтверждают нарушений судами обеих инстанций норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на результат рассмотрения дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 20 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецова Василия Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.