Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Матвеевой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5636/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Ювелир+" о признании недействующим отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 5 сентября 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Н.А, возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности М.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Пунктом 2 утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года (далее - Перечень на 2021 год).
Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 8 декабря 2020 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (продолжение), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 8 декабря 2020 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 8 декабря 2020 года (приложение 2 (окончание)).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее - Перечень на 2022 год).
Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 7 декабря 2021 года.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2023 года (далее - Перечень на 2023 год).
Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы 23 ноября 2022 года, в "Вестнике Москвы", N 67, том 1, 6 декабря 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО "Центр Ювелир+", административный истец, истец), являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N общей площадью 152, 4 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес", стр. 1, обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на необоснованное включение спорного помещения в Перечень на 2021 год в пункт N приложения 2, в Перечень на 2022 год в пункт N приложения 2, Перечень на 2023 год в пункт N приложения 2, просил суд признать недействующими соответствующие пункты Перечней с 2021 по 2023 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названное помещение не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку условием для включения в соответствующий Перечень нежилых помещений в составе многоквартирных домов является превышение площади нежилых помещений многоквартирного дома 3000 кв.м. Между тем, площадь нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Большая Бухаревская площадь, д. 16/18, стр. 1 составляет 2 807, 5 кв.м, что свидетельствует об отсутствии соответствующих условий.
Решением Московского городского суда от 5 сентября 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы с принятым решением не согласился, просил его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о несоответствии спорного помещения признакам, определенным статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку площадь нежилых помещений многоквартирного дома превышает 3000 кв.м.
Согласно акту обследования от 26 октября 2020 года N, составленному с доступом в здание 100 процентов от общей площади помещения используется для размещения объектов бытового обслуживания. Данные выводы также подтверждаются актом от 28 августа 2023 года N.
С заявлениями о несогласии с результатами проведенного мероприятия по определению вида фактического использования, о проведении мероприятий по определению вида фактического использования административный истец не обращался.
Относительно доводов апелляционной жалобы ООО "Центр Ювелир+" представлены возражения.
Выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Н.А, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности М.А, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения поименованных объектов (подпункт 2).
В силу положений пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для таких объектов.
Пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв.м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 152, 4 кв.м с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес", площадь которого составляет 8 183 кв.м, площадь нежилых помещений 2750, 5 кв.м, площадь жилых помещений 3 507, 8 кв.м.
Согласно объяснениям представителя административного ответчика и письменным материалам дела спорное нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни по критерию вида его фактического использования на основании акта обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 26 октября 2020 года N, в соответствии с выводами которого, помещение используется под бытовое обслуживание на 100 процентов от общей площади.
Аналогичный по содержанию акт составлен ГБУ "МКЦН" 28 августа 2023 года N.
Административный истец выводов актов об использовании спорного помещения под бытовое обслуживание не оспаривал.
Проверяя правомерность включения нежилого помещения в оспариваемые Перечни по тем основаниям, что в ЕГРН на момент их формирования, содержались сведения о том, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. м, суд обоснованно исходил из следующего.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приведено понятие нежилого помещения в многоквартирном доме, под которым понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Из технического паспорта на многоквартирный дом по адресу: г. Москва, Большая Сухаревская площадь, д.16/18, стр. 1 следует, что площадь нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, составляет 2 750, 5 кв. м.
В соответствии с электронным паспортом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", стр. 1 кадастровый номер N, общая площадь нежилых помещений составляет 2 758, 5 кв.м.
Согласно ответу Управления Росреестра по Москве от 9 июня 2023 года N в состав многоквартирного дома с кадастровым номером N входят в том числе нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, суммарная площадь которых составляет 2 807, 5 кв.м. Записи о вышеуказанных помещениях носят статус "Актуальная". При этом Управлением присвоен статус "архивная" дублирующим записям, содержащимся в Реестре.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку площадь нежилых помещений многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение административного истца не превышает 3 000 кв. м, следовательно, критерий, установленный пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 для включения нежилого помещения с кадастровым номером N оспариваемые Перечни, отсутствует.
Суд первой инстанции, оценив в порядке требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации собранные по делу доказательства, пришел к верному выводу, что оспариваемые положения Перечней на 2021-2023 годы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с этим обоснованно удовлетворил исковые требования.
В нарушение положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не приведено достоверных доказательств законности включения спорного нежилого помещения в Перечни.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка, не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не отражаются на правильности выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.