Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Матвеевой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-807/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мэлжавит" об оспаривании действий ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мэлжавит" на решение Московского областного суда от 21 августа 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Мэлжавит" по доверенности А.Ю, С.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" по доверенности К.И, С.Д, полагавших решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Мэлжавит" (далее - административный истец, ООО "Мэлжавит"), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенного по адресу: "адрес" и N, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Московский областной суд с административным иском о признании незаконными действий ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, выразившихся в применении метода моделирования на основе удельного показателя кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года.
В обоснование требований истец ссылается на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, которые сформированы в 2004 и 2006 году, кадастровые номера земельным участкам присвоены 1 августа 2005 года и 24 сентября 2007 года, тем самым земельные участки уже являлись предметом кадастровой оценки, при этом каких-либо количественных или качественных изменений с участками не происходило.
При этом, несмотря на то, что при определении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" располагало всей необходимой информацией по объектам оценки, при определении кадастровой стоимости земельных участков ГБУ в рамках сравнительного подхода был выбран метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (далее - УПКС), который может быть применен в случаях, когда отсутствует возможность применения метода статистического (регрессионного) моделирования, метода типового (эталонного) объекта недвижимости и индивидуального расчета кадастровой стоимости вследствие отсутствия точной информации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе о его местоположении.
По состоянию на 1 января 2022 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила 11 522 557, 20 рублей, с кадастровым номером N - 9 551 628, 40 рублей, тем самым кадастровая стоимость земельных участков возросла в несколько раз по сравнению с предыдущей кадастровой оценкой.
Административный истец полагает, что необоснованное применение метода моделирования на основе УПКС при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, то есть в нарушение пункта 45 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336, послужило основанием к увеличению кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года, что нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Московского областного суда от 21 августа 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Мэлжавит" отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Мэлжавит" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный выше судебный акт, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного искового заявления. Заявитель указывает, что из-за применения метода моделирования на основе удельного показателя кадастровой стоимости величина кадастровой стоимости земельных участков выросла в 1, 42 раза и 2, 09 раза из-за чего налоговое бремя административного истца существенно увеличилось.
Представители Управления Росреестра по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей административного истца по доверенности А.Ю, С.А, представителей ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" по доверенности К.И., С.Д. проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункт 2).
Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, предусмотрено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2).
Согласно пункту 14 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде и в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным, бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей (пункт 22 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Мэлжавит" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенного по адресу: "адрес" и N, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельных участков определена распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28 ноября 2022 года N 15ВР-2452 в порядке массовой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, по состоянию на 1 января 2022 года.
Согласно вышеуказанному распоряжению утвержденная кадастровая стоимость составила:
- для земельного участка с кадастровым номером N - 11 522 557, 20 руб.;
- для земельного участка с кадастровым номером N - 9 551 628, 40 руб.
Земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования N - для размещения торгового ряда, N - под благоустройство и организацию стоянки для автомашин.
13 января 2023 года административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлениями о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
9 февраля 2023 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" даны ответы N, N, что кадастровая стоимость земельных участков, с учетом их характеристик, отнесенных к определенным группам, определялась в соответствии с пунктом 45.1 Методических указаний и была определена с применением сравнительного подхода методом статистического (регрессионного) моделирования.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Мэлжавит" обратилось с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в строгом соответствии с положениями Методических указаний, утвержденных Приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость объекта недвижимости - это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке введены в действие Методические указания (далее - Методические указания), которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 9 июня 2021 года N 15 ВР-961 принято решение о проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки" по состоянию на 1 января 2022 года.
По результатам работ по государственной кадастровой оценке ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" был оформлен отчет от 7 ноября 2022 года N 01/2022 об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области по состоянию на 1 января 2022 года.
Во исполнение пункта 1 статьи 15 Закона N 237-ФЗ Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение от 28 ноября 2022 года N 15ВР-2452, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки, в соответствии с данными, содержащимися в отчете от 7 ноября 2022 года N 01/2022.
Распоряжение N 15ВР-2452 было опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" а также размещено на интернет-портале Правительства Московской области и официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области.
Как следует из представленных ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, N по состоянию на 1 января 2022 года, кадастровая стоимость объектов в 2022 году определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336, с учетом внесенных в ЕГРН сведений о характеристиках земельных участков, в том числе категории земель и вида разрешенного использования.
Согласно пункту 2 Методических указаний, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Пунктом 3 Методических указаний установлено, что при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.
Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.
При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
Согласно материалам дела, для целей определения кадастровой стоимости с учётом вида разрешенного использования земельный участок с кадастровым номером N отнесен к 4 сегменту "Предпринимательство", группе расчёта 4.1.1. Объекты предпринимательства ГНП с полными характеристиками с кодом расчёта вида использования (КВРИ) 04:030 "Рынки. Здания, сооружения, помещения, предназначенные для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м"; земельный участок с кадастровым номером N - к 7 сегменту "Транспорт", группе расчета 7.1.1. Объекты под гаражи и автостоянки в ГНП с полными характеристиками с кодом расчета вида использования (КВРИ) 04:091 "Обслуживание автотранспорта. Размещение открытых площадок, предназначенных для хранения автотранспорта".
Согласно пункту 1.3.2.2.2. тома 2.2 Отчёта в рамках проведения работ в 4 сегменте (N) выделено две подгруппы объектов оценки:
- 4.1.1. Объекты предпринимательства ГНП с полными характеристиками;
- 4.2.2. Объекты предпринимательства в СНП и вне черты НП с полными характеристиками.
Согласно пункту 1.3.2.2.5 тома 2.2 Отчёта в рамках проведения работ в 7 сегменте (N) выделено две подгруппы объектов оценки:
- 7.1.1. Объекты под гаражи и автостоянки в ГНП с полными характеристиками;
- 7.2.1 Объекты под гаражи и автостоянки вне черты НП и в СНП с полными характеристиками.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N в составе указанных групп определялась с применением сравнительного подхода способом (методом) статистического (регрессионного) моделирования зависимости рыночной стоимости от ценообразующих факторов в соответствии с пунктом 45.1 Методических указаний, что также было отражено в пункте 1.3.2 Отчета.
Согласно пункту 45.1 Методических указаний метод статистического (регрессионного) моделирования основан на построении статистической модели оценки.
В качестве статистической модели оценки для целей указаний принимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы).
Порядок подготовки и построения модели оценки кадастровой стоимости включает:
1) определение перечня ценообразующих факторов, описывающих влияние местоположения объектов недвижимости как составного фактора;
2) определение состава ценообразующих факторов, включаемых в статистическую модель, с учетом местоположения объектов недвижимости;
3) определение общего вида функций, связывающих зависимую переменную с каждым из ценообразующих факторов;
4) определение конкретного вида зависимостей переменной от ценообразующих факторов (с построением графиков) и расчет коэффициентов статистической модели;
5) анализ показателей качества статистической модели.
Согласно пункту 45.1.1 Указаний, для определения кадастровой стоимости для каждой сформированной группы (подгруппы) объектов недвижимости осуществляется построение статистической модели, отражающей сложившиеся на рассматриваемом рынке закономерности ценообразования. Учитывая нелинейный характер большинства зависимостей на больших пространственных рынках, необходимо строить статистические модели с индивидуально определенным для каждого ценообразующего фактора видом функции влияния. Полученные функции влияния каждого ценообразующего фактора подвергаются анализу их общего вида на соответствие выявленным закономерностям ценообразования.
Определение кадастровой стоимости осуществляется с применением статистических моделей, в том числе:
1) линейной;
2) мультипликативной степенной (без выделения двоичных факторов);
3) экспоненциальной.
Вопреки доводам жалобы, ГБУ МО "Центра кадастровой оценки" осуществлен сбор рыночной информации о ценах предложений на земельные участки, отнесенные к оспариваемой группе.
В результате анализа рыночной информации для подгрупп, к которым отнесены спорные земельные участки, построены модель оценки - формула расчета удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием модельной УПКС и применением меток (ценообразующих факторов, характеризующий спорный объект недвижимости): расстояние от объекта до ближайшей из основных дорог населенного пункта, направление от города Москвы по дорогам федерального значения, код расчёта вида использования, расстояние от объекта до ближайшего железнодорожного вокзала, станции, платформы, расстояние до ближайшей станции метро или МЦД, территориальная зона, обеспеченность территории центральными коммуникациями, расстояние от объекта до одного из центров населенного пункта.
Кадастровая стоимость определена путем умножения, полученного УПКС на площадь земельного участка.
Доводы административного истца об использовании при расчёте оспариваемой кадастровой стоимости метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости своего подтверждения не нашли. Использование приведенного метода подразумевает умножение среднего значения УПКС схожих объектов недвижимости по кадастровому кварталу - в населенном пункте, муниципальном образовании, в котором располагается объект оценки, на его площадь, объем, иные характеристики.
Поскольку спорные земельные участки имели полные характеристики, что позволяло применить метод статистического (регрессионного) моделирования, оснований для применения метода моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости не имелось.
Таким образом, вопреки доводам административного истца при расчёте оспариваемой кадастровой стоимости нарушений положений Методических указаний, утвержденных Приказом Росреестра от 4 августа 2021 года N П/0336, не допущено.
Не установлено судебной коллегией и наличие описок, опечаток, арифметических ошибок или иных ошибок, повлиявших на величину кадастровой стоимости.
Административным истцом ни в суд первой, ни апелляционной инстанции каких-либо достоверных сведений, свидетельствующих о допущенных нарушениях методики, повлиявших на величину кадастровой стоимости земельных участков, не представлено.
Доводы истца сводятся к несогласию с размером кадастровой стоимости земельных участков, которая, по его мнению, носит завышенный характер по отношению к кадастровой стоимости, определенной на предыдущий период кадастровой оценки, и не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного постановления.
Исходя из толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких условий, как верно указал суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства не установлено.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, они являлись предметом исследования и оценки в суде и правомерно были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом решении, с выводами которого соглашается суд апелляционной инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 21 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мэлжавит" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.