Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном с использованием системы видеоконференц-связи административное дело N3а-397/2023 по апелляционным жалобам Правительства Воронежской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, апелляционному представлению прокуратуры Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 18 июля 2023 года по административному исковому заявлению Костюковой "данные изъяты" к Правительству Воронежской области о признании недействующим постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N1035 в части.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, выслушав объяснения представителя административного истца Силина М.С, представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области Парамоновой М.А, прокурора Драева Т.К, поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы. Постановление опубликовано 30 декабря 2022 года в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".
Постановлением Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035" в постановление Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 внесены изменения. Указанное постановление опубликовано 20 июня 2023 года в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".
Административный истец Костюкова А.В, с учетом уточенных административных исковых требований, просила признать недействующей в части региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, утвержденную постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N1035: Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, с 30 декабря 2022 года в части столбцов 10 (2023-2025), 12 (2029-2031), 16 (2041-2043) подпункта 4902 в редакции постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035, с 16 июня 2023 года в части столбца 17 (2044-2046) подпункта 1101 в редакции постановления Правительства Воронежской области от 16 июня 2023 года N 425 в отношении многоквартирного дома по адресу: "адрес" также пункт 2 постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 в части признания утратившим силу подпункта 4929 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N183, в отношении многоквартирного дома по адресу: "адрес"
В обоснование административных исковых требований указала, что Костюкова А.В. является собственником квартиры "адрес". Постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы. В приложение к названной региональной программе включен жилой многоквартирный дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, по адресу: "адрес" Капитальный ремонт инженерных систем и конструктивных элементов был запланирован в следующие периоды: 2020-2022 годы - обследование и ремонт подвальных помещений, системы водоотведения, системы холодного водоснабжения, ремонт фасада, фундамента, системы газоснабжения; 2032-2034 годы - ремонт системы электроснабжения, впоследствии ремонт крыши. Капитальный ремонт в указанные сроки не выполнен, региональная программа признана утратившей силу, ремонтные работы в новой региональной программе перенесены на другое время. Требования о выполнении ранее действовавшей программы оставлены без удовлетворения. Считает, что положения нормативного правового акта в указанной части не соответствуют федеральному закону, нарушают ее права.
Решением Воронежского областного суда от 18 июля 2023 года административные исковые требования Костюковой А.В. удовлетворены.
В апелляционных жалобах Правительство Воронежской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (правопреемник департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области) просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционных жалоб указано, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права о порядке формирования программы капитального ремонта.
Судом не учтен ряд правовых норм, которые устанавливают требования к содержанию программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а именно, часть 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением не обозначены конкретные нормативные правовые акты или их правовая норма, которым противоречит региональная программа на 2023-2052 годы.
Судом детально не изучено экспертное заключение Управления Минюста России по Воронежской области, в котором сделаны выводы не только относительно соблюдения процедуры порядка принятия, но и того, что региональная программа на 2023-2052 годы не содержит норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Вывод относительно экспертного заключения сделан не в полной мере, игнорирует результаты соответствия региональной программы на 2023-2052 годы, нормативным актам, имеющим высшую юридическую силу.
Региональная программа на 2023-2052 годы принята в целях исполнения взятых на себя обязательств по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и является возможностью ее реализации, поскольку региональная программа на 2014-2044 годы показала свою несостоятельность.
Судом не учтено, что региональная программа на 2023-2052 годы - это не способ корректировки региональной программы на 2014-2044 годы, а новый нормативный правовой акт, принятый в том числе, из-за невозможности реализации региональной программы на 2014-2044 годы.
Судом не учтены положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", которые устанавливают, в том числе очередность проведения капитального ремонта каждого конструктивного элемента многоквартирного дома, эти нормативные акты обжалованы не были, являются действующими, соответственно решение суда им противоречит, оставление решения в силе повлечет невозможность его исполнения.
Учитывая, что региональной программой на 2014-2044 годы права и законные интересы административного истца не нарушены, она утратила силу в связи с принятием региональной программы на 2023-2052 годы, ранее принятая региональная программа не может быть предметом судебного рассмотрения и, соответственно, не может быть возобновлена.
Кроме того, поскольку региональные программы изданы в виде постановлений, принятых Правительством Воронежской области в пределах своих полномочий, рассмотрение вопроса соответствия региональной программы на 2023-2052 годы региональной программе на 2014-2044 годы невозможно, ввиду их одинаковой позиции в иерархии нормативных правовых актов.
Административным истцом не представлены доказательства, что региональной программой на 2023-2052 годы нарушены или могут быть нарушены его права и законные интересы; не представлены доказательства неудовлетворительного или аварийного состояния многоквартирного дома; не представлены доказательства, подтверждающие правомерность сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" установленных региональной программой на 2014-2044 годы.
Судом не соблюдена норма, содержащаяся в абзацах 1 и 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50, при принятии решения суд вышел за пределы своих полномочий, поскольку в решении разрешены вопросы, отнесенные Верховном Судом Российской Федерации к исключительной компетенции высшего исполнительного органа Воронежской области.
Заключение прокуратуры Воронежской области не было в должной мере оценено судом при вынесении решения.
В апелляционном представлении прокуратуры Воронежской области участвующий в деле прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционного представления указано, что в региональную программу на 2023-2052 годы включены не менее 9 000 многоквартирных домов общей площадью более 46 млн. кв.м, в то время как в предыдущую программу входило 8 000 домов обшей площадью не менее 27 млн. кв.м, что говорит о более высоком обеспечении проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в области.
Региональная программа сформирована до 2052 года с учетом финансового обеспечения включенных в нее видов работ, прогнозируемой собираемостью взносов на капитальный ремонт, что позволит не допустить срывов выполнения краткосрочных планов реализации региональной программы. В программе определен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области, необходимый для реализации региональной программы капитального ремонта на 2023-2052 годы.
Довод суда о несоблюдении порядка проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, установленного приказом, в следствие чего, результаты проведенного в ДД.ММ.ГГГГ году технического обследования не могли являться основанием для утверждения региональной программы на 2023-2052 годы, являются необоснованными.
Актуализация региональной программы на 2014-2044 годы не проводилась, а был принят новый нормативный правовой акт по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, поэтому отсутствовали основания для соблюдения требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Действующим законодательством не установлен запрет на признание такой программы утратившей силу и на принятие новой программы.
По вопросам процедуры принятия, порядка опубликования и вступления в силу акт не оспаривается, при этом судом фактически дается оценка законности его принятия.
Нормативный правовой акт, являющийся предметом судебного спора, не может быть признан недействующим в части признания утратившим силу постановления правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N183, которым утверждена региональная программа капитального ремонта на 2014-2044 гг, так как данное постановление уже не регулирует сложившиеся правоотношения и не затрагивает права и законные интересы административных истцов.
Административным истцом не представлено доказательств того, что постановление N 1035 от 30 декабря 2022 года не соответствует федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а суждение в решении суда о внесении изменений и актуализации прежней программы не соответствует обстоятельствам дела, поскольку предметом рассмотрения является вновь принятый нормативный акт - программа на 2023-2052 годы.
В апелляционной жалобе представитель Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд дал неверную оценку представленным в дело доказательствам, не правильно применил закон, не доказаны и не выяснены обстоятельства, имеющие значение для данного дела.
При вынесении решения использованы доказательства, подлинность которых не была доказана. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что инженерные системы и конструктивные элементы многоквартирного дома находятся в ухудшенном состоянии.
Суд пришел к ошибочному выводу, что техническое обследование при принятии региональной программы 2023-2052 годы должно было осуществляться на основании Порядка N321 от 26 декабря 2022 года, поскольку данный порядок был разработан после проведенного технического обследования.
Во внимание не принят довод о том, что региональная программа 2014-2044 г.г. показала несоответствие реального технического состояния многоквартирных домов.
Полагает необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что региональная программа 2014-2044 годы формировалась с представлением нормативно - технической документации; нормы федерального законодательства и законодательства субъекта РФ не предоставляют право переносить сроки уже установленные региональной программой; довод о финансовой неустойчивости региональной программы 2014-2044 г.г. не нашел своего подтверждения.
Материалами дела не подтверждено нарушение прав истца; в чем выражается несоответствие региональной программы федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ, имеющих большую юридическую силу, в решении суда не указано каким образом оно должно быть исполнено в случае признания нормативного правового акта недействующим в части; не отражено заключение участвующего в деле прокурора.
Административным истцом представлены возражения на апелляционные жалобы, апелляционное представление.
Представителем Правительства Воронежской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного ответчика, заинтересованного лица.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы, представление в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, участвующего в деле прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, представления, и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению и применение закона, не подлежащего применению).
Судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72, частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к числу которых относится жилищное законодательство, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в области жилищных отношений находится в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вопросы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 2 этой же статьи установлено, что региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Законом Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" (далее - Закон Воронежской области N 106-ОЗ), в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требования к ней, а также критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.
В соответствии со статьей 2 указанного закона подготовка и утверждение региональной программы включают в себя следующие этапы: 1) разработка проекта региональной программы; 2) утверждение региональной программы правительством Воронежской области. Разработка проекта региональной программы осуществляется исполнительным органом государственной власти Воронежской области, определенным правительством Воронежской области (далее - уполномоченный орган), по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Проект региональной программы представляется уполномоченным органом в установленном правительством Воронежской области порядке на утверждение в правительство Воронежской области.
Статьей 3 данного закона установлено, что региональная программа включает в себя:
1) основные цели и задачи региональной программы;
2) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов: а) признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; б) в которых имеется менее чем пять квартир; в) в отношении которых, на дату утверждения или актуализации региональной программы в порядке, установленном нормативным правовым актом Воронежской области, приняты решения о сносе или реконструкции;
3) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах: а) ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; б) ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; в) ремонт крыши; г) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; д) ремонт фасада; е) утратил силу; ж) ремонт фундамента многоквартирного дома; з) усиление несущих и ненесущих строительных конструкций, включая несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, несущие колонны, промежуточные и поэтажные лестничные площадки, лестничные марши, ступени, косоуры; и) разработка проектной, сметной, технической документации; к) проведение строительного контроля; м) обследование технического состояния здания; н-р) утратил силу; с) капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем вентиляции и дымоудаления; т) - ф) утратили силу;
4) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом уполномоченного органа, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
5) планируемые показатели выполнения указанной региональной адресной программы.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 1.1 статьи 3 Закона Воронежской области N 106-ОЗ).
Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 758/пр (далее - Методические рекомендации).
Оценив обстоятельства дела, руководствуясь частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ, статьей 1 Закона Воронежской области от 30 сентября 2008 года N 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, а также вносящий в него изменения правовой акт, которыми утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2052 годы, приняты уполномоченным органом с соблюдением установленных формы и порядка принятия и введения в действие.
В данной части нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует, что Костюковой А.В. на праве собственности принадлежит квартира "адрес"
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 (в редакции постановления от 6 мая 2022 года N 310), проведение капитального ремонта конструктивных элементов общего имущества в указанном многоквартирном доме согласно приложению было предусмотрено в следующие плановые периоды:
2020-2022 годы - обследование технического состояния здания, ремонт подвальных помещений, ремонт системы водоотведения, ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт системы газоснабжения;
2032-2034 годы - ремонт системы электроснабжения;
2044 год - ремонт крыши, ремонт системы теплоснабжения (подпункт 4929 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу).
Из объяснений лиц, участвующих в деле, усматривается, что в ходе реализации данной региональной программы, сформированной на основе предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию и нормативных межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов зданий, было установлено ее несоответствие реальному техническому состоянию многоквартирного жилого фонда, а также отсутствие достаточного объема финансового обеспечения.
В связи с этим в рамках реализации региональной программы капитального ремонта на 2014-2044 годы в 2022 году проведено обследование технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области, результаты которого были утверждены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 27 декабря 2022 года N 323 "Об утверждении результатов обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области" и явились основой для разработки новой региональной программы.
Постановлением Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, согласно приложению к которой проведение капитального ремонта общего имущества в поименованном многоквартирном доме запланировано в следующие периоды:
2023-2025 годы - ремонт системы водоотведения;
2029-2031 годы - ремонт системы холодного водоснабжения;
2041-2043 годы - ремонт подвальных помещений (подпункт 4902 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу).
В редакции постановления от 16 июня 2023 года N 425 Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы предусматривает капитальный ремонт многоквартирного дома "адрес" в 2023-2025 годах по таким видам работ как ремонт системы водоотведения, в 2029-2031 годах - ремонт системы холодного водоснабжения, в 2041-2043 годах - ремонт подвальных помещений, в 2044-2046 годах - ремонт фасада, ремонт фундамента (подпункт "данные изъяты" Перечня).
Учитывая названные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно установил, что оспариваемая в части региональная программа является по своей сути продолжением реализации мероприятий по проведению капитального ремонта, ранее определенных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы.
При этом суд исходил из того, что согласно положениям, закрепленным в частях 4.1, 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 758/пр "Об утверждении методических рекомендацию по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", части 2 статьи Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", пункте 1.4 Порядка внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 21 декабря 2016 года N 964, внесение изменений в региональную программу осуществляется при ее ежегодной актуализации, за исключением изменений, связанных с проведением капитального ремонта в текущем году региональной программы.
В соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно частям 2, 3 статьи 4 Закона Воронежской области N 106-ОЗ очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, а также с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту могут определяться уполномоченным органом ранее истечения срока продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома при наличии объективных сведений, подтверждающих их сверхнормативный износ вследствие техногенных аварий, по результатам мониторинга технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома при актуализации программы в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 4 Закона Воронежской области N 106-ОЗ).
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 данного Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в части 5 статьи 4 Закона Воронежской области N 106-ОЗ.
Согласно пунктам 5, 6 Методических рекомендаций при разработке нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего порядок внесения в региональную программу изменений, рекомендуется учитывать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов отремонтированных конструкций и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и проектного срока эксплуатации многоквартирного дома, а также очередной срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах после выполнения их капитального ремонта в соответствии с региональной программой. По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса.
Согласно пункту 3.3. Порядка внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023-2052 годы, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 21 декабря 2016 года N 964, предусмотрена возможность переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (срока оказания отдельных услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту) на более поздний период в случаях, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более поздний срок и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что отсутствует необходимость в проведении капитального ремонта (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в предусмотренный региональной программой срок.
Из содержания приведенных положений усматривается, что по общему правилу внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Перечень исключений из данного правила, закрепленный в законе, носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Проанализировав приведенные положения, суд первой инстанции констатировал, что названные нормы не предоставляют уполномоченному государственному органу исполнительной власти права переносить установленные региональной программой плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов, в том числе в связи с необходимостью формирования очередности в соответствии с техническим состоянием жилого фонда.
Такое решение на общем собрании собственники помещений названного многоквартирного дома не принимали.
Между тем, региональная программа на 2023-2052 годы, принятая в виде отдельного нормативного правового акта, имеет те же цели и задачи, что и ранее действовавшая программа на 2014-2044 годы, направлена на продолжение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта, установленного ранее действовавшей региональной программой, что отражено в тексте оспариваемого нормативного правового акта, следовательно, по своему содержанию указывает на фактическое изменение действующего нормативного правового акта, осуществленного путем введения в действие нового правового регулирования, и направлено на перенос на более позднее время сроков исполнения ранее принятых обязательств по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, что не соответствует приведенному выше законодательству.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией апеллянтов о том, что уполномоченный орган вправе признать недействующим принятый им нормативный правовой акт, поскольку она основана на неверном толковании положений действующего жилищного законодательства, не предусматривающего возможность отказа уполномоченного органа от нормативно установленных обязательств, связанных с обеспечением своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разработке и утверждении региональной программы на 2023-2052 годы, предусматривающей перенос установленных ранее сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, уполномоченный орган должен был учесть мнение собственников помещений в многоквартирном доме, которое должно быть выражено в соответствующем решении общего собрания.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что предусмотренные действующим федеральным и региональным законодательством требования к порядку принятия решений о внесении изменений в региональную программу, ее актуализации при принятии оспариваемого нормативного правового акта не учитывались.
На наличие предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий для принятия решения о переносе установленных региональной программой сроков капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений такого дома административный ответчик и заинтересованные лица в ходе рассмотрения дела не ссылались, при рассмотрении дела судом такие обстоятельства не установлены.
Таким образом, необходимое для принятия оспариваемого нормативного правового акта решение общего собрания собственников о переносе сроков проведения капитального ремонта не принималось, следовательно, оспариваемые административным истцом положения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы, устанавливающие перенос сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома "адрес" на более поздний период (пункт "данные изъяты" Перечня), противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Судебная коллегия полагает изложенные в решении суда выводы соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
При этом судебная коллегия не может согласиться с утверждением апеллянтов о том, что региональная программа на 2023-2052 годы в целом, а также установленные ею очередность и сроки проведения капитального ремонта названного многоквартирного дома в частности разработаны и приняты с соблюдением действующего законодательства, поскольку данных, указывающих на то, что сроки проведения капитального ремонта определены по каждому виду услуг и (или) работ с учетом их необходимости, соответствуют установленным действующим законодательством предельным срокам, как того требуют положения части 1, пункт 3 части 2, часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также критериям, установленным статьей 4 Закона Воронежской области, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Приобщенный к материалам дела технический отчет ГУП ВО "Облкоммунсервис" (ДД.ММ.ГГГГ год), составленный по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу: "адрес" года постройки (при этом в программе указан год постройки - "адрес"), основан на результатах визуального осмотра, содержит сведения о степени физического износа конструктивных элементов здания, а также вывод о необходимости проведения капитального ремонта здания для обеспечения его дальнейшей нормальной эксплуатации. Детальное (инструментальное) обследование не проводилось, сведения о предельных сроках эксплуатации, конкретных (рекомендуемых) сроках (периодах) проведения необходимых работ в документе отсутствуют.
Из объяснений представителей Правительства Воронежской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области следует, что формирование очередности и распределение сроков ремонта конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме, подлежащих капитальному ремонту, по плановым периодам производилось программным способом исходя из процента износа дома, при этом иные критерии, в том числе сведения о сроках проведения предыдущего капитального ремонта, необходимость проведения ремонта, предельные сроки его проведения, требования нормативно-технической документации в области строительной деятельности не учитывались.
Данные обстоятельства обоснованно расценены судом как указывающие на отсутствие должного обоснования переноса сроков проведения капитального ремонта по каждому конструктивному элементу жилого дома на более поздний период, что не позволяет сделать вывод о соблюдении в оспариваемой программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества.
Доводы апеллянтов о том, что разработка проекта региональной программы на 2014-2044 годы осуществлялась ненадлежащим образом, учитывала только результаты проведенного мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а именно формировалась исходя из предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию и нормативных межремонтных сроках эксплуатации конструктивных элементов здания без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности и оценки фактического состояния многоквартирного жилого фонда, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный нормативный правовой акт в установленном порядке не оспаривался и предметом оценки в рамках настоящего дела быть не может.
Утверждение стороны административного ответчика о финансовой неустойчивости региональной программы на 2014-2044 годы по сравнению с новой программой на выводы суда о нарушении порядка принятия решения об изменении сроков проведения капитального ремонта не влияет.
Суждение подателей жалоб о том, что возвращение к действию недействующей региональной программы приведет к срыву всех работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не опровергают выводов суда, поскольку положения статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают ежегодную актуализацию региональной программы и нее исключают возможность ее корректировки.
Приведенные в апелляционных жалобах суждения об отсутствии нарушения прав административного истца обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку увеличение сроков проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома "адрес" безусловно затрагивает права и законные интересы Костюковой А.В. как собственника жилого помещения, который в силу положений статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно обратиться в суд в защиту своих жилищных прав.
Ссылка на отсутствие в решении суда правовой оценки экспертного заключения Управления Министерства юстиции России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам проведения правовой экспертизы постановления Правительства Воронежской области от 30 декабря 2022 года N 1035, подлежит отклонению, так как при установленных обстоятельствах названный документ правового значения для дела не имеет.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы в целом повторяют позицию сторон в суде первой инстанции, при вынесении решения суда им была дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют нормам материального права, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воронежского областного суда от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Воронежской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, апелляционное представление прокуратуры Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.