Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-55/2023 по апелляционной жалобе Ненашевой "данные изъяты" на решение Курского областного суда от 22 августа 2023 года по административному исковому заявлению Ненашевой "данные изъяты" к Железногорской городской Думе о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N187-4-РД утверждено Положение о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска (далее также Положение). Названное решение опубликовано 2 апреля 2009 года в печатном издании "Железногорские новости" N 14, а также размещено на официальном сайте муниципального образования "город Железногорск" http://adminzhel.ru.
Решениями Железногорской городской Думы от 14 февраля 2017 года N 496-5-РД, от 27 августа 2020 года N 290-6-РД, от 21 июня 2022 года N 471-6-РД, опубликованными в печатном издании "Железногорские новости" и размещенными на официальном сайте муниципального образования "город Железногорск" http://adminzhel.ru, в названное Положение вносились изменения.
Положение устанавливает порядок сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного природной среде города Железногорска сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска (статья 1 Положения).
В силу статьи 4 Положение распространяется на весь зеленый фонд города Железногорска, за исключением зеленых насаждений, находящихся на территории частных домовладений и садовых участках, являющихся частной собственностью, а также зеленых насаждений, расположенных на земельных участках многоквартирных жилых домов, являющихся общей долевой собственностью общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Статья 7 Положения, устанавливает, что документом, дающим право на проведение работ, связанных с вынужденным сносом зеленых насаждений, в том числе в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, является разрешение установленной формы, утверждаемой Администрацией города Железногорска. Разрешение оформляется структурным подразделением Администрации города по вопросам управления городским хозяйством при наличии акта обследования зеленых насаждений с положительным заключением Комиссии на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений и документов об уплате восстановительной стоимости. Разрешение на снос зеленых насаждений выдается сроком до 6 месяцев.
В соответствии со статьей 14 Положения, уплата штрафа за незаконную порубку или повреждение зеленых насаждений не освобождает нарушителя от обязанности возмещения ущерба. Ущерб, причиненный окружающей среде незаконным сносом или повреждением зеленых насаждений на территории города Железногорска, предъявляется нарушителям Управлением городского хозяйства Администрации города Железногорска. Размер ущерба определяется управлением экономики и инвестиционной политики Администрации города Железногорска в соответствии с Методикой оценки восстановительной стоимости, а также ущерба, возмещаемого за вынужденный или незаконный снос зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области, утвержденной постановлением Администрации города Железногорска, и подлежит перечислению в бюджет города Железногорска.
Административный истец Ненашева Т.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими статьи 4, 7, 14 Положения о порядке сноса зеленых насаждений, возмещении ущерба, нанесенного сносом, и восстановлении зеленых насаждений на территории города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N 187-РД в той части, в которой оно распространяется на зеленые насаждения, принадлежащие частным собственникам, в связи с чем обязывает последних согласовывать с администрацией г. Железногорска снос зеленых насаждений, выплачивать восстановительную стоимость или выполнять компенсационные, выплачивать перечисляемую в бюджет г. Железногорска денежную компенсацию за повреждение данных зеленых насаждений.
В обоснование заявленных требований административный истец Ненашева Т.С. указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - "магазины, для размещения объектов торговли", расположенного по адресу: "адрес" В ходе строительных работ на данном земельном участке, проводимых на основании разрешения на строительство, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Железногорска, и проектной документации, был поврежден дуб, в связи с чем администрация г. Железногорска со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт предъявила к Ненашевой Т.С. требование о возмещении ущерба за повреждение указанного дерева в размере 1 208 891, 25 рублей. Полагает, что в оспариваемой части Положение не соответствует статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положениям статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2023 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку указанное федеральное законодательство не предусматривает право органа местного самоуправления каким-либо образом ограничивать права собственника земельного участка.
Решением Курского областного суда от 22 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Ненашевой Т.С. отказано.
В апелляционной жалобе Ненашева Т.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что федеральное законодательство не предусматривает право органа местного самоуправления каким-либо образом ограничивать права собственника земельного участка.
Утвержденное решением Железногорской городской Думы Положение не соответствует статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положениям статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2023 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полагает необоснованными, незаконными и противоречащими части 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации выводы суда первой инстанции о том, что право распоряжения принадлежащим на праве собственности имуществом не является абсолютным и поставлено в зависимость, в частности, от задачи сохранения природы и окружающей среды, а также обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поддержания качества окружающей среды, благоприятной для здоровья людей и функционирования экологических систем.
Участвующим в деле прокурором, представителем Железногорской городской Думы Курской области представлены возражения по доводам апелляционной жалобы.
Ненашевой Т.С, представителем Железногорской городской Думы Курской области заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца и административного ответчика.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку явка участвующих в деле лиц обязательной судом не признавалась.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции такие нарушения были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец Ненашева Т.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категории- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- магазины, для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Железногорска Ненашевой Т.С. выдано разрешение на строительство N на указанном земельном участке нежилого здания - магазина, общей площадью "данные изъяты" кв.м, согласно проектной документации.
ДД.ММ.ГГГГ Ненашева Т.С. обратилась в Управление городского хозяйства администрации города Железногорска Курской области с заявкой на снос зеленых насаждений.
В ответ на указанную заявку ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления городского хозяйства администрации города Железногорска в адрес Ненашевой Т.С. направлено сообщение о необходимости возместить ущерб за незаконное повреждение зеленых насаждений (1 дуб) в размере 1 208 891, 25 руб, мотивированное в том числе статьями 7 и 14 Положения о порядке сноса зеленых насаждений на территории города Железногорска Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N 187-4-РД.
На основании этого суд сделал верный вывод о наличии у административного истца права на оспаривание положений действующего на территории муниципального образования - "Город Железногорск" Курской области решения Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N187-4-РД "Об утверждении Положения о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый правовой акт принят Железногорской городской Думой Курской области в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения и в соответствии с установленным порядком, требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит.
При этом суд исходил из того, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения (статья 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Названный федеральный закон (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Федеральный закон "Об охране окружающей среды") (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
По смыслу положений статей 1, 7 и 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается, в том числе, деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, включающая в себя организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. При этом управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).
В соответствии со статьей 1 Устава города Железногорска Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 23 апреля 1998 года N 7-12-РД (далее - Устав города Железногорска), город Железногорск наделен статусом "городской округ".
Согласно статье 9 Устава города Железногорска, к вопросам местного значения города Железногорска относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Железногорска; утверждение правил благоустройства территории города Железногорска, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории города Железногорска, в том числе организация благоустройства территории города Железногорска в соответствии с указанными правилами.
С учетом приведенных выше норм федерального законодательства, статей 1, 9, 28, 35, 39 Устава города Железногорска, регламента Железногорской городской Думы, утвержденного постановлением Железногорской городской Думы от 24 июля 2014 года N 190-5-ПД, суд пришел к правильному выводу о принятии оспариваемого правового акта с соблюдением процедуры и порядка его принятия, опубликования, формы, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также оценивая компетенцию Железногорской городской Думы по его принятию, суд исходил из следующих обстоятельств.
Оспаривая Положение, Ненашева Т.С. просила признать его недействующим в той части, в которой оно распространяется на зеленые насаждения, принадлежащие частным собственникам (статья 4 Положения), в связи с чем обязывает последних согласовывать с администрацией г. Железногорска снос зеленых насаждений, выплачивать восстановительную стоимость или выполнять компенсационные посадки (статья 7 Положения).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, озеленение территорий населенных пунктов как вид деятельности предполагает воспроизводство зеленых насаждений, то есть древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных. Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений. Выдача порубочных билетов, как составная часть процесса благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов согласно статье 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, его охрана предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Таким образом, из содержания приведенных выше положений усматривается, что вопросы организации озеленения территории муниципального образования как составной части благоустройства территории относятся к вопросам местного значения и подлежат регулированию в принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актах.
Орган местного самоуправления в целях создания и развития зеленого фонда вправе осуществлять правовое регулирование в объеме, обеспечивающем создание благоприятной окружающей среды, в том числе регулировать вопросы выдачи порубочных билетов (разрешений на вырубку зеленых насаждений).
В соответствии с положениями статей 34, 38 Федерального закона "Об охране окружающей среды", архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства должны осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенного конституционно-правового толкования, а также норм федерального законодательства, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующими статей 4 и 7 Положения о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N 187-4-РД.
Судебная коллегия по административным делам с такими выводами суда первой инстанции соглашается, а также полагает, что судом первой инстанции обоснованно отвергнуты как несостоятельные доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 3 статьи 261 и пункту 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, право распоряжения принадлежащим на праве собственности имуществом не является абсолютным и поставлено в зависимость от задачи сохранения природы и окружающей среды, а также обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поддержание качества окружающей среды, благоприятной для здоровья людей и функционирования экологических систем.
Вопреки доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, к спорным правоотношениям не подлежат применению положения статьи 7 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку вопросы использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением, определение их правового режима, выбор вида разрешенного использования и его определение оспариваемые нормы не регулируют. Вопросы управления и распоряжения земельными участками как объектами недвижимого имущества к предмету регулирования оспариваемого Положения не отнесены. При этом в силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, к отношениям по охране окружающей среды применяется законодательство об охране окружающей среды, специальные федеральные законы, и к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, законодательством об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Относительно доводов апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующей в части статьи 14 Положения, согласно которой уплата штрафа за незаконную порубку или повреждение зеленых насаждений не освобождает нарушителя от обязанности возмещения ущерба. Ущерб, причиненный окружающей среде незаконным сносом или повреждением зеленых насаждений на территории города Железногорска, предъявляется нарушителям Управлением городского хозяйства Администрации города Железногорска. Размер ущерба определяется управлением экономики и инвестиционной политики Администрации города Железногорска в соответствии с Методикой оценки восстановительной стоимости, а также ущерба, возмещаемого за вынужденный или незаконный снос зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области, утвержденной постановлением Администрации города Железногорска, и подлежит перечислению в бюджет города Железногорска, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Оспаривая статью 14 Положения, административный истец указал на ее противоречие требованиям Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания данные доводы.
Как уже указано выше организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П по результатам проверки конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, содержание термина "организация", используемого в названном законе при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования; в противном случае допускалась бы в том числе возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (к которым относится растительный мир), природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Определяя вред окружающей среде как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, федеральный законодатель в статье 3 этого же закона закрепляет принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Закрепляя в главе II названного федерального закона основы управления в области окружающей среды, федеральный законодатель, в частности, определилполномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в названной сфере.
Утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним отнесены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (абзац 17 статьи 5).
Полномочие осуществлять правовое регулирование вопросов об ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды органам местного самоуправления не предоставлено.
Отношения в названной сфере, в том числе вопросы компенсации ущерба окружающей среде урегулированы главой XIV названного федерального закона, устанавливающей обязанность полного возмещения вреда окружающей среде (статья 77), порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 78).
Так, согласно статье 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 1). На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (часть 2).
При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (часть 2.1).
Учитывая, что Положение регулирует не отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления вопросы возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в том числе в оспариваемой части, статью 14 Положения нельзя признать соответствующей имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
Аналогичная правовая позиция изложена в кассационных определениях судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2023 года по делу N 44-КАД23-12-К7, от 13 декабря 2023 года N75-КАД23-6-К3.
При таких обстоятельствах судебный акт в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения о признании недействующей статьи 14 Положения о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N187-4-РД в той части, в которой она регулирует вопросы исчисления и перечисления в бюджет города Железногорска ущерба, причиненного окружающей среде, со дня его принятия.
В остальной части, с учетом вышеприведенной правовой позиции, судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции о том, что Положение не входит в противоречие с нормами, имеющими большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушает, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 22 августа 2023 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Ненашевой "данные изъяты" о признании недействующей статьи 14 Положения о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N187-4-РД отменить и принять в этой части новое решение.
Признать недействующей статью 14 Положения о порядке сноса зеленых насаждений, возмещения ущерба, нанесенного сносом, и восстановления зеленых насаждений на территории города Железногорска, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 26 марта 2009 года N187-4-РД в той части, в которой она предусматривает исчисление и перечисление в бюджет города Железногорска ущерба, причиненного окружающей среде, со дня его принятия.
В остальной части решение Курского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ненашевой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.