Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции ШидаковаО.А., рассмотрев жалобу Набиева Наби Муса-оглы на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г.Ростова-на-Дону от 22 апреля 2022 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 9 октября 2023 года, вынесенные в отношении Набиева Наби Муса-оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г.Ростова-на-Дону от 22 апреля 2022 года, оставленным без изменения решениемсудьи Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 9 октября 2023 года, Набиев Н.М.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год.
В жалобе, поданной в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, Набиев Н.М.о.ставит вопрос об отмене вынесенных в его отношении по настоящему делу об административном правонарушении актов и прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая при этом, что выводы, содержащиеся в принятых по делу актах, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, при этом судьями при рассмотрении дела были допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Потерпевшая по делу МушкамбарянУ.Б, уведомлённая в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Набиевым Н.М.о. жалобы, возражения на неё не представила.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Изучение с учётом положений указанной нормы материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в отношении Набиева Н.М.о. 23 марта 2022 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г.Ростова-на-Дону от 22 апреля 2022 года Набиев Н.М.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой. Судья Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону с выводами мирового судьи согласился.
При рассмотрении настоящего дела НабиевымН.М.о. и его защитником КарабековымФ.А. последовательно приводились доводы о допущенных при составлении протокола об административном правонарушении нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.56-57, 136-142).
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)(нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Набиева Н.М.о. к административной ответственности).
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении Набиева Н.М.о. составлен должностным лицом ГИБДД 23 марта 2022 года в отсутствие Набиева Н.М.о, при этом в обжалуемых судебных актах содержатся выводы о том, что Набиев Н.М.о. был надлежащим образом извещён о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, однако, в назначенноевремя не явился, в связи с чем должностное лицо ГИБДД правомерно составило протокол в отсутствие Набиева Н.М.о.
Делая такой вывод, мировой судья и судья районного суда сослались на наличие в материалах дела адресованного Набиеву Н.М.о. уведомления о необходимости его явки к должностному лицу административного органа ДД.ММ.ГГГГ к 14:00 ч. для составления протокола об административном правонарушении, которое согласно подписи на данном уведомлении было нарочно получено ДД.ММ.ГГГГ супругой ФИО1о. - ФИО2, которая проживает совместно с ФИО1о. по одному адресу.
Вместе с тем данные выводы мирового судьи и судьи районного суда не основаны на материалах дела и противоречат им.
Так, действительно, в материалах дела имеется полученное нарочно ФИО2уведомление, адресованное ФИО1о, о необходимости его явки к 14:00 ч. ДД.ММ.ГГГГ к инспектору ГИБДД по адресу: "адрес", пер.Изыскательский, "адрес", каб.104, однако, из содержания данного уведомления следует, что ФИО1о. предложено явиться в указанное время и по указанному адресу для разбирательства по факту дорожно-транспортного происшествия N от ДД.ММ.ГГГГ, произошедшего в "адрес" участием автомобиля " "данные изъяты"", гос. N (л.д.19).
То есть, имеющееся в деле уведомление фактически не содержит в себе каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Набиев Н.М.о. был вызван инспектором ГИБДД именно для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований частей 1 и 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанных требований уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Набиеву Н.М.о. по месту его жительства не направлялось, о том, что полученное Набиевой А.М.к. уведомление касалось составления протокола по факту привлечения Набиева Н.М.о. к административной ответственности, в нём не указано, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Иные сведения об извещении названного лица о составлении протокола по делу об административном правонарушении в отношении Набиева Н.М.о. в деле отсутствуют.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях илизакона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, являетсяадминистративным правонарушением.
Пунктом 2.5 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), предусмотрено, что при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Исходя из положений пунктов 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения, оставить место дорожно-транспортного происшествия без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения "дорожно-транспортное происшествие" - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в 11 ч. 35 мин, у "адрес" в "адрес" водитель Набиев Н.М.о. управлял автомобилем "Хэнде акцент", государственный регистрационный знак N, в нарушение пункта 2.5 Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлся (л.д.1).
Вместе с тем в нарушение требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся впункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вданном случае в протоколе об административном правонарушениисобытие административного правонарушения фактически не описано, поскольку не указано, какое именно произошло дорожно-транспортное происшествие, участником которого являлся Набиев Н.М.о, применительно к понятию дорожно-транспортного происшествия, закреплённомув пункте 1.2 Правил дорожного движения.
В частности в протоколе об административном правонарушении, а также в судебных актахне указано, при каких обстоятельствах, с участием каких транспортных средстви под управлением каких водителей произошло дорожно-транспортное происшествие, а также были ли в результате данного события повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо был причинён иной материальный ущерб.
Более того, в постановлении мирового судьи, с которым согласился судья районного суда, событие административного правонарушения указано без ссылки на нарушение Набиевым Н.М.о. каких-либо Правил дорожного движения: " ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ мин, у "адрес" в "адрес" водитель ФИО1о. управлял автомобилем "Хэнде акцент", государственный регистрационный знак Р574УР161, оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлся", то есть указанный существенный недостаток протокола об административном правонарушении не был устранён судьями при рассмотрении дела об административном правонарушении
Несоблюдение требований, предъявляемых статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, а именно, ненадлежащее описание события административного правонарушения и составление протокола в отсутствие не извещённого надлежащим образом о времени и месте его составления лица, привлекаемого к административной ответственности, повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, поскольку лишило его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 23марта 2022 года, составленный в отношении Набиева Н.М.о, не может быть признан допустимым доказательством, поскольку не содержит сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - в протоколе не изложено событие административного правонарушения, а также протокол составлен в отсутствие Набиева Н.М.о. и при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежал возвращению мировым судьёй должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков.
Вместе с тем в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку возвращение данного протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу приналичии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чемпостановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г.Ростова-на-Дону от 22 апреля 2022 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 9 октября 2023 года, вынесенные в отношении Набиева Н.М.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушениив отношении Набиева Н.М.о. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г.Ростова-на-Дону от 22 апреля 2022 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 9 октября 2023 года, вынесенные в отношении Набиева Наби Муса-оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.