Дело N 2а-2091/2023
г. Краснодар 20.02.2024
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Сергеева С.С, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 25.10.2023 кассационную жалобу ФИО10 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26.06.2023 по административному делу по административному иску ФИО6 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО11, Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр), государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым(государственный регистратор) ФИО2 Д.В, Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Управление), в котором просил признать незаконным уведомление Ялтинского городского управления Госкомрегистра от 15.11.2022 N "данные изъяты" о приостановлении государственного кадастрового учета. Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на здание, расположенное по адресу: "адрес".
В обоснование требований ФИО7 указал, что в целях регистрации права собственности на упомянутое здание заявитель обратился с соответствующим заявлением в Госкомрегистр, однако оспариваемым уведомлением государственная регистрация была приостановлена.
Основаниями для вынесения оспариваемых уведомлений послужило то обстоятельство, что заявителем в регистрирующий орган представлен технический план здания от 06.10.2022, содержащий декларацию об объекте недвижимости от 06.09.2022, которые, по мнению государственного регистратора, не позволяют произвести государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества в упрощенном порядке с учетом вида разрешенного использования земельного участка "малоэтажная застройка", а также имеющихся у регистрируемого объекта признаков номерного фонда.
Полагая уведомление регистрирующего органа незаконным, нарушающим права и охраняемые интересы заявителя, ФИО7 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.04.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов не имеется.
Разрешая спор по существу, суды руководствовались положениями пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, пункта 1 статьи 14, пункта 22 части 1 статьи 26, частей 12, 13 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ), части 1 статьи 23.1, части 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ), частей 11, 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 1, 7 Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (Классификатор от 01.09.2014 N 540), классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (Классификатор от 10.11.2020 N П/0412), Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определении вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым N 378 от 15.10.2014, постановлением Совета министров Республики Крым от 06.06.2016 N 244 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378".
Суды установили, что 27.10.2022 при обращении ФИО6 в Госкомрегистр с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении жилого здания площадью 269, 9 кв.м, расположенного по упомянутому адресу на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в целях осуществления регистрации права в упрощенном порядке, предусмотренном частями 12 и 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, заявителем в качестве документа - основания кадастрового учета и регистрации права представлен технический план здания, сооружения от 06.10.2022, содержащий декларацию об объекте недвижимости от 06.09.2022.
Регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия получен ответ Администрации г. Ялты, из содержания которого следует, что по указанному адресу на земельном участке площадью 119 кв. м, вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка, что подтверждается соответствующими сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, находится оконченный строительством трехэтажный объект недвижимости с признаками номерного фонда. Кроме того, нарушены минимальные отступы от красных линий улиц и проездов до здания.
При этом сведения о выдаче собственнику указанного земельного участка уведомления о соответствии допустимых параметров при строительстве жилого дома и уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в Администрации г. Ялты отсутствует.
Также судами установлено, что видом разрешенного использования земельного участка, с кадастром номером "данные изъяты", образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" соответствии с имеющимися правоустанавливающими документами являлся "объект гаражного назначения". Указанному земельному участку постановлением Совета Министров Республики Крым N 378 от 15.10.2014 установлен вид разрешенного использования - "малоэтажная жилая застройка".
Суды, принимая во внимание вид разрешенного использования земельного участка и отсутствие законодательно установленной процедуры для регистрации расположенного на таком участке объекта недвижимости в упрощенном порядке, нашли правомерным оспариваемое решение регистрирующего органа.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения материального закона, регулирующего спорные правоотношения, с соблюдением норм процессуального права.
В соответствии с частью 12 статьи 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ до 1 марта 2031 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом вида разрешенного использования земельного участка упрощенные процедуры для государственной регистрации права на строение, возведенное на таком участке, применены быть не могут.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являются следствием неверного толкования норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, иной оценки имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены постановленных судебных актов в порядке кассационного производства.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26.06.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.