Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Аняновой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО8 на решение Октябрьского районного суда города Краснодара от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края к судебному приставу - исполнителю Северского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю, Северскому районному ОСП УФССП России по Краснодарскому краю, ГУФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, письменные возражения, выслушав пояснения ФИО8, представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края - ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю (далее - ГУФССГТ России по Краснодарскому краю), выразившееся в не рассмотрении жалобы министерства в порядке подчиненности в установленные Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сроки, признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Северского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю (далее -судебный пристав-исполнитель Северского РОСП) ФИО9, выразившееся в не рассмотрении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства, признать незаконным акт о совершении исполнительных действий от 13 мая 2022 г, составленный судебным приставом - исполнителем Северского РОСП ФИО9, а также признать оконченным исполнительное производство от 6 сентября 2018 г. N-ИП.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Северского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2018 г. (по делу N2а-242/2018) на Министерство природных ресурсов Краснодарского края возложена обязанность произвести работы, предотвращающие негативное воздействие вод р. Шебш и ликвидировать его последствия в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Северский район, с. Шабановское, ул. Котовского, д. 11, принадлежащего ФИО8
На основании исполнительного листа серия N N, выданного в соответствии с указанным решением, судебным приставом -исполнителем Западного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю 6 сентября 2018 г. возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Во исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, министерством природных ресурсов Краснодарского края проводились мероприятия, направленные на исполнение судебного акта: направлялись письма в органы исполнительной власти Российской Федерации и Краснодарского края о выделении средств, необходимых для исполнения судебного акта, проводились в установленном законом порядке заключения государственных контрактов на разработку проектной документации, на выполнение работ по предотвращению негативного последствия вод р. Шебш и ликвидации его последствий. 22 декабря 2021 года в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, министерством природных ресурсов Краснодарского края на имя судебного пристава-исполнителя Западного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю ФИО3У (далее - судебный пристав - исполнитель ОСП по Западному округу города Краснодара ФИО3) направлено письмо об исполнении решения Северского районного суда Краснодарского края (по административному делу N2а-242/18) с просьбой окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. В подтверждение фактического исполнения требований исполнительного документа министерством были направлены копии актов выполненных работ.
Однако, в нарушение норм Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N229-ФЗ) судебным приставом - исполнителем ОСП по Западному округу города Краснодара ФИО3, получившим документированное подтверждение фактического исполнения требований исполнительного документа, исполнительное производство не было окончено, 6 апреля 2022 г. материалы исполнительного производства N-ИП направлены в Северский районный отдел судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов Краснодарского каря (далее Северский РОСП) для дальнейшего исполнения требований исполнительного документа. При этом, в сопроводительном письме, приложенному к исполнительному производству, имеется указание на то, что министерство предоставило документы, подтверждающие исполнение решения суда.
Однако в адрес министерства природных ресурсов Краснодарского края никаких уведомлений, постановлений, иных процессуальных документов о передаче материалов исполнительного производства в Северский РОСП судебным приставом - исполнителем ОСП по Западному округу г. Краснодара не направлялось.
В связи с чем, Министерство было лишено возможности своевременно подать жалобу на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ОСП по Западному округу города Краснодара ФИО3 О том, что исполнительное производство не окончено, и материалы исполнительного производства были переданы в Северский РОСП министерству министерство природных ресурсов Краснодарского края стало известно только 20 июля 2022 г. в судебном заседании в рамках рассмотрения Краснодарским краевым судом административного иска ФИО8 о присуждении компенсации в связи с нарушением права на судопроизводство. 25 июля 2022 г. на основании постановления о принятии исполнительного производства к исполнению судебным приставом- исполнителем Северского РОСП ФИО4 принято к исполнению исполнительное производство от 6 сентября 2018 года N-ИП, переданное из ОСП по Западному округу г. Краснодара. Каких-либо иных постановлений о передаче исполнительного производства и его принятии к исполнению другим судебным приставом - исполнителем Северского РОСП в материалах исполнительного производства не содержится. Вместе с тем, в материалах исполнительного производства имеется акт о совершении исполнительных действий от 13 мая 2022 г, составленный судебным приставом - исполнителем Северского РОСП ФИО9 без извещения административного истца и, соответственно в его отсутствие.
Судебным приставом - исполнителем Северского РОСП ФИО9 был осуществлен выход по адресу: Краснодарский край, Северский район, с. Шабановское, ул. Котовского, 11, о чем в итоге составлен акт о совершении исполнительных действий. Об указанном акте министерству природных ресурсов Краснодарского края также стало известно 20 июля 2022 г. в судебном заседании в рамках рассмотрения Краснодарским краевым судом административного иска ФИО8 о присуждении компенсации в связи с нарушением права на судопроизводство. Административный истец считает, что судебным приставом - исполнителем, не принимавшим к своему исполнению исполнительное производство N-ИП не обладая специальными познаниями в области выполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия, вод и ликвидации его последствий, при наличии в материалах исполнительного производства документального подтверждения фактического исполнения требований исполнительного документа, сделан неправомерный вывод о том, что решение суда не исполнено. Полагая, что действия судебных приставов - исполнителей ОСП по Западному округу г. Краснодара и Северского РОСП являются незаконными, 29 июля 2022 г. в адрес ГУФССП России по Краснодарскому краю министерством природных ресурсов Краснодарского края направлена жалоба в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, однако жалоба не рассмотрена в сроки, установленные частью 1 статьи 126 Федерального закона N229-ФЗ, решение по данной жалобе не принято.
Кроме того, в ходе исполнительных действий, проводимых 4 августа 2022 г. судебный пристав - исполнитель Северского РОСП ФИО9 получил от стороны административного истца письменные пояснения, содержащие ходатайство о приобщении к материалам исполнительного производства дополнительных доказательств исполнения требований исполнительного документа, а также об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением министерством требований, содержащихся в исполнительном документе. По состоянию, на день обращения в суд с настоящим административным иском результаты рассмотрения ходатайства судебным приставом - исполнителем Северского РОСП ФИО9 в министерство природных ресурсов Краснодарского края не известны. Административный истец считает, что бездействием должностных лиц ГУФССП России по Краснодарскому краю, Северского РОСП нарушены его права и законные интересы, в связи с чем, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2023 административные исковые требования министерства природных ресурсов Краснодарского края удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с решением ФИО8 подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить, как незаконное и необоснованное, и прекратить производство по делу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 июня 2023 г. решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 ноября 2023 г. заявитель просит отменить оспариваемые судебные акты, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что судебная экспертиза, проведенная в рамках настоящего дела, и на основании которого удовлетворены административные исковые требования, является недопустимым доказательством.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 14 декабря 2023 г. кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, выслушав пояснения, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы (часть 2 статьи 329 КАС РФ)
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами.
Как следует из материалов административного дела, нижестоящими судами не принято во внимание, что решением Северского районного суда от 14 марта 2018 г. исковое заявление ФИО8 удовлетворено частично. Судом признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края в части предотвращения негативного воздействия вод р. Шебш в границах с. Шабановское Северского района и ликвидации его последствий в отношении земельного участка с кадастровым (или условным) номером N, расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, с.Шабановское, ул. Котовского, 11, принадлежащего ФИО8
Суд обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края произвести работы, предотвращающие негативное воздействие вод реки Шебш и ликвидировать его последствия в отношении земельного участка с кадастровым (или условным) номером N, расположенного по адресу: Северский район, с. Шабановское, ул. Котовского, 11, принадлежащего ФИО8 В остальной части административного иска - отказано.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 19 июня 2018 г, решение Северского районного суда от 14 марта 2018 г. оставлено без изменения.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 октября 2020 г. заявленные требования ФИО8 к Министерству Финансов Краснодарского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично. Судом взыскана с Министерства Финансов Краснодарского края в пользу ФИО8 компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей за счёт средств краевого бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 г. решение Краснодарского краевого суда от 12 октября 2020г. оставлено без изменения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2021 г, решение Краснодарского краевого суда от 12 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 г. оставлены без изменения.
Решением Краснодарского краевого суда от 11 августа 2022 г. административный иск ФИО8 к Министерству Финансов Краснодарского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично. Судом взыскана с Министерства Финансов Краснодарского края в пользу ФИО8 компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей за счёт средств краевого бюджета.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 г, решение Краснодарского краевого суда от 11 августа 2022г. оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В ходе рассмотрения дела N2а-3895/2022 проведена судебная строительно - техническая экспертиза от 19 января 2022 года N (л.д.170-193), заключение которой положено в основу решений судов, однако заявитель усматривает, что данное заключение экспертизы является недопустимым доказательством, правовая оценка указанным доводам судами не дана.
Из материалов административного дела усматривается, что районным судом поставлен вопрос перед экспертом о соответствии работ, выполненных Министерством в рамках государственного контракта от 4 октября 2021 г. N на выполнение подрядных работ для государственных нужд по мероприятию "Расчистка русла р. Шабш в с. Шабановское Северского района Краснодарского края в целях предотвращения негативного воздействия вод" резолютивной части решения Северского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2018 г... и выполнены ли данные работы. Экспертом производился выезд по адресу: Краснодарский край, Северский район, с. Шабановское, ул. Котовского, 11, принадлежащего ФИО8, однако в мотивировочной части заключения указано:
- о выезде по данному адресу и замеру земельного участка; между точками 6 и 7 имеется смыв земельного участка, площадью 19, 1 кв.м, что указывает на то, что берегоукрепительные работы произведены не были, однако, как усматривает кассационный суд выводы эксперта от 19 января 2022 г. N не соответствуют обстоятельствам дела; резолютивной части решения Северского районного суда от 14 марта 2018 г, которым суд обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края произвести работы, предотвращающие негативное воздействие вод р. Шебш и ликвидировать его последствия в отношении земельного участка с кадастровым (или условным) номером N,. расположенного по адресу: Северский район, с. Шабановское, ул. Котовского, 11, принадлежащего ФИО8 Из данного заключения также следует, что разработана проектная документация по мероприятию "Расчистка русла р. Шебш в с. Шабановское Северского района Краснодарского края.
В соответствии с проектной документацией осуществлена очистка русла реки Шебш в с. Шабановское Северского района Краснодарского края. Однако, данные работы не соответствуют решению суда - произвести работы, предотвращающие негативное воздействие вод реки Шебш и ликвидировать его последствия в отношении земельного участка с кадастровым (или условным) номером N. находящегося по адресу: Краснодарский край, Северский район, с. Шабановское, ул.Котовского, 11, принадлежащего ФИО8
Вместе с тем, экспертом также указано, что в ходе осмотра русла и берегов реки выявлены следы производства работ по корчёвке кустарника и мелколесья, валке деревьев, корчёвке пней. разработке и планировке грунта (л.д.184). Однако экспертом не указано, что данные работы проводились в рамках исполнения решения Северского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2018 г.
При этом, как отмечает заявитель, в силу части 5 статьи 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве" - судебный акт, акт другого органа или должностного лица о приостановлении или прекращении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом - исполнителем, однако нижестоящими судами данное требование закона не принято во внимание.
Кроме того, предложения о внесении в бюджет Краснодарского края на 2020 г. и на плановый период 2021 - 2022 года, в котором для разработки проекта "Расчистка русла реки Шебш в с. Шабановское Северского района Краснодарского края в целях предотвращения негативного воздействия вод", запрошена сумма 3 606 300 рублей. В 2020 г. разработана проектная документация по мероприятию проекта "Расчистка русла реки Шебш в с.Шабановское Северского района Краснодарского края в целях предотвращения негативного воздействия вод". Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 июля 2021 г. N, включившие затраты на реализацию мероприятия по расчистке русла реки Шебш. Государственный контракт от 4 октября 2021 г. N с обществом с ограниченной ответственностью "Габион" на выполнение подрядных работ для государственных нужд по мероприятию "Расчистка, русла реки Шебш в с. Шабановское Северского района Краснодарского края в целях предотвращения негативного воздействия вод". Со стоимостью работ 11 952 680 рублей, со сроком завершения работ 17 декабря 2021 г. осуществлены работы по расчистке русла р. Щабш в пределах с. Шабановское, протяжённостью 3980 м.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2018 г. исковое заявление ФИО8 удовлетворено частично. Судом признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края в части предотвращения негативного воздействия вод р. Шебш в границах с. Шабановское Северского района Краснодарского края и ликвидации его последствий в отношении земельного участка с кадастровым (или условным) номером N,. находящегося по адресу: Краснодарский край, Северский район, с.Шабановское, ул.Котовского, 11, принадлежащего ФИО8 Суд обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края произвести работы, предотвращающие негативное воздействие вод реки Шебш и ликвидировать его последствия в отношении земельного Участка с кадастровым (или условным) номером N, находящегося по адресу: Северский район, с.Шабановское, ул. Котовского, 11, принадлежащего ФИО8
Согласно государственного контракта от 4 октября 2021 г. N с ООО "Габион" осуществлены работы по расчистке русла реки Щабш в пределах с. Шабановское, протяжённостью 3980 м. Таким образом, решение Северского районного суда от 14 марта 2018 г. не исполнено, поскольку производилась только расчистка русла реки, а не ликвидация последствия в отношении земельного участка с кадастровым (или условным) номером N, расположенному по адресу: Краснодарский край, Северский район, с.Шабановское, ул.Котовского, 11, принадлежащего ФИО8
В заключении судебной строительно - технической экспертизы 19 января 2022 г. N также указано, что между точками 6 и 7 имеется смыв земельного участка, площадью 19, 1 кв.м, что указывает на то, что берегоукрепительные работы произведены не были, и выводы экспертизы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно заключению эксперта от 31 октября 2023 г. границы земельного участка, площадью 1152 кв.м. с кадастровым номером N. расположенного по адресу: Краснодарский край, Северский район, с..Шабановское, ул. Котовского, 11 в результате подмыва и обрушения части поверхности, изменили свою конфигурацию со стороны тыльной части участка и правой межи с земельным участком с кадастровым номером N, а также изменилась площадь участка с уменьшением на 26 кв.м..
Таким образом, как отмечает кассационный суд, данное решение от 14 марта 2018 г. не исполнено, смыв площадью 19, 1 кв.м, указанный в оспариваемых судебных актах увеличился до 26 кв.м.
Вышеуказанные обстоятельства не приняты во внимание нижестоящими судами, их правовая оценка в соответствии с требования административного законодательства не была произведена, в связи с чем спорные отношения требуют дополнительной проверки.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6-принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003г. N "О судебном решении").
В данном случае, судебными инстанциями приведенные нормы не соблюдены, доказательствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников судопроизводства, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При новом рассмотрении настоящего дела, районному суду следует учесть изложенное, дать правовую оценку заключению эксперта от 19 января 2022 г. N; при необходимости, в силу части 2 статьи 77 КАС РФ назначить строительно-техническую экспертизу; разрешить требования в соответствии с установленными по делу обстоятельствами; дать оценку доводам заявителя.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в районный суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 июня 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Краснодара в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 января 2024 г.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи
Мальманова Э.К.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.