Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лопаткиной Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Умерова Сулеймана Мустафаевича к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному бюджетному учреждению "Город" о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Муниципального бюджетного учреждения "Город", поданной директором Гумен А.В, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Умеров С.М. обратился в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, с учетом уточнений, просил взыскать с ответчика материальный ущерб в размере "данные изъяты", расходы по оплате экспертного заключения в размере "данные изъяты", государственной пошлины - "данные изъяты"
Протокольными определениями суда от 9 декабря 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное бюджетное учреждение "Город" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - МБУ "Город"), от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 сентября 2022 года исковые требования Умерова С.М. удовлетворены.
С МБУ "Город" в пользу Умерова С.М. в счет возмещения материального ущерба взыскано "данные изъяты", расходы на проведение экспертного исследования - "данные изъяты", на оплату государственной пошлины - "данные изъяты"
В удовлетворении исковых требований к Администрации города Симферополя Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе директором МБУ "Город" Гумен А.В. ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на несогласие с оценкой представленных сторонами доказательств, об отсутствии причинно-следственной связи между действием МБУ "Город" и наступившими последствиями, причинившие истцу материальный ущерб; на отсутствие у данного ответчика обязанности по содержанию зеленых насаждений, финансирование на которую не осуществляется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Из материалов гражданского дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль VOLKSWAGEN GOLF, государственный номер М8990Х777.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17-00 часов истец обнаружил на парковке транспортных средств возле "адрес" в "адрес" принадлежащий ему припаркованный автомобиль, на который вследствие обстоятельств непреодолимой силы (ветра) упала ветка от дерева, в связи с чем автомобиль имел повреждения лакокрасочного покрытия в виде царапин и сколов, также вмятин на крыше, бокового ребра жесткости, бампера, в результате чего заявителю был причинен материальный ущерб.
Постановлением УУП ОП N 3 "Центральный" УМВД России по г. Симферополю Умерову С.М. было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно части 4 ст. 27 Правил благоустройства, зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности городского округа Симферополь, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми, в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Симферополь имеют право распоряжаться, являются муниципальной собственностью городского округа Симферополь.
Часть 5 указанной статьи устанавливает, что контроль за состоянием и надлежащей эксплуатацией городских зеленых насаждений осуществляется Муниципальным казенным учреждением Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым либо иным уполномоченным органом (учреждением) Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно пункту 2.7 Правил содержание зеленых насаждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка передвижных малых форм в летнее и зимнее время. Содержание зеленых насаждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, включает, в том числе, удаление усохших и аварийных растений.
В зависимости от отношения к собственности, функционального назначения, режима пользования и способа хозяйствования объекты зеленого фонда подразделяются на следующие категории: I категория - насаждения общего пользования, имеющие особое рекреационное значение (сады, скверы, зеленые насаждения вдоль улиц, набережных), особо охраняемые территории.
Ответственность по капитальному ремонту, а также по содержанию и сохранности зеленых насаждений возлагается: на территориях общего пользования - на администрацию муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 2.10.1 Правил).
Муниципальное бюджетное учреждение "Город" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым создано на основании постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно пункту 66 приложения N 16 к решению 82-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 21.02.2018 N1510 "О передаче имущества муниципальному бюджетному учреждению "Город" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", зеленые насаждения, произрастающие вдоль улиц города Симферополя (элементы внешнего благоустройства и зеленые насаждения), переданы в оперативное управление МБУ "Город".
В соответствии с Уставом МБУ "Город", утверждённым постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, учредителем и собственником имущества МБУ "Город" является муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым.
Полномочия учредителя и собственника имущества Бюджетного учреждения осуществляет Администрация города Симферополя Республики Крым.
Бюджетное учреждение находится в сфере управления муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.
Бюджетное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в отделении Федерального казначейства, бланки, штампы, печать установленного образца со своим наименованием, местонахождением.
Бюджетное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым и назначением имущества.
Целью деятельности МБУ "Город" являются оказание услуг и выполнение работ по обеспечению надлежащего санитарного состояния, благоустройства, содержания объектов инфраструктуры муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в объемах, определяемых муниципальным казенным учреждением Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в соответствии с муниципальным заданием.
Для достижения поставленных целей и задач Бюджетное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: уборка, ремонт, реконструкция, ремонт и строительство объектов зеленых насаждений, произрастающих вдоль улично-дорожной сети и подъездных путей (п.2.4.6).
Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства (пункт 6.1 Правил).
Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр (пункт 6.6 Правил).
Таким образом, из указанных выше Правил следует, что МБУ "Город" обязано проводить ежегодный плановый осмотр озелененных территорий. Кроме того, МБУ "Город" обязано проводить оперативные осмотры подведомственной территории в связи с возникновением чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п, проводить вырубку деревьев, пострадавших в результате чрезвычайных природных явлений.
Приказом МКУ Департамент городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБУ "Город" на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов. В указанное задание включено: содержание автомобильных дорог, организация благоустройства и озеленения, в том числе спиливание скелетных ветвей деревьев, формирование крон деревьев, обрезка и прореживание крон деревьев, валка деревьев, валка крупномерных деревьев твердолиственных пород, вырезка сухих сучьев на деревьях лиственных пород.
Согласно заключению судебной автотехнической экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ФБУ Крымская ЛЭС Минюста России, стоимость восстановительного ремонта автомобиля VOLKSWAGEN GOLF, государственный номер N, составляет "данные изъяты"
Из заключения эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Крым- экспертиза" следует, что дерево, которое явилось причиной причинения ущерба автомобилю VOLKSWAGEN GOLF, государственный номер N, произрастает на территории, ограниченной границами земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", границей многоквартирного жилого "адрес", расположенного по адресу: "адрес" и тротуаром, проходящим параллельно автодороге по "адрес", т.е. на территории земель общего пользования Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым.
Учитывая, что дерево произрастало в пределах населенного пункта, на территории земель общего пользования Муниципального образования городской округ Симферополь, а также учитывая передачу в оперативное управление МБУ "Город" зеленых насаждений на территории жилых микрорайонов "адрес", вдоль улиц "адрес", наличие в муниципальном задании на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБУ "Город" работ по организации благоустройства и озеленения, надлежащим ответчиком по данному делу судом первой и апелляционной инстанции признано МБУ "Город".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 401, 1064 Гражданского кодекса РФ, Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь, оценив представленные сторонами доказательства, заключение судебной автотехнической экспертизы, установив, что территория, на которой произошло падение дерева на автомобиль истца, находится в оперативном управлении МБУ "Город", зеленые насаждения вдоль улиц г. Симферополя (элементы внешнего благоустройства и зеленые насаждения), закреплены на праве оперативного управления за МБУ "Город", соответственно, наличие причинно-следственной связи между падением дерева на автомобиль истца и причинением повреждений, ответственность за причинение истцу материального ущерба подлежит возложению на МБУ "Город", как на лицо, виновное в причинении ущерба истцу, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований и об их удовлетворении, взыскав с данного ответчика в пользу истца в счет возмещения материального ущерба "данные изъяты" и судебные расходы, отказав в удовлетворении иска, заявленного к Администрации города Симферополя Республики Крым.
Суд кассационной инстанции оснований для иного толкования норм материального права, для иной оценки представленных суду доказательств не находит, считает судебные акты правильными и обоснованными.
Фактически все приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Город" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, поданную директором Гумен А.В, - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.