Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" об обязании провести реставрацию, ремонт объекта недвижимости, по кассационной жалобе представителя ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области (далее - Служба государственной охраны) обратилась в суд с иском к ФИО16 об обязании провести реставрацию, ремонт объекта недвижимости, указав, что на государственной охране состоит объект культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенный по адресу: "адрес" (Лит. "А, А1", "Б, б1", ограда). Регистрационный номер объекта в Едином государственном реестре объектов культурного наследия N. Здание литера "Б" (КН 30:12:010600:49) входит в состав объекта культурного наследия, в настоящее время не используется.
В результате осмотра литера "Б", входящего в состав объекта культурного наследия установлено, что здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии: на фасадах здания-памятника наблюдаются замачивание, отслоение окрасочного, штукатурного слоя, деструкция кирпичной кладки, повреждено покрытие кровли, отсутствуют оконные заполнения. Собственником литера "Б", входящего в состав объекта культурного наследия, являлся ФИО16 Право собственности ФИО16 обременено охранным обязательством N 178 от 25 июня 2015 года. В связи с выявленными нарушениями Служба государственной охраны направила в адрес ФИО16 письмо от 31 августа 2021 года с требованием провести ремонтно-реставрационные работы на принадлежащем ему объекте культурного наследия. Данное требование не выполнено, что подтверждается актом осмотра от 02 марта 2022 года.
Решением Советского районного суда города Астрахани от 05 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 апреля 2023 года решение Советского районного суда города Астрахани от 05 декабря 2022 года отменено на основании ч. 4, 5 ст. 330 ГПК РФ, дело рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи со сменой собственника объекта произведена замена ответчика ФИО16 на ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ", ФИО16 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Исковые требования Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении литеры "Б", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенного по адресу: "адрес" удовлетворены.
В кассационной жалобе представителем ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" поставлен вопрос об отмене состоявшегося апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Кассатор ссылается на отсутствие доказательств проведения процедуры инженерно-технического обследования состояния объекта культурного наследия на предмет его неудовлетворительного технического состояния в установленной законодательством форме, а также на ненадлежащее уведомление ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" о дате и времени проведения слушания дела в суде апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что в целях обеспечения охраны памятников истории, архитектуры, археологии, градостроительства, монументального искусства, в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Постановлением Совета Министров РСФСР N 54 от 24 января 1980 г. "О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Законов РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" 03 декабря 1987 г. исполкомом Астраханского областного Совета народных депутатов принято решение N 680, согласно которому памятники истории и архитектуры приняты под охрану государства согласно приложению (п. 1). Возложена обязанность по обеспечению планового освобождения особо ценных зданий - памятников от жилья и размещения в них организаций, учреждений. Контроль за исполнением возложен на управление культуры облисполкома (п.п. 2, 3).
Согласно списку памятников архитектуры, подлежащих охране государства, приложенному к решению облисполкома от 03 декабря 1987 г. N 680, к числу подлежащих охране государства памятников архитектуры относится, в том числе объект культурного наследия регионального значения "Городская электрическая станция 1908-1916гг.", расположенный по адресу: "адрес".
Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 25 января 1999 г. N 19 внесены изменения и дополнения в приложение к решению исполкома Астраханского областного совета Народных депутатов от 03 декабря 1987 г. N 680 "О принятии памятников архитектуры под охрану государства", согласно которому к числу исторических памятников относится, в том числе, объект культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенный по адресу: "адрес" (Лит. "А, А1", "Б, б1", ограда).
Приказом Министерства культуры РФ от 30 ноября 2017 г. за N 127393-р зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская", 1896-1916 гг, расположенный по адресу: "адрес", N 23/1/36/19, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер N.
05 июня 2015 года между Министерством культуры и туризма Астраханской области (Госорган) и ИП ФИО6 (собственник) заключено охранное обязательство N 178 на объект культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916гг, арх. ФИО5" по "адрес".
Согласно охранному обязательству собственник здания обязуется: не производить без письменного разрешения Госоргана никаких работ по ремонту и реставрации фасада, внутренних помещений объекта культурного наследия, дверных и оконных проемов, оштукатуриванию, окраске поверхностей, а также лепки, живописи и предметов внутреннего убранства и оборудования, изменяющих предмет охраны (п. 1.2). При подготовке проектной документации и осуществлении производственных работ на объекте культурного наследия обеспечивать их соответствие нормам и правилам проведения ремонтных, строительных и реставрационных работ на объектах культурного наследия (п. 1.3). Осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (п. 1.5). Незамедлительно извещать Госорган обо всех известных ему повреждениях, авариях или иных обстоятельствах, причинивших ущерб объекту культурного наследия и его территории или угрожающих причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также незамедлительно проводить необходимые работы по его сохранению (п. 1.7). Выполнять предписания Госоргана (п. 1.12). Застраховать объект культурного наследия на случай его полного или частичного физического разрушения в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации требований, изложенных в охранном обязательстве (п. 1.13). Своевременно производить косметический ремонт, благоустроительные и ремонтно-реставрационные работы за свой счет и в сроки, предусмотренные в прилагаемом акте. В установленных законодательством Российской Федерации и Астраханской области случаях обеспечивать указанные работы всей научно-проектной и технической документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями объекта культурного наследия.
Все материалы по обмеру объекта культурного наследия, а также научно-проектная документация и материалы по исследованию и фиксации объекта культурного наследия передаются собственником Госоргану в 10-дневный срок после их утверждения в 1 экз. безвозмездно. Прилагаемый акт фиксирует состояние объекта культурного наследия в момент выдачи охранного обязательства, включает перечень необходимых ремонтно-реставрационных работ по срокам и является неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства (п. 1.14).
02 июня 2015 года произведен технический (визуальный) осмотр части помещений 1, 2, 3-го этажей литеры "Б" объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх, Домонтович К.К." по "адрес", площадью 3.550, 8 кв.м, по результатам осмотра между ГАУ АО "НПУ Наследие" и представителем собственника нежилого помещения литера "Б" ФИО7 составлен акт N 178 технического состояния памятника истории и культуры, который был подписан сторонами. Общее состояние: требуется проведение ремонтно-реставрационных работ.
В целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования необходимо произвести следующие работы: НПД на ремонтно-реставрационные работы по фасадам и помещениям - 2015-2017 гг.; ремонтно-реставрационные работы по фасадам и помещениям согласно разработанной и согласованной с госорганом НПД, благоустройство прилегающей территории - 2015-2019 гг. Производство работ разрешается только в соответствии с согласованной Госорганом документацией, по его письменному разрешению и под наблюдением архитектурно-авторского надзора и научно-технического руководства.
Согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на 24 августа 2021 года, 22 декабря 2022 года, нежилое здание литер "Б" (центральная городская котельная), 1917 г.п, по адресу: "адрес", N, с кадастровым номером N, присвоенным 29 июня 2012 г, площадью 3.152, 9 кв.м, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные", на праве собственности с 27 октября 2016 года значилось за ФИО16 В здании расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: N. В графе "ограничения прав и обременение объекта недвижимости" указан вид ограничения - объект культурного наследия с 08 июня 2015 года по время нахождения указанного объекта у собственника, охранное обязательство N 178 от 05 июня 2015 года.
С 22 декабря 2022 года собственником на основании договора купли-продажи от 15 декабря 2022 года значится ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ".
Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 22 декабря 2022 года земельный участок по адресу: г. Астрахань, ул. Советской Милиции/ ул. Володарского/ ул. Красная Набережная/ ул. Коммунистическая, 23/1/36/19, с кадастровым номером N, присвоенным 16 июля 2012 года, площадью 4.425+7-22 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - деловое управление (размещение административного здания), коммунальное обслуживание (размещение городской центральной котельной, складов, сварочной), полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 30:120-8.259 от 11 сентября 2019 года, ограничения использования земельного участка в пределах зоны: режим научной реставрации. Данные о правообладателе отсутствуют. Аренда с 23 июля 2015 по 22 июля 2064 года с ФИО8 (ранее со ФИО9); с 27 октября 2016 по 26 октября 2065 года с ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" (ранее с ФИО16); с 17 января 2017 по 22 июля 2064 года с ООО "Спектр". В пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N.
Письмом от 31 августа 2021 года Служба государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области информировала ФИО16 о том, что в результате осмотра объекта культурного наследия установлено, что он находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеются повреждения фасада, наблюдается деструкция кирпичной кладки, отпадения штукатурного и окрасочного слоя, отсутствуют оконные заполнения. Предложено в трехмесячный срок со дня получения уведомления в порядке, предусмотренном действующим законодательством, провести ремонтно-реставрационные работы.
С целью проверки соблюдения законодательства при эксплуатации объекта культурного наследия 02 марта 2022 года заместителем руководителя - начальником отдела учёта объектов культурного наследия службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области ФИО10 проведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенного по адресу: "адрес" (Лит. "А, А1", "Б, б1", ограда). В результате осмотра установлено, что здание литера "Б" входит в состав объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенного по адресу: "адрес" (Лит. "А, А1", "Б, б1", ограда). Здание не используется, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. На фасадах здания наблюдаются замачивание, отслоение штукатурного, окрасочного слоя, деструкция кирпичной кладки, вертикальные трещины. На здании частично отсутствуют оконные заполнения, частично повреждена кровля. Требуется проведение работ по ремонту и реставрации здания. Требования письма Службы государственной охраны от 31 августа 2021 года не исполнены.
Согласно договору купли-продажи N 1/12/2022 от 15 декабря 2022 года, заключенному между продавцом ИП ФИО11 и покупателем ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" в отношении нежилого здания литера "Б" (центральная городская котельная), 1917 г..п, по адресу: "адрес", N, с кадастровым номером N, общей площадью 3.550, 8 кв.м, отчуждаемый объект недвижимости обременен обязательством по сохранению объекта культурного наследия "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенного по адресу: "адрес", помещения 1, 2, 3 этажей лит. "Б", находящегося под охраной государства, в целях дальнейшего сохранения как объекта культурного наследия на время нахождения указанного объекта культурного наследия у покупателя он обязуется: обеспечивать режим содержания и использования памятника и прочно связанного с ним земельного участка, являющегося землей историко-культурного назначения; содержать памятник, его территорию и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке; немедленно извещать Службу о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем ущерб памятнику, и своевременно принимать меры по приведению его в надлежащее состояние; страховать в установленных законодательством случаях памятник истории и культуры, связанное с ним движимое имущество в соответствии с описью культурных ценностей за свой счет; своевременно производить косметический ремонт, благоустроительные и ремонтно-реставрационные работы за свой счет и в сроки, предусмотренные охранным обязательством, при научно-техническом руководстве со стороны Службы. Обеспечивать указанные работы всей необходимой научно-проектной и технической документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями объекта культурного наследия.
Все материалы по обмеру объекта культурного наследия, а также научно-проектная документация и материалы по исследованию и фиксации объекта культурного наследия передаются покупателем Службе в 10-дневный срок после их утверждения в 1 экземпляре безвозмездно (п. 1.1). До подписания настоящего договора покупатель ознакомился с состоянием объекта. Состояние объекта полностью удовлетворяет покупателя и соответствует цене договора (п. 3.1). За нарушение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 6.1.
Объект передан продавцом покупателю по акту приема-передачи недвижимости от 15 декабря 2022 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 21 февраля 2023 года ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" имеет юридический адрес: "адрес"; зарегистрировано в качестве юридического лица 21 июля 2015 года. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является генеральный директор ФИО12
Из ответа Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области от 27 апреля 2023 года следует, что от ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" не поступало каких-либо заявлений, касающихся приобретенного объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская. 1896-1916гг, арх. Домонтович К.К.".
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями ст. 40, 42, 43, 45, 47.6, 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ФИО16 обязательств в трехмесячный срок разработать проектную документацию на проведение ремонта, реставрации литера "Б", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенного по адресу: "адрес" (Лит. "А, А1", "Б, б1", ограда), и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в месячный срок направить ее на согласование в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия; в шестимесячный срок со дня согласования проектной документации по ремонту, реставрации литера "Б", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. ФИО5", расположенного по адресу: "адрес" (Лит. "А, А1", "Б, б1", ограда), в порядке, предусмотренном действующим законодательством, провести работы по сохранению указанного объекта в соответствии с согласованной проектной документацией. Собственником объекта культурного наследия на дату вынесения судебного акта являлся ФИО16
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 апреля 2023 года решение Советского районного суда города Астрахани от 05 декабря 2022 года отменено на основании ч. 4, 5 ст. 330 ГПК РФ, дело рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи со сменой собственника объекта произведена замена ответчика ФИО16 на ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ", ФИО16 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Исковые требования Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области к ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении литеры "Б", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Станция электрическая городская, 1896-1916 гг, арх. Домонтович К.К.", расположенного по адресу: "адрес" удовлетворены.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 45 Закона N 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно положениям п. 1 ст. 47.2 Закона N 73-ФЗ, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Пунктом 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно положениям ст. 48 Закона N 76-ФЗ, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 48).
В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта (п. 7 ст. 48).
Суд апелляционной инстанции установил, что объект культурного наследия регионального значения, внесенный в Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, в настоящее время находится в состоянии, требующем проведения ремонтно-реставрационных работ, непроведение которых может создать угрозу для физической утраты объекта культурного наследия. Собственником указанного объекта является ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ", в связи с чем в силу положений Закона N 73-ФЗ и в соответствии с условиями договора купли-продажи от 15 декабря 2022 года на возложена обязанность по выполнению охранного обязательства и поддержанию объекта в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Факт нахождения спорного объекта культурного наследия в состоянии, требующем проведения ремонтно-реставрационных работ, подтвержден материалами дела, в связи с чем довод кассатора об отсутствии доказательств необходимости проведения ремонтных работ не состоятелен.
Поскольку собственником объекта культурного наследия является ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ", то оснований для возложения обязательств по проведению ремонтно-реставрационных работ на ФИО16 ввиду вручения последнему охранного обязательства у суда апелляционной инстанции не имелось.
Указанное согласуется с позицией, изложенной в п. 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018).
Довод кассатора о ненадлежащем извещении о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции коллегия отклоняет, поскольку материалы дела содержат сведения об уведомлении ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" о дате и времени проведения судебного заседания как на 20 апреля 2023 года, так и на 27 апреля 2023 года, о чем свидетельствует, в том числе, ходатайство генерального директора ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" ФИО12 об отложении слушания дела, назначенного на 20 апреля 2023 года, а также телефонограмма от 20 апреля 2023 года, из которой следует, что генеральный директор ООО "РЕДЕВЕЛОПМЕНТ" ФИО12 пояснил, что извещение на 27 апреля 2023 года на 09 часов 30 минут получено им по электронной почте. По возможности он направит для ознакомления с материалами дела представителя, сам в настоящее время находится за пределами Московской области.
В соответствии с ч.3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого апелляционного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Жогин О.В.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.