Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края к ФИО7 о взыскании социальной выплаты по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 06.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.08.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просило о взыскании неосновательного обогащения, в виде социальной выплаты, в размере 2 516 955, 80 руб, из которых: сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, источником финансового обеспечения которого являются федеральные средства в размере 1 493 855 руб, сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет 487 306 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 535 794, 80 руб.
Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 06.04.2023 исковое заявление Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края оставлено без рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка доводам истца о неисполнении ответчиком обязательств по договору о предоставлении жилья в рамках программы. Указывает, что ФИО1 срок оформления построенного жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, нарушен. Документы, подтверждающие оформление построенного жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, не предоставлены. Также в нарушение пункта 2.2.3 договора от 18.12.2018 N и договора от ДД.ММ.ГГГГ N технический паспорт построенного жилого помещения в администрацию муниципального образования по месту жительства не предоставлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключены договоры N и N, соответственно, "О взаимодействии по реализации мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы и Государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", на основании выданных Журавлёвой Л.Г. свидетельств N и N о предоставлении социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в размере 1 977 232 руб. и 3 929 руб, на численный состав 5 членов семьи: муж - Журавлёв А.А, дочь - Нефёдова Т.Н, дочь - Нефёдова В.И, сын - Журавлёв С.А.
Исходя из условий договоров (2.2.5, 2.2.6), Типового положения, п. 2.7 приказа министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 07.03.2018 N 61 "О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не более трех лет с даты получения свидетельства.
Основанием для обращения Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в суд послужил з факт отсутствия со стороны Журавлёвой Л.Г. документов, подтверждающих оформление построенного жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, принимая во внимание конкретные обстоятельства включения ответчика в список участников мероприятий - получателей социальной выплаты, предусмотренных Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 944, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края к ФИО8 о взыскании социальной выплаты, ссылаясь на то, что длительный срок оформления прав на недвижимость за всеми членами семьи ответчика обусловлен наложенным судебным приставом-исполнителем ареста на дом и земельный участок в связи с долгами собственника, во взаимосвязи с тем, что право собственности на дом и земельный участок оформлено на всех членов семьи ответчика.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам установлен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением N 4 к Программе.
В соответствии с пунктом 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
постоянное проживание в сельской местности;
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления q включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к Программе;
наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 10 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) ж:илья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быль использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья по Программе.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 Типового положения жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Типового положения жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с 2.7 приказа министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 07.03.2018 N 61 "О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не более трех лет с даты получения свидетельства.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных, средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяем ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как верно установилсуд первой инстанции, длительный срок оформления прав на недвижимость за всеми членами семьи ответчика был обусловлен наложенным судебным приставом-исполнителем ареста на дом и земельный участок в связи с долгами собственника. В настоящее время требования закона ответчиком выполнены, право собственности на дом и земельный участок оформлено на всех членов семьи ответчика. Задержка в выполнении обязательств ответчиком вызвана уважительными причинами.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Абинского районного суда Краснодарского края от 06.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.