Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опытно-экспериментальный Крымский завод промышленных инструментов" на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 августа 2023 года по гражданскому делу по иску Крымского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Опытно-экспериментальный Крымский завод промышленных инструментов" о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанности в натуре.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крымский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Опытно-экспериментальный Крымский завод промышленных инструментов" (далее - ООО "ОЭКЗПИ", общество), в котором просил признать действия ООО "ОЭКЗПИ", выразившиеся в направлении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1725 "Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса" (далее - Постановление от 30 сентября 2022 г. N 1725) в военные комиссариаты, в которых работники состоят на воинском учете, списка работников, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, незаконными; признать бездействие ООО "ОЭКЗПИ", выразившееся в непредставлении в военные комиссариаты, в которых работники состоят на воинском учете, сведений об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, незаконным; обязать ООО "ОЭКЗПИ" предоставить в военные комиссариаты, в которых работники состоят на воинском учете, сведения об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и обязать предоставить в Департамент промышленной политики Краснодарского края сведения об отсутствии на исполнении государственного оборонного заказа.
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 августа 2023 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Взыскана с общества в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением материальных и процессуальных норм права.
В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочность выводов суда в той части, что общество не являлось и не является исполнителем Государственного оборонного заказа.
Обращает внимание, что из письма Департамента промышленной политики Краснодарского края, поступившего 17 октября 2022 года в адрес общества, следует, что общество включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края.
В судебном заседании прокурор Шаповалова О.Ю. возражала против удовлетворения кассационной жалобы, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas@sudrf.ru).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Шаповалову О.Ю, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, приказом Минпромторга России от 10 августа 2009 г. N 721 утвержден административный регламент исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Приказ от 10 августа 2009 г. N 721).
В соответствии с пунктом 1.6 названного Приказа для осуществления государственной функции по ведению Реестра организации представляют в Минпромторг России документы в соответствии с настоящим пунктом Регламента.
По результатам проведенной Крымской межрайонной прокуратурой проверки обоснованности формирования перечня организаций, включенных в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, законодательства о мобилизации и мобилизационной подготовке в Российской Федерации, установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" (далее - Постановление от 20 февраля 2004 г. N 96), приказом Минпромторга России от 27 сентября 2022 г. N 4070 "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, и отраслевого распределения интегрированных структур, осуществляющих свою деятельность в отраслях промышленности, относящихся к сфера ведения Минпромторга России, и их состава" (ред. от 10 октября 2022 г.) (далее - приказ Минпромторга России от 27 сентября 2022 г. N 4070) ООО "ОЭКЗПИ" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, относящихся к сфере ведения Минпромторга России, о чем директору общества 17 октября 2022 года поступила информация из департамента промышленной политики Краснодарского края.
При этом судами установлено, что ООО "ОЭКЗПИ" не являлось и не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на исполнении государственных контрактов.
18 октября 2022 года в соответствии с Постановлением от 30 сентября 2022 г. N 1725 в военные комиссариаты директором общества направлены сведения о работниках, которые имеют право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на основании пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647, общее количество 5 человек, непосредственно и на постоянной основе участвующих в производственном процессе.
Также судами установлено, что данные списки в нарушение пунктов 2, 5 Постановления от 30 сентября 2022 г. N 1725 не содержат информации о степени участия работников в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик без достаточных оснований и в нарушение норм действующего законодательства направил военным комиссарам сведения о работниках, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, в связи с работой в организации оборонно-промышленного комплекса и выполнении заданий государственного оборонного заказа.
При этом суд исходил из того, что ответчиком какие-либо заявления и документы в соответствии с Приказом от 10 августа 2009 г. N 721 для включения в сводный реестр не направлялись, общество исполнителем государственного оборонного заказа не является, на исполнении государственных контрактов в сфере оборонно-промышленного комплекса не имеет.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются преждевременными, сделаны без учета имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ от 21 сентября 2022 г. N 647) с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
В соответствии с пунктом 9 названного Указа гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением от 30 сентября 2022 г. N 1725 утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Постановления право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом от 21 сентября 2022 г. N 647 предоставляется руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Перечень организаций разрабатывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с разбивкой по субъектам Российской Федерации, утверждается в 5-дневный срок со дня вступления в силу настоящих правил и направляется в Министерство обороны Российской Федерации.
В целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса утверждено Постановление от 20 февраля 2004 г. N 96.
В соответствии с указанным актом на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возложена обязанность по ведению реестра на основе информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность организации оборонно-промышленного комплекса, включаемые в реестр, а также государственными корпорациями.
Согласно пункту 2 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного Постановлением от 20 февраля 2004 г. N 96, в реестр включаются: а) организации, имеющие на праве собственности или ином законном основании обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также для производства вещевого имущества, предусмотренного классами 13, 14 и 15 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности; б) организации, в состав активов которых входят контрольные пакеты акций организаций, указанных в подпункте "а" настоящего пункта; в) организации, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа, и (или) обеспечивающие их выполнение, и (или) имеющие мобилизационное задание.
При этом подпунктом "в" п. 2 поименованного Положения, предусматривающий, что в реестр включаются организации, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа и (или) обеспечивающие их выполнение, и (или) имеющие мобилизационное задание, введен в действие на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2022 года N 1972 и вступил в законную силу с 11 ноября 2022 года.
Таким образом, в соответствии с нормами указанных выше актов право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации получают работники организаций, которые включены в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса и участвуют в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Из представленного в материалах дела письма департамента промышленной политики Краснодарского края от 17 октября 2022 года усматривается, что в соответствии с приказом Минпромторга России от 27 сентября 2022 г. N 4070 (ред. от 10 октября 2022 г.) ООО "ОЭКЗПИ" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края.
Также указано на необходимость организации предусмотренной пунктом 5 Правил работы и направлении в адрес департамента в срок до 21 октября 2022 года информации об ее выполнении (л.д.83).
Кроме того, из письма ПАО "КАМАЗ" следует, что согласно письму Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России от 13 октября 2022 года N 102689/20 ООО "ОЭКЗПИ" включено в действующую редакцию сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденную приказом Минпромторга России от 27 сентября 2022 г. N 4070 (ред. от 12 октября 2022 г.), а также в Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, работникам которых, являющимся гражданами Российской Федерации и участвующих в выполнении заданий государственного оборонного заказа, предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, утвержденный приказом Минпромторга России от 3 октября 2022 г. N 4174 (в ред. от 10 октября 2022 года) (л.д.89).
Вместе с тем, данным обстоятельствам правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций не дана.
Более того, указав, что ответчиком не были приняты достаточные меры к обоснованному включению подведомственного предприятия в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, судом первой инстанции соответствующие запросы в Департамент промышленной политики Краснодарского края не направлены, необходимые для разрешения заявленных требований и установления юридически значимых обстоятельств сведения не истребованы.
Исходя из положений статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В данном случае приведенные выше положения процессуального закона суд первой инстанции не выполнил, суд апелляционной инстанции ошибку суда первой инстанции не исправил.
Помимо изложенного, судебная коллегия обращает внимание нижестоящих судов на следующее.
Так, обращаясь с иском в суд, прокурором указано, что бездействие ответственных лиц общества, выразившееся в ненаправлении корректирующих сведений в военные комиссариаты об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, может повлечь необоснованное предоставление включенным в указанные списки работникам права на отсрочку от призыва на военную службу, чем будут нарушены права неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, судами не учтено, что прокурор обратился в интересах конкретных граждан - работников ООО "ОЭКЗПИ", включенных в списки работников общества для предоставления им отсрочки в условиях мобилизации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Заявленные прокурором в рассматриваемом иске требования связаны с правом на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" гражданами, работающими в ООО "ОЭКЗПИ".
Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, определен и ограничен гражданами - работниками ООО "ОЭКЗПИ", включенными в списки работников общества для предоставления им отсрочки в условиях мобилизации.
В соответствии частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, которые предусматривают способы защиты этих интересов.
Указание прокурором, что обстоятельства, изложенные в иске свидетельствуют о допущенном нарушении ответственными лицами ООО "ОЭКЗПИ" интересов Российской Федерации, выразившиеся в направлении сведений в военные комиссариаты списков работников для получения права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, свидетельствует о фактической подаче искового заявления, исходя из сформулированных в нем требований, в интересах конкретных граждан - работников ООО "ОЭКЗПИ", включенных в списки работников общества для предоставления им отсрочки в условиях мобилизации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Ввиду изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные судами нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крымского районного суда Краснодарского края от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 августа 2023 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в Крымский районный суд Краснодарского края в ином составе суда.
Председательствующий Судьи
О.П. Богатых Е.В. Макарова Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.