Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району г. Волгограда" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району г. Волгограда" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16.08.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району г. Волгограда" (далее - ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда) обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика 250 000 руб. как неосновательное обогащение.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 20.04.2023 исковые требования ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда удовлетворены. С ФИО1 в пользу ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда взыскана полученная сумма социального пособия в размере 250 000 руб. Также с ФИО1 взыскана в доход бюджета муниципального округа город-герой Волгоград государственная пошлина в сумме 5 700 руб.
Суд апелляционной инстанции определением от 26.07.2023 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16.08.2023 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка невыполнению ответчиком условий социального контракта.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда с заявлением о заключении с ней социального контракта и назначении социальной помощи (социальный контракт).
На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ N между ГКУ "ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда" и ФИО1 был заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям указанного социального контракта ГКУ "ЦСЗН по Красноармейскому району Волгограда" выплатило ФИО1 целевое социальное пособие в размере 250 000 руб. на реализацию мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 указанного контракта предметом настоящего социального контракта является соглашение между органом социальной защиты населения и заявителем, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, в заявитель (семья заявителя) - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта. Орган социальной защиты населения обязуется осуществить заявителю денежную выплату в соответствии с условиями социального контракта в сроки: май 2021 года, сумма к выплате 250 000 руб, на осуществление предпринимательской деятельности; взыскать денежные средства, использованные гражданином не по целевому назначению, в случае неисполнения гражданином условий социального контракта.
Пунктом 3 установлены права и обязанности заявителя, которые заключаются, в том числе, в выполнении программы социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) в полном объеме, принятии активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации; использовании полученной денежной выплаты на основании социального контракта на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина; по мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности", на реализацию которого программой социальной адаптации предусмотрена выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта: зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; приобрести в период действии социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, имущественные обязательства на праве аренды (не более 15% выплаты), необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, и предоставить в ОСЗН подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в ОСЗН; уведомить ОСЗН о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе).
В силу п. 5.1 контракта, настоящий социальный контракт вступает в силу со дня его подписания (ДД.ММ.ГГГГ) и действует до ДД.ММ.ГГГГ.
Денежные средства в размере 250 000 руб. были выплачены ответчику единовременно.
Истцом ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о прекращении социального контракта в одностороннем порядке ввиду неисполнения условий программы социальной адаптации вследствие непредоставления ответчиком отчетов о реализации мероприятий программы и в адрес ФИО1 была направлена претензия о возврате 250 000 руб, которая в добровольном порядке исполнена не была.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу о нецелевом использовании ответчиком выделенных денежных средств и обоснованности исковых требований.
Отклоняя доводы ответчика о том, что мероприятия программы социальной адаптации ею не выполнены по уважительной причине (болезнь малолетнего ребенка и ее болезнь, о наличии сложности в силу указанных обстоятельств мероприятий программы на начальном этапе ее реализации) суд указал на то, что данные обстоятельства нельзя признать уважительными, при их наличии истец выполняла иные обязательства, предусмотренной этой программой.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора установил, что истец в рамках исполнения программы социальной адаптации была поставлена на учет в качестве налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя, прошла обучения потенциальных и начинающих предпринимателей, ею составлен финансовый план, в рамках бизнес плана была приобретена продукция для предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что основная цель программы по стимулированию активных действий малоимущего, одиноко проживающего гражданина и воспитывающего малолетнего ребенка по преодолению трудной жизненной ситуации ответчиком была достигнута и ФИО1 были созданы условия для роста благосостояния своей семьи, в результате осуществления ответчиком предпринимательской деятельности на представленные средства трудная жизненная ситуация в семье ответчика преодолевается.
Судебная коллегия пришел к выводу, что непредоставление ответчиком отчетов о проделанной работе в рамках программы имела место по уважительной причине в силу болезни ребенка, что подтверждается выпиской из истории болезни ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которой подтверждается что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ ребенок находился постоянно на лечении по поводу различных заболеваний. В указанный период ребенок не посещал детский сад.
Кроме того, из представленных суду апелляционной инстанции доказательств суд установил, что у ответчика имелись легкие психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом в период действия социального контракта.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у истца отсутствовали правовые основания для досрочного прекращения социального контракта, заключенного между сторонами спора.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В силу абзаца восьмого статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с абзацем четвертым ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В силу ч. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
К основным целям Программы отнесено создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.
К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации отнесены, в том числе, повышение благосостояния граждан и снижение бедности.
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется государственная социальная помощь (в том числе на основании социального контракта).
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В территории Волгоградской области порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2022г. определен Порядком предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2022г, утвержденным приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 декабря 2020 года N 2938, в частности, подп. б пункта 4.1 указанного Порядка предусмотрено предоставление социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемого на реализацию мероприятия, предусмотренных программой социальной адаптации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям гражданам, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по личному заявлению гражданина от себя лично или от имени своей семьи.
В соответствии со ст. 8 Закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ в социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия, к которым, в частности, относятся: поиск работы; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в целях удовлетворения текущих потребностей граждан и приобретения товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Согласно п. 3.2 социального контракта ФИО1 в целях социальной адаптации и использования полученного социального пособия обязалась выполнять программу социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; использовать полученную государственную социальную помощь на основании социального контракта на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина; предпринять действия, направленные на сохранение здоровья, в том числе на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также на проведение заявителем и членами его семьи вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при отсутствии медицинских противопоказаний; уведомить орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта; по выполнению отдельных мероприятий программы социальной адаптации ежемесячно до 5 числе месяца, следующего за отчетным, представить в центр социальной защиты населения отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов); при непредставлении своевременно отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительной причине представить в центр социальной защиты населения сведения, подтверждающие наличие уважительных причин; допускать представителей центра социальной защиты населения, с которым заключен социальный контракт, для обследования материально-бытовых условий своих, своей семьи; при невыполнении условий программы социальной адаптации или нецелевом использовании денежных средств вернуть сумму социальной помощи в соответствующий бюджет;
представлять по запросу центра социальной защиты населения информацию об условиях жизни (уровне доходов) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта в целях проведения таким органом мониторинга условий жизни (уровня доходов) заявителя (семьи заявителя).
Согласно п. 3.3 указанного социального контракта ответчик обязался: встать на учет в налоговом органе по субъекту Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающее факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, получить лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (не более 10 процентов назначаемой выплаты), принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления центром социальной защиты факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственной социальной помощи (п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 года; п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 октября 2022 года).
Суд апелляционной инстанции верно указал, что исходя из характера и предназначения предоставленной ФИО1 меры социальной поддержки, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подп. 3 ст. 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, наличие которых обязана доказать сторона, требующая возврата выплаченных сумм.
В ходе судебного разбирательства нашло подтверждение то обстоятельство, что предоставленная на основании социального контракта выплата была использована ФИО1 на осуществление предпринимательской деятельности, в результате которой материальное положение семьи ответчика было улучшено, то есть цели и задачи социальной программы фактически реализованы, недобросовестность в действиях ответчика не установлена. Выделенные денежные средства израсходованы в соответствии с бизнес-планом.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ ЦЗН по Красноармейскому району г. Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.