Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Н.И, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Харченко С.Н, к Администрации города Таганрога о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, признании незаконным бездействие ответчика, выразившегося в непредоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда, обязании предоставить жилое помещение маневренного жилищного фонда, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Колесниковой Н.И, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Харченко С.Н, поступившей с делом 23 ноября 2023 года, на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесникова Н.И. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Харченко С.Н. к Администрации города Таганрога о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, признании незаконным бездействие ответчика, выразившегося в непредоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда, обязании предоставить жилое помещение маневренного жилищного фонда, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом второй группы (инвалидность с детства), а ее несовершеннолетняя дочь Харченко С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "ребенок-инвалид", страдающая хроническим заболеванием (G80, G96.8), на которое распространяется пункт 9 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Постановлением Администрации города Таганрога от 23 апреля 2014 года N 1168 истец и ее несовершеннолетняя дочь поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда в связи с трудной жизненной ситуацией. По решению суда истцу с дочерью была предоставлена комната "адрес", расположенная на 4-м этаже "адрес" по адресу: "адрес". Комната не соответствовала санитарно-техническим нормам для жилого помещения, в ней не работало освещение, отсутствовали удобства, а санузел и кухня, расположенные на этаже, не соответствовали никаким гигиеническим требованиям. Дочь истца не может ходить без инвалидной коляски, именно это обстоятельство в первую очередь сделало невозможным проживание в предоставленном помещении на 4-м этаже в доме без лифта. Истец отказалась от предоставленной комнаты по независящим от нее обстоятельствам.
Истец неоднократно обращалась с заявлениями в Администрацию города Ростова-на-Дону о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма; о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма; о надлежащем исполнении решения суда от 7 февраля 2019 года и предоставлении истцу жилого помещения муниципального маневренного жилищного фонда.
Однако требования истца остаются без удовлетворения со ссылкой ответчика на формальное исполнение решения по предыдущему судебному процессу.
Истцом получен отказ по причинам того, что ее семья не является малоимущей в связи с наличием в собственности членов семьи Колесниковой Н.И. жилого дома, общей площадью 27.5 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (в собственности Колесниковой Н.И. - 1/3 доли, Харченко С.Н. - 1/3 доли).
Сотрудниками отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Неклиновского района Ростовской области в результате проведенного обследования жилищно-бытовых условий по адресу: "адрес" установлено, что состояние домовладения не отвечает санитарным нормам, проживание в доме в осенне-зимний период невозможно. Истец полагает, что Администрация города Таганрога незаконно уклоняется от постановки семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Истец просила суд: признать Колесникову Н.И. и ее дочь Харченко С.Н. малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать ответчика поставить Колесникову Н.И. и ее дочь Харченко С.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать предоставить в соответствии с порядком очередности Колесниковой Н.И. и ее дочери Харченко С.Н. жилое помещение по договору социального найма; признать незаконным бездействие Администрации города Таганрога, выраженное в непредоставлении Колесниковой Н.И. и ее дочери жилого помещения муниципального маневренного фонда. До момента предоставления Колесниковой Н.И. и ее дочери Харченко С.Н. жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма обязать ответчика предоставить помещение маневренного фонда из расчета 6 кв. м на человека; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей 00 копеек.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 октября 2023года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Колесниковой Н.И. - без удовлетворения.
Истцом Колесниковой Н.И. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой и апелляционной инстанций ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что ответчик формально подошел к исполнению решения суда о предоставлении семье истца благоустроенного жилого помещения маневренного муниципального специализированного жилищного фонда. Комната, предоставленная истцу, не соответствовала санитарно-техническим нормам для жилого помещения, в комнате не работало освещение, отсутствовали удобства, а санузел и кухня расположены на этаже. Обращает внимание, что комната расположена на 4-м этаже в доме без лифта, в то время как дочь истца не может ходить без инвалидной коляски, именно это обстоятельство в первую очередь сделало невозможным проживание в предоставленном жилом помещении, послужило основанием для отказа от жилья.
Полагает, что неосмотрительность истца при подписании акта приемки комнаты не должна освобождать ответчика от исполнения обязательств по предоставлению надлежащего жилья, отвечающего потребностям семьи, в которой проживает ребенок с тяжелой формой инвалидности.
Жилой дом, находящийся в собственности истца и ее дочери, не отвечает санитарным нормам, проживание в нем в осенне-зимний период невозможно, что подтверждено сотрудниками отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Неклиновского района Ростовской области в результате проведенного обследования жилищно-бытовых условий. Указывает, что жилой дом относится к категории дачных домов, не может быть признан жилым помещением.
Истец Колесникова Н.И, представитель истца Кладовая О.А, представитель Администрации города Таганрога Ростовской области, представитель МКУ "Альтернатива" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Харченко С.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью истца Колесниковой Н.И. (л.д. 13).
Истец Колесникова Н.И. является инвалидом второй группы (инвалидность с детства).
Совместно с истцом проживает ее несовершеннолетняя дочь - Харченко С.Н, которая является инвалидом (группа инвалидности - "ребенок-инвалид").
В соответствии с заключением врачебной комиссии МБУЗ города Таганрога "Детская городская поликлиника N 1" N 2/131 от 5 августа 2019 года Харченко С.Н. является инвалидом и страдает хроническим заболеванием (G80, G96.8). На несовершеннолетнюю Харченко С.Н. распространяются положения пункта 9 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 7 февраля 2019 года, вступившим в законную силу 16 марта 2019 года, Администрация города Таганрога обязана предоставить Колесниковой Н.И. и ее дочери Харченко С.Н. благоустроенное жилое помещение маневренного муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте города Таганрога, с учетом положений части 1 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В решении суда отмечено, что на основании постановления Администрации города Таганрога от 23 апреля 2014 года N 1168 Колесникова Н.И. и ее несовершеннолетняя дочь Харченко С.Н, поставлены на учет граждан в администрацию города Таганрога в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда в связи с трудной жизненной ситуацией.
31 августа 2019 года во исполнение решения Таганрогского городского суда Ростовской области 7 февраля 2019 года Колесниковой Н.И. предложено осмотреть жилое помещение специализированного маневренного фонда, расположенное по адресу: "адрес", состоящее из 2-х комнат, общей площадью 34, 6 кв. м. Места общего пользования Колесниковой Н.И. осмотрены. В тот же день Колесникова Н.И. письменно выразила свое согласие на получение указанного жилого помещения. При условии отказа от предоставления указанного жилого помещения Администрация города Таганрога продолжила бы подбор маневренного жилого помещения для обеспечения семьи Колесниковой Н.И.
В соответствии с постановлением Администрации города Таганрога от 17 июня 2019 года N 1009 Колесниковой Н.И. предоставлено жилое помещение специализированного маневренного фонда N 403 на состав семьи 2 человека (заявитель, дочь Харченко С.Н.). Договор специализированного найма N 1330 заключен 21 июня 2019 года. Вышеуказанным постановлением Колесникова Н.И. снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении маневренного муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с обеспеченностью.
24 июня 2019 года в Комитет по управлению имуществом города Таганрога поступило обращение Колесниковой Н.И. по вопросу отсутствия розетки в предоставленном жилом помещении. Иных жалоб на пригодность предоставленного жилого помещения от Колесниковой Н.И. не поступало.
29 июля 2019 года по личному заявлению с Колесниковой Н.И. заключено соглашение о расторжении договора найма жилого помещения специализированного маневренного фонда.
Постановлением Администрации города Таганрога от 20 февраля 2020 года N 298 Колесниковой Н.И. отказано в принятии на учет в Администрации города Таганрога в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 2 человека (заявитель, дочь Харченко С.Н.), по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 части 1 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на соответствующем учете (семья не является малоимущей).
В акте обследования жилищно-бытовых условий по адресу: "адрес" от 18 ноября 2020 года, который составлен начальником отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Неклиновского района Ростовской области, указано, что собственником жилой площади по 1/3 доли являются Колесникова Н.И. - мать, Колесникова К.А. - дочь, Харченко С.Н. - дочь. Домовладение одноэтажное, общая площадь 27 кв.м, состоит из 2-х комнат (спальня и прихожая). В доме на момент посещения было холодно. Мебель имеется. Благоустройства дома: электричество - есть, газового отопления нет, водопровод и удобства отсутствуют. Санитарное состояние дома неудовлетворительное. Проживание в осенне-зимний период невозможно. В данном домовладении семья проживала до сентября 2020 года. В настоящее время живут по месту постоянной регистрации: "адрес". Колесникова Н.И. отказалась от помещения несовершеннолетней Харченко С.Н. в ГБУ СОН РО "Социально-реабилитационный центр Неклиновского района" по ее заявлению, пока не решится вопрос с жилым помещением.
В заявлениях о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, направленных в адрес Администрации города Таганрога от 20 июля 2020 года и 5 июня 2021 года, Колесникова Н.И. указывала, что ее дочь Харченко С.Н. не может ходить без использования инвалидной коляски. Между тем, комната в жилом доме предоставлена ей на 4-ом этаже, в ней нет никаких удобств.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 31, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", пришел к выводу, что жилой дом, находящийся в общей долевой собственности истца и ее несовершеннолетней дочери, не признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, отказ истца от предоставленного ответчиком жилого помещения маневренного жилищного фонда был добровольным, Колесникова Н.И. и ее дочь Харченко С.Н. не признаны малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма, а поэтому у ответчика не возникло обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части отсутствия правовых оснований для признания удовлетворения исковых требований Колесниковой Н.И. о признании нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебного постановления, и оснований считать их неправильными не имеется.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гарантий в жилищной сфере для граждан, нуждающихся в жилье, относится к прерогативе законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частью 3 и частью 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 1 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим "данные изъяты" кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно пункту 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 Правил, они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (пункт 21 Правил).
Жилые помещения, занимаемые семьями, нуждающимися в приспособленном жилье для инвалидов, не отвечающие специальным требованиям доступности, не приспособленные для их проживания, при невозможности надлежащего приспособления путем ремонта или реконструкции должны признаваться непригодными для проживания, что в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для внеочередного предоставления другого жилья по договору социального найма.
Следовательно, орган местного самоуправления также вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным специальным требованиям доступности для инвалидов.
Материалами дела подтверждается, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2019 года в собственности Колесниковой Н.И. и Харченко С.Н. имеется 1/3 доля земельного участка из категории земель - сельскохозяйственного назначения и жилого дома общей площадью 27, 5 кв. м, расположенных по адресу: "адрес"
В отзыве на исковые требования представитель Администрации города Таганрога обосновал мотивы отказа истцу Колесниковой Н.И. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, следующими причинами:
-по расчету, произведенному в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 354, семья не является малоимущей;
-Колесникова Н.И. и ее дочь Харченко С.Н. с 31 июля 2014 года зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 22, 2 кв. м, расположенным по адресу: "адрес". Данная однокомнатная изолированная благоустроенная квартира принадлежит на праве собственности матери истца;
-согласно сведениям из Единого государственного реестра прав недвижимости Колесниковой Н.И. и ее дочери Харченко С.Н, дочери Колесниковой К.А, на праве собственности принадлежит по 1/3 доли (9, 16 кв. м) жилого дома общей площадью 27, 5 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи от 3 августа 2017 года. Жилой дом не признан в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Харченко С.Н. является инвалидом и ее заболевание относится к Перечню заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, то есть не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, как и заболевание Колесниковой Н.И.
Установлено, что истец Колесникова Н.И. с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания в межведомственную комиссию не обращались.
Доводы кассационной жалобы о том, что жилой дом по указанному адресу "адрес" является непригодным для проживания, не могут быть признаны обоснованными, поскольку установленный Положением порядок такого признания соблюден не был: признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в Положении требованиям. Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан принимается органом местного самоуправления.
В отношении принадлежавшего истцу жилого дома ни заключения межведомственной комиссии, ни решения органа местного самоуправления о его непригодности для проживания не принималось, в связи с чем отсутствуют основания для принятия истца и ее дочери на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на основании договора социального найма и предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о признании незаконным бездействие ответчика, выразившегося в непредоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, предоставленная истцу комната маневренного жилищного фонда, не отвечает надлежащим условиям для проживания, в связи с чем Колесникова Н.И. отказалась от проживания в предоставленном ей и дочери жилом помещении, обратилась в органы местного самоуправления о предоставлении иного, пригодного для проживания жилья. Однако, какое-либо иное благоустроенное, пригодное для проживания жилье, отвечающее необходимым санитарным и иным требованиям, истцу предоставлено не было.
При неоднократном обращении истца Колесниковой Н.И. в Администрацию города Таганрога с заявлениями о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, заявитель указывала на обстоятельства невозможности проживания в жилом доме по адресу: "адрес", также в предоставленном администрацией жилом помещении по договору специализированного найма (отсутствует лифт и санитарные удобства).
До настоящего времени Колесникова Н.И. и ее дочь Харченко С.И, не обеспечены жилым благоустроенным помещением из маневренного муниципального специализированного жилищного фонда, то есть действия Администрации города Таганрога в части исполнения решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 7 февраля 2019 года совершены без проверки соответствия жилого помещения потребностям инвалида, в данном случае дочери истца Харченко С.Н. (отсутствие лифта, санитарных удобств в комнате).
Вышеуказанные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций оставлены без должного внимания.
Поскольку, имеющие значение для дела фактические обстоятельства судами в полном объеме не установлены, а для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 октября 2023 года в части оставления без изменения решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 июня 2023 года об отказе в удовлетворении исковых требований Колесниковой Н.И, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Харченко С.Н, к Администрации города Таганрога о признании незаконным бездействие ответчика, выразившегося в непредоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда, обязании предоставить жилое помещение маневренного жилищного фонда, взыскании судебных расходов, отменить, направить дело в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует установить все значимые для настоящего спора обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, при необходимости запросить и исследовать дополнительные доказательства и по результатам вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 октября 2023 года в части оставления без изменения решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 июня 2023 года об отказе в удовлетворении исковых требований Колесниковой Н.И, действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Харченко С.Н, к Администрации города Таганрога о признании незаконным бездействие ответчика, выразившегося в непредоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда, обязании предоставить жилое помещение маневренного жилищного фонда, взыскании судебных расходов, отменить, направить дело в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ростовский областной суд.
В остальной части решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 июня 2023 года - оставить без изменения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.