Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Богатых О.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Симферополя Республики Крым о признании права собственности по кассационной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО8 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО7 о признании права собственности на "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенную по адресу: "адрес".
Определением суда от 10 апреля 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г. Симферополя Республики Крым, производство по исковым требованиям к ФИО7 прекращено.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 июня 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26 сентября 2023 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 июня 2023 года отменено, принято новое решение об оставлении исковых требований без удовлетворения по иным основаниям.
В кассационной жалобе представитель истца по доверенности ФИО8 просит отменить апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, указывая в обоснование на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции, при этом истцом представлены квитанции об оплате коммунальных услуг, что подтверждает факт принятия дара, денежные средства были оплачены от имени истца.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 составлен договор дарения в простой письменной форме, в соответствии с которым он подарил ФИО1 "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв. м.
Как указывает истец, с этого времени он несет бремя содержания квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Право собственности на спорную квартиру за истцом не было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актовой записью о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Отделом регистрации смерти г. Симферополя Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым.
Согласно ответу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на "адрес", расположенную по адресу: "адрес", зарегистрировано за ФИО7
Согласно информации из реестра наследственных дел по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти ФИО7 не заводилось.
В исковом заявлении ФИО1 указывает, что спорная квартира принадлежит ему на основании договора дарения, который он не может зарегистрировать в связи со смертью дарителя ФИО7 Квартирой истец владеет открыто, оплачивает коммунальные услуги.
Изучив доводы истца, приведенные в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых основания для признания права собственности на квартиру за истцом, поскольку при жизни даритель и одаряемый за регистрацией перехода права собственности по данному договору не обращались, регистрация перехода права собственности по договору дарения "адрес", расположенной по адресу: "адрес", не была произведена в установленном законом порядке.
Применив положения статьи 223 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 части 3 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции сделал вывод, что договор дарения недвижимого имущества является заключенным и действительным лишь с момента его государственной регистрации.
Верховный суд Республики Крым при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, отменил решение суда первой инстанции, указав, что отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости в ЕГРН не влияет на действительность самой сделки, в связи с чем признаны несостоятельными выводы районного суда.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 8, 131, 153, 223, 420, 421, 432, 434, 551, 572, 574 Гражданского кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие подписи истца в договоре от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о его незаключенности. Также отсутствуют основания полагать, что фактически незаключенная сделка состоялась и реально была исполнена, то есть имущество передано одаряемому, поступило в его владение и распоряжение и он несет бремя его содержания.
Кассационный суд соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статьям 420, 421 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ).
На основании пункта 1 статьи 434 Гражданского кодекса РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса (пункт 2). В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора (пункт 4).
Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу пункта 2 статьи 574 Гражданского кодекса РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда: дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей; договор содержит обещание дарения в будущем. В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
В случае, когда одна из сторон договора купли-продажи уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (статья 6, пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ).
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, требование о признании права собственности следует квалифицировать как требования о регистрации перехода права собственности.
По своему содержанию договор дарения является двусторонним договором: каждая сторона имеет права и обязанности. Основной обязанностью продавца по договору является передача вещи в собственность одаряемого, а одаряемый обязан принять вещь (является реальной сделкой).
По смыслу указанных норм закона, заключение договора дарения и его подписание предполагает волеизъявление лица - дарителя, на распоряжение принадлежащим имуществом путем безвозмездного отчуждения, а одаряемого - на принятие в дар имущества, подписание договора предполагает проставление подписи дарителя и одаряемого.
Отклоняя доводы истца, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие подписи одаряемого в спорном договоре свидетельствует об отсутствии воли последнего на совершение сделки и о несоблюдении простой письменной формы сделки. Если гражданско-правовой договор не подписан одной из сторон, письменная форма сделки не может считаться соблюденной.
Также в качестве основания для отказа в удовлетворении иска суд апелляционной инстанции указал непредставление ФИО1 допустимых доказательств реального исполнения сторонами договора дарения, с чем выражает несогласие кассатор.
Вместе с тем, оценка доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности относится к обязанности суда, разрешающего дело по существу, непринятие позиции стороны либо критическое отношение к такой позиции и представленным стороной доказательствам не свидетельствует о допущенной ошибке.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона, несогласие с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств с точки зрения его субъективного восприятия спора не являются основаниями для отмены судебных актов.
Суд апелляционной инстанции верно определилпредмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.