Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Типтюха Г.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, по кассационной жалобе Типтюха Г.А, поступившей с делом 28 ноября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Типтюх Г.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж.
Требования мотивированы тем, что 26 октября 2020 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края N 210000011369/1433213/20 от 5 февраля 2021 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа, который составляет 8 лет 4 месяца 1 день. Не включены в специальный стаж периоды работы истца: с 01.08.1986 по 30.09.1987 в должности мастера ДПМК "Калининская"; с 05.12.1990 по 01.06.1991 в должности мастера на участке N 4-ЮГ ПО "Красноленинскнефтегаз"; с 15.09.1994 по 16.09.1994, с 30.09.1994 по 30.09.1994, с 04.01.1995 по 06.01.1995, с 09.02.1995 по 10.02.1995, с 08.02.1996 по 09.02.1996, с 19.06.1996 по 21.06.1996, с 03.12.1996 по 25.12.1996 - в должности прораба асфальто-бетонного завода Дорожно-строительного управления Азово-Черноморской автомобильной дороги. С принятым решением истец не согласен, что явилось поводом для обращения в суд.
Просил суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края N 210000011369/1433213/20 от 15 февраля 2021 года незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Западном Внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 01.08.1986 по 30.09.1987 в должности мастера ДПМК "Калининская; с 05.12.1990 по 01.06.1991 в должности мастера на участке N 4-ЮГ ПО "Красноленинскнефтегаз". Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26 октября 2020 года. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Западном Внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края возместить судебные издержки в размере 35000 рублей.
Определением Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 2 февраля 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика Государственное учреждение - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края на надлежащего ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю; гражданское дело передано по подсудности в Первомайский районный суд города Краснодара Краснодарского края.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 26 сентября 2022 года исковые требования Типтюха Г.А. удовлетворены частично. Суд постановил:признать решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю N 210000011369/1433213/20 от 15 февраля 2021 года в части невключения периодов работы Типтюха Г.А. с 01.08.1986 по 30.09.1987 в должности мастера ДПМК "Калининская; с 05.12.1990 по 01.06.1991 в должности мастера на участке N 4-ЮГ ПО "Красноленинскнефтегаз" незаконным.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанность засчитать Типтюху Г.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 01.08.1986 по 30.09.1987 в должности мастера ДПМК "Калининская; с 05.12.1990 по 01.06.1991 в должности мастера на участке N 4-ЮГ ПО "Красноленинскнефтегаз" и произвести перерасчет пенсии с учетом включенных периодов.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 сентября 2023 года решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 26 сентября 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Типтюха Г.А.
В кассационной жалобе истец Типтюх Г.А. просит отменить решение суда апелляционной инстанции, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Обращает внимание, что в ходе судебных заседаний ответчик ссылался на раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 22 августа 1956 года, который дает право на досрочную пенсию, в том числе мастерам (десятникам) и прорабам, с обязательным условием для включения в специальный стаж в соответствии с данным Списком - занятость на новом строительстве зданий, сооружений и отсутствие занятости на строительстве объектов сельскохозяйственного назначения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что наблюдательное дело в отношении ПО "Красноленинскнефтегаз" отсутствует, основной деятельностью Красноленинского строительно-монтажного треста (ранее ПО "Красноленинскнефтегаз") являлось обеспечение формирования и выполнения планов капитального строительства, создание и развитие производственных мощностей в комплексе с объектами социальной инфраструктуры.
На основании определения суда апелляционной инстанции от 10 апреля 2023 года по делу была назначена судебная экспертиза условий труда, производство которой поручено отделу государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Согласно выводам эксперта, из представленных на экспертизу документов не представляется возможным определить: виды выполняемых СУ-1 ДПМК "Калининская" и Красноленинским СМУ (N4-Юг) КСМТ дорожных работ (строительство, ремонт, реконструкция и др.); непосредственную занятость (не менее 80 % рабочего времени) Типтюха Г.А. при исполнении обязанностей должности "мастер строительных и монтажных работ" в СУ-1 ДПМК "Калининская" и Красноленинском СМУ (N4-Юг) КСМТ.
Также установлено, что в трудовую книжку (AT-IV N 5352948) Типтюха Г.А. (в рассматриваемые судом периоды) в нарушение требований Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 20 июня 1974 года N 162 внесено устаревшее наименование должности "мастер", вместо правильного наименования должности "мастер строительных и монтажных работ". "Мастер" - это устаревшая форма наименования должности служащего "мастер строительных и монтажных работ", могла применяться до 1987 года, когда в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства", были введены новые условия оплаты труда для работников всех отраслей народного хозяйства.
Считает, что заключение экспертизы необязательно для суда, но должно оцениваться не произвольно, а в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами. При необходимости суд вправе назначить дополнительную судебную экспертизу, в том числе и по тем основаниям, когда недостаточная ясность и недостаточная полнота заключения эксперта обусловлены недостаточностью представленных на данное исследование материалов. Между тем, в судебном заседании суда первой инстанции из представленных доказательств установлено, что на запросы ответчика от 17.08.2020 и 19.08.2020 о предоставлении справок, уточняющих характер работы истца, получены архивные справки от 03.09.2020 и 19.08.2020, в которых изложена информация, подтверждающая трудоустройство истца в спорные периоды, без указания характера работы, с указанием на то, что документы, опровергающие полную занятость, не обнаружены.
Представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю на кассационную жалобу истца поданы возражения, в которых он просит оставить без изменения решение суда апелляционной инстанции.
Истец Типтюха Г.А, представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого же закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
В силу частей 2 - 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации, Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (специальный стаж), при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).
Согласно Постановлению N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лица, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 16 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
При этом время работ, имевших место до 1 января 1992 года, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от 22 августа 1956 года N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, также указано на то, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени).
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 года N 1, утвержденных Приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 235.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 26 октября 2020 года истец Типтюх Г.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном Внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В трудовой книжке истца серии АТ-VI N 5352948 от 11 августа 1986 года имеются сведения о том, что Типтюх Г.А. осуществлял трудовую деятельность с 01.08.1986 по 30.09.1987 в должности мастера ДПМК "Калининская"; с 05.12.1990 по 01.08.1991 в должности мастера на участке N 4-Юг ПО "Красноленинскнефтегаз".
В акте проверки архивных документов, составленным ведущим специалистом-экспертом группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц Бешеля И.А. в присутствии начальника архивного отдела Бочаровой Т.Н, отражено о проведении проверки документов ДПМК (дорожно-передвижная механизированная колонна "Калининская" за 1986-1988 годы). В ходе проверки просмотрены документы: приказы по личному составу ДСУ N 21 треста "Долколхозстрой" за 1986 год, ДПМК "Калининская" за 1988 год, фонд 105, опись 1-л, дело 16, 22; ведомости по начислению заработной платы за 1986-1988 годы, фонд 105, опись 1-л, дела 18, 20, 23. Личные карточки, штатное расписание, акты приема-сдачи построенных объектов, инвентаризационная опись, характеристики работ и иные документы, имеющие отношение к льготному стажу работников на хранение в архив не передавались. В результате проверки установлено: в приказе N 40 от 1 августа 1986 года "Принять Типтюха Г.А. - мастером СУ-1 с оплатой согласно штатному расписанию с 1 августа 1986 года"; в приказе N 31 от 23 мая 1988 года "Уволить Типтюха Г.А. - мастера СУ-1 в связи с призывом в Советскую Армию с 23 мая 1988 года". В ведомостях по начислению заработной платы значится: за 1986 год Типтюх Г.А, должность не указана, заработная плата начислена с августа по декабрь; за 1987 года Типтюх А.Г, должность - мастер, заработная плата начислена с января по декабрь; за 1988 год Типтюх А.Г, должность - инженер-диспетчер, заработная плата начислена с января по май. В просмотренных документах периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, учебных отпусках и курсах повышения квалификации не установлено.
В архивной справке от 3 сентября 2020 года N 1462, выданной архивным отделом Администрации города Нягани Тюменской области указано, что в документах архивного фонда ОАО "Кондпетролеум" в личных карточках формы Т-2, в приказах по личному составу значится Типтюх Г.А, 10 сентября 1964 года рождения. Структурное подразделение "Красноленинский строительно-монтажный трест-площадка": 05.12.1990 (приказ от 05.12.1990 N 349-к) принят мастером на участок N 4 (ЮГ) в порядке перевода из дорожно-строительного управления Азово-Черноморской автомобильной дороги; 01.08.1991 (приказ от 01.08.1991 N 229-к) уволен по сокращению штата, ст. 33 п. 1 КЗоТ РСФСР. Административные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска не указаны. Документов, опровергающих полную занятость, не обнаружено.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном Внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края N 210000011369/1433213/20 от 15 февраля 2021 года Типтюху Г.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", так как документы, подтверждающие льготный характер работы Типтюха Г.А, не представлены. Специальный стаж составляет 8 лет 4 месяца 1 день (требуемый специальный стаж не менее 10 лет).
Не включены в специальный страховой стаж по Списку N 2 периоды работы истца:
- с 01.08.1986 по 30.09.1987 (1 год 2 месяца) в должности мастера ДПМК "Калининская", так как не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, из наименования организации не усматривается работа в должности мастера только на новом строительстве в соответствии с Разделом XXIX Списка N 2 от 22 августа 1956 года. Согласно акту проверки N 80 от 23 декабря 2020 года первичных документов ДПМК "Калининская", находящихся на хранении в архивном отделе управления администрации МО Калининский район, личные карточки, штатное расписание, акты приема-сдачи построенных объектов, инвентаризационная опись, характеристика работ и иные документы, имеющие отношение к льготному стажу работников, на хранение в архив не передавались;
- с 05.12.1990 по 01.08.1991 в должности мастера на участке N 4-Юг ПО "Красноленинскнефтегаз" (7 месяцев 27 дней), так как не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, из наименования организации не усматривается работа в должности мастера только на новом строительстве в соответствии с Разделом XXIX Списка N 2 от 22 августа 1956 года.
Истцу Типтюху Г.А. рекомендовано обратиться повторно с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста - при достижении возраста 57 лет.
Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края от 26 августа 2021 года N 210000109743/916340/21 Типтюху А.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с 10 сентября 2021 года, бессрочно.
Удовлетворяя исковые требования истца в части, признавая незаконным и отменяя решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Типтюху Г.А, суд первой инстанции включил в специальный стаж истца период работы с 01.08.1986 по 30.09.1987 в должности мастера ДПМК "Калининская"; с 05.12.1990 по 01.06.1991 в должности мастера на участке N 4-ЮГ ПО "Красноленинскнефтегаз", обязав ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом включенных периодов.
В архивной справке от 21 марта 2023 года N 695/2, выданной архивным отделом Администрации города Нягани Тюменской области указано, что в документах архивного фонда ОАО "Кондпетролеум" имеется следующая информация: Красноленинское строительно-монтажное управление (КСМУ) производственного объединения "Урайнефтегаз" создано на основании приказа Министерства нефтяной промышленности от 6 июля 1979 года N 345. На основании приказа Главтюменнефтегаза от 31 марта 1980 года N 205 КСМУ подчинено Нефтегазодобывающему управлению "Красноленинскнефть". На основании приказа производственного объединения "Красноленинскнефтегаз" (п/о "КНГ") от 21 мая 1982 года N 1 КСМУ переименовано в Красноленинское строительно-монтажное управление N 2 (КСМУ-2). На основании приказа п/о "КНГ" от 5 июня 1989 года N 246 КСМУ-2 преобразовано в строительно-монтажный участок и подчинено вновь созданному Красноленинскому строительно-монтажному тресту (КСМТ). Приказом АООТ "Кондпетролеум" от 13 марта 1993 года N 9 КСМТ преобразован в Красноленинский строительно-монтажный трест-площадку. Главной задачей КСМТ является удовлетворение потребности Акционерного общества "Кондпетролеум" в объектах промышленности, соцкультбыта, жилья. КСМТ обеспечивает формирование и выполнение планов капитального строительства, создание и развитие производственных мощностей в комплексе с объектами социальной сферы. Приказом ОАО "Кондпетролеум" от 13 октября 1997 года N 227 Трест ликвидирован. Производственное объединение "Красноленинскнефтегаз" (п/о "КНГ") создано в соответствии с приказом Министерства нефтяной промышленности от 30 апреля 1982 года N 216. В соответствии с распоряжением Госкомитета по управлению Госимуществом РФ от 16 февраля 1993 года N 286-р п/о "КНГ" преобразовано в АООТ "Кондпетролеум". В соответствии с приказом АООТ "Кондпетролеум" от 18 октября 1996 года N 200 изменена организационно-правовая форма предприятия на открытое акционерное общество "Кондпетролеум" (ОАО "Кондпетролеум).
На основании определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 4 апреля 2000 года по делу N 57-Б и постановления Администрации города Нягани от 21 апреля 2000 года N 173 ОАО "Кондпетролеум" ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра со всеми входящими в него структурными подразделениями.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года по делу назначена судебная экспертиза условий труда, производство которой поручено отделу государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Согласно выводам эксперта из представленных на экспертизу документов не представляется возможным определить: виды выполняемых СУ-1 ДПМК "Калининская" и Красноленинским СМУ (N4-Юг) КСМТ дорожных работ (строительство, ремонт, реконструкция и др.); непосредственную занятость (не менее 80 % рабочего времени) Типтюха Г.А. при исполнении обязанностей по должности "мастер строительных и монтажных работ" в СУ-1 ДПМК "Калининская" и Красноленинском СМУ (N 4-Юг) КСМТ.
При предоставлении документов, содержащих необходимые сведения, или установлении в судебном порядке факта выполнения СУ-1 ДПМК "Калининская" и Красноленинским СМУ (N 4-Юг) КСМТ дорожных работ (строительство, ремонт, реконструкция и др.) или занятость (не менее 80 % рабочего времени) Типтюха Г.А. при исполнении обязанностей должности "мастер строительных и монтажных работ" в СУ-1 ДПМК "Калининская" и Красноленинском СМУ (N 4-Юг) КСМТ, то Типтюх Г.А. может претендовать на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов работы с 01.08.1986 по 30.09.1987 в СУ-1 ДПМК "Калининская" и с 05.12.1990 по 01.06.1991 в Красноленинский СМУ (N 4-Юг) КСМТ.
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 года).
В пункте "б" раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 22 августа 1956 года, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для мастеров (десятников) и прорабов.
При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, юридически значимыми являлись обстоятельства выполнения работ в организациях, занятых новым строительством, указанных в разделе XXIX Списка объектов, и по профессии "мастер".
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрены "мастера строительных и монтажных работ" (код позиции 2290000б-23419).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Типтюха Г.А. в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что допустимых доказательств, подтверждающих выполнение истцом работ до 1 января 1992 года в организациях, занятых на строительстве зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебного постановления, и оснований считать их неправильными не имеется.
Поскольку доказательств, с достоверностью подтверждающих выполнение истцом работы в должности и в условиях, предусмотренных Списками, не представлено, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе ему в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, спорных периодов его работы.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что судебная экспертиза должна оцениваться в совокупности со всеми доказательствами по делу, о возможности назначения дополнительной судебной экспертизы, не являются основанием к отмене судебного акта суда апелляционной инстанции.
Оценивая заключение судебной экспертизы условий труда истца, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что оно отвечает требованиям статей 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, экспертиза проведена компетентным экспертом на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и не заинтересован в исходе настоящего дела.
Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, равно как доказательств, позволяющих усомниться в квалификации и полномочиях эксперта, истцом не представлено, а потому оснований сомневаться в правильности, обоснованности данного заключения у суда не имелось, как и оснований для назначения по делу дополнительной экспертизы.
Несогласие с установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами, их оценкой, а равно с оценкой доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны истца в ходе рассмотрения дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом судебном постановлении; сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в связи с иной оценкой доказательств, при этом их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств, не свидетельствуют.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Типтюха Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.