Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бадмаевой О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в непредоставлении информации о праве на перерасчет страховой пенсии с учетом иждивенца и отказе произвести такой перерасчет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом иждивенца, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, поступившей с делом 13 декабря 2023 года, на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадмаева О.В. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в непредоставлении информации о праве на перерасчет страховой пенсии с учетом иждивенца и отказе произвести такой перерасчет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом иждивенца.
Требования мотивированы тем, что истец инвалид третьей группы с 11 июня 2008 года является получателем страховой пенсии по инвалидности. У истца на иждивении находятся двое малолетних детей: Бадмаев А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бадмаев А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Бадмаевой О.В. стало известно, что в 2015 году ей был произведен перерасчет фиксированной выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с рождением первого ребенка, о чем ранее она не знала, поскольку с соответствующим заявлением не обращалась. О том, что для перерасчета страховой пенсии по инвалидности требуется обращение с соответствующим заявлением, она не знала, а при неоднократных визитах к ответчику, последним не уведомлялась. Так, в 2018 году она обращалась к ответчику за получением государственного сертификата на материнский капитал, а также с заявлением о выдаче СНИЛС на новорожденного ребенка, при этом ее право о перерасчете пенсии в связи с рождением второго ребенка не разъяснялось. 3 апреля 2023 года она обратилась к ответчику за консультацией о повышении размера пенсии на иждивенцев, и ей был дан ответ, что уведомлять пенсионеров по поводу перерасчета пенсии на иждивенцев не входит в их обязанности, необходимую информацию она должна была узнать из средств массовой информации. Отслеживать информацию о перерасчетах для нее не представляется возможным, поскольку она осуществляет уход за двумя малолетними детьми, один из которых является ребенком-инвалидом.
Просила суд признать незаконными действия (бездействия), выразившиеся в непредоставлении информации о праве на перерасчет страховой пенсии с учетом иждивенца и отказе произвести такой перерасчет, обязании произвести перерасчет пенсии с учетом иждивенца.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2023 года исковые требования Бадмаевой О.В. удовлетворены.
Признаны незаконными действия (бездействия) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, выразившиеся в непредоставлении информации о праве на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учетом иждивенца, в отказе в перерасчете страховой пенсии с учетом иждивенца.
Возложена обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия произвести Бадмаевой О.В. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности на нетрудоспособного члена семьи Бадмаева А.А, 22 июня 2018 года рождения, с 1 августа 2018 года по 30 апреля 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 ноября 2023 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2023 года, оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Обращает внимание, что любой перерасчет размера пенсии носит заявительный характер. Это означает, что пенсионер может обратиться за перерасчетом размера пенсии в любое время после возникновения права на него и, соответственно, на момент обращения должен располагать документами, подтверждающими право на осуществление такого перерасчета. По заявлению истца от 5 апреля 2023 года в связи с изменением нетрудоспособных членом семьи, находящихся у истца на иждивении и предоставлением свидетельства о рождении Бадмаева А.А, произведен перерасчет страховой пенсии по инвалидности с 1 мая 2023 года как работающего пенсионера. Считает, что суд первой инстанции принял ошибочное решение.
Истец Бадмаева О.В, представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что Бадмаева О.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2017 N 1189071 от 9 мая 2018 года, выданной ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Бюро медико-социальной экспертизы N 4 от 9 мая 2018 года.
С 11 июня 2008 года Бадмаева (Кокуева) О.В. является получателем пенсии по инвалидности (второй группы) на основании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ики-Бурульском районе Республики Калмыкия от 30 июня 2008 года N 384.
Распоряжением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ики-Бурульском районе Республики Калмыкия от 23 июня 2010 года в связи с установлением третьей группы инвалидности Бадмаевой О.В. с 1 июля 2010 года произведен перерасчет указанной пенсии.
Распоряжением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ики-Бурульском районе Республики Калмыкия от 25 марта 2015 года N 20452/15 Бадмаевой О.В. произведен перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности с учетом нахождения на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи Бадмаева А.А, 7 марта 2015 года рождения.
Согласно свидетельству о рождении I-ДУ N 636108, выданному отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия 29 июня 2018 года, у Бадмаевой О.В. 22 июня 2018 года родился сын Бадмаев А.А.
В июле 2018 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия выдало Бадмаевой О.В. СНИЛС на новорожденного Бадмаева А.А, 22 июня 2018 года рождения, а 7 декабря 2018 года - государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-10 N 0352909 на сумму 453 026 руб.
5 апреля 2023 года Бадмаева О.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособного члена семьи Бадмаева А.А, 22 июня 2018 года рождения, с даты рождения ребенка. Также указала, что она не была уведомлена о возможности подачи соответствующего заявления.
Письмом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия от 3 мая 2023 года сообщено, что с 1 мая 2023 года в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с даты рождения ребенка отказано, поскольку Бадмаевой О.В, обратившейся с указанным заявлением 5 апреля 2023 года, перерасчет страховой пенсии по инвалидности в силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначен с 1 мая 2023 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление. Также указано, что любой перерасчет носит заявительный характер, и пенсионер может обратиться за перерасчетом размера пенсии в любое время с момента возникновения права на него и, соответственно, на момент обращения должен располагать документами, подтверждающими право на осуществление такого перерасчета.
Не согласившись с решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, Бадмаева О.В. обратилась в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 17, 23, 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком требований пенсионного законодательства в части информирования истца Бадмаевой О.В. (при обращении истца за получением СНИЛС на ребенка в июле 2018 года и государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в декабря 2018 года) о ее праве на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в связи с увеличением количества нетрудоспособных членов семьи.
Суд первой инстанции отметил, что Бадмаева О.В. в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в связи с рождением Бадмаева А.А, ДД.ММ.ГГГГ, обратилась 5 апреля 2023 года. При этом в исковом заявлении Бадмаева О.В. указала на то, что у пенсионного органа имелись сведения о рождении второго ребенка, поскольку в июле 2018 года она обращалась в пенсионный орган за получением СНИЛС на ребенка, а в декабре 2018 года - за получением сертификата на материнский (семейный) капитал.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебного постановления, и оснований считать их неправильными не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно частям 2 и 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50 процентам размера, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4, 5 - 5.5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, действовавшего до 1 января 2023 года, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, основания для их назначения и необходимость подачи заявления в пенсионный орган, с целью своевременной реализации права на ее получение.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, имеющего право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в пенсионный орган с заявлением о перерасчете, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
С 1 января 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" данные полномочия исполняет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Представленные сторонами доказательства, оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 12, 59 и 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.