Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Богатых О.П, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО Темрюкский район к Ереминой ФИО7 о запрете эксплуатации объекта капитального строительства в качестве гостевого дома до оформления объекта недвижимости в установленном законном порядке, по кассационной жалобе Ереминой ФИО8 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от 7 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО "адрес" обратилась в суд с иском к Ереминой М.В. о запрете эксплуатации двухэтажного объекта капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 264 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в качестве гостевого дома до оформления объекта в установленном законом порядке, путем изменения наименования в соответствии с фактическим пользованием и правилами землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения "адрес" назначение - "нежилое", вид разрешенного использования - "нежилое здание".
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года, исковые требования администрации муниципального образования Темрюкский район удовлетворены.
Суд постановилзапретить Ереминой М.В. и иным лицам эксплуатировать двухэтажный объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 264 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", в коммерческих целях до оформления объекта в установленном законом порядке, путем изменения наименования в соответствии с фактическим пользованием и правилами землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения "адрес" назначение - "нежилое", вид разрешенного использования - "нежилое здание".
Разъяснено, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером N с "жилое" на "нежилое", изменения вида разрешенного использования с "жилой дом в блоке с комнатами для сезонного проживания" на "нежилое здание".
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Еремина М.В. обращает внимание, что здание с кадастровым номером N (жилое) имеет вид разрешенного использования "жилой дом в блоке с комнатами сезонного проживания", данный вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен ответчиком сразу после получения искового заявления о запрете эксплуатации от 29 июля 2022 года N 26, 02-1125/22-05, в целях устранения выявленных нарушений 23 марта 2022 года Управлением муниципального контроля администрации МО Темрюкский район. Также был изменен и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: N с "для индивидуального жилищного строительства" на "для индивидуального жилищного строительства, Туристическая деятельность".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушений допущены судами при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела, 23 марта 2022 года управлением муниципального контроля администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - управление) в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 года N 3126-K3 "О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края", положением о муниципальном контроле, осуществляемом на территории муниципального образования Темрюкский район, утвержденным решением XIX сессии Совета муниципального образования "адрес" VII созыва N 146 от 21 сентября 2021 года, проведена проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N, площадью 600 кв. м, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности Ереминой М.В. В границах земельного участка по вышеуказанному адресу расположено и зарегистрировано здание с кадастровым номером N, назначение - жилое, наименование - здание, этажность 2, площадью 264 кв. м, а также двухэтажное здание, кадастровый учет которого не осуществлен.
В результате осмотра земельного участка установлено, что фактически на земельном участке, площадью 600 кв. м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположено два двухэтажных объекта капитального строительства гостиничного типа.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах "IDISUDA.RU", TVIL.ru размещена информация о гостевом доме, расположенном по адресу: "адрес", с описанием условий и стоимости проживания, актуальных на 2022 год.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения Темрюкского района, утвержденными решением II сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VII созыва от 27 октября 2020 года N 24, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в границах которой на земельных участках с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1) допустимо размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек, исходя из чего следует вывод о нецелевом использовании собственником земельного участка в связи с эксплуатацией объекта капитального строительства жилого здания и объекта капитального строения, кадастровый учет которого не осуществлен с коммерческой целью для извлечения коммерческой прибыли.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412, размещение гостиниц, домов отдыха предусмотрено видом разрешенного использования "туристическое обслуживание".
Данный вид разрешенного использования согласно действующих ПЗЗ отнесен к основным видам и параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, вследствие чего для его установления необходимо исключительно обращение собственника земельного участка в управление Росреестра в заявительном порядке для внесения соответствующих изменений в существующий вид разрешенного использования.
Согласно письму администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 25 апреля 2022 года, в соответствии с журналом выдачи разрешений на строительство администрации Фонталовского сельского поселения, разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N - не выдавалось.
Советом Фонталовского сельского поселения Темрюкского района принято Решением Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края от 20 ноября 2019 года N 31 "Об установлении земельного налога на территории Фонталовского сельского поселения Темрюкского района" налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка. Исходя из этого, в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлена налоговая ставка в размере 0, 3% от кадастровой стоимости земельного участка, а в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности установлена налоговая ставка 1, 5%.
По мнению администрации, неисполнение Ереминой М.В. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Фонталовского сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.
5 апреля 2022 года администрацией МО Темрюкский район в адрес Ереминой М.В. направлено предостережение о недопущении нарушения обязательных требований, которое ответчиком исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
В целях установления обстоятельств, необходимых для правильного разрешение спора, судом первой инстанции назначена судебная строительная и землеустроительная экспертиза, задачей которой являлось проверить соблюдение строительных норм и правил объекта недвижимости, а также установления возможности изменения наименования объекта недвижимости.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы N 10/198-23-С от 07 февраля 2023 года, переустроенный двухэтажный объект капитального строительства, назначение объекта - жилое, наименование объекта - здание, общей площадью - 264 кв. м, год окончания строительства - 2014, материал стен - из прочих материалов, расположенный по адресу: "адрес", по своему функциональному назначению является жилым домом в блоке с комнатами для сезонного проживания, так как в составе объекта недвижимости имеются жилые комнаты, вспомогательные помещения: кухня, совмещенный санузел, что соответствует п.4.5 "СП 55Л3330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31- 02-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр; ред. от 10 июля 2018 гожа) а также комнаты для сезонного проживания, что соответствует п. 6.2 "СП 257.1325800.2020. Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования" (утв. Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 922/пр); по своему функциональному назначению является объектом вспомогательного назначения "хозяйственный блок", что соответствует Приложению 1 (обязательное) Приказа Минземстроя РФ от 04 августа 1998 года N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (с изм. и доп, вступающими в силу с ДД.ММ.ГГГГ); в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0202003:452, категория земель - земли населё ФИО2 пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, туристическое обслуживание, общей площадью 600 кв. м, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормам и правилам, требования противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, нормам СНИП, ГОСТ применяемым к объектам капитального строительства.
Градостроительные нормы, правила землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения Темрюкского района, утвержденные решением II сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VII созыва от 27 октября 2020 года N 24 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, утвержденные решением LXXVII сессии Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района II созыва от 3 апреля 2014 года N 335 "Об утверждении правил землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения Темрюкского района" в данном случаи не применимы, так как в переустроенном двухэтажным объекте капитального строительства, реконструкции (изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема)) не производилось.
Ответить на вопрос в части "соответствуют ли строения градостроительному плану земельного участка" не представляется возможным, так как в материалах гражданского дела отсутствует градостроительный план земельного участка по адресу: "адрес".
Спорный объект недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0202003:452, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, туристическое обслуживание, общей площадью 600 кв. м, имеют отдельный вход и выход на территорию земельного участка, далее на территорию общего пользования пер. Солнечный, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам и имуществу при эксплуатации объектов капитального строительства по назначению не создают, а так же не нарушает требования строительных и технических норм "ГОСТ 27751-2014. Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (введен в действие Приказом Госстандарта от 11.12.2014 N 1974-ст), СП 14.13330.2018. Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП Н-7-81*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.05.2018 N 309-пр) (ред. от 31.05.2022) так как диафрагмы, связи и ядра жесткости, воспринимающие горизонтальную нагрузку смонтированы непрерывными по всей высоте здания и располагаются в обоих направлениях равномерно и симметрично относительно центра тяжести здания, отсутствует опасность обрушения и угроза жизни и здоровью человека, при эксплуатации по назначению; соответствует Федеральному закону N 384 от 30 декабря 2009 года "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" может считаться безопасным, отсутствует опасность обрушения и угроза здоровью и жизни граждан, и может эксплуатироваться по назначению.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходил из того, что спорный объект капитального строительства введен в эксплуатацию вне установленного порядка, предусмотренного статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в упрощенном порядке, при отсутствии заключений уполномоченных государственных органов, подтверждающих соответствие градостроительным, противопожарным норам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, иными обязательными нормами и правилами, выданным техническим условиям на подключение к сетям инженерного обеспечения, свидетельствующими об отсутствии нарушений прав и законных интересов других лиц, эксплуатация здания с кадастровым номером 23:30:0202003:493 (жилое) и двухэтажного объекта кадастровый учет которого не осуществлен в целях предоставляемого услуг для проживания неопределенному кругу лиц неправомерна. Принимая во внимание, что разные виды разрешенного использования земельного участка влияют на плату, установленную в отношении земельного участка, в частности, на кадастровую стоимость и ставку земельного налога, а то, что оказание гостиничных услуг осуществляются ответчиками в отсутствие разрешительной документации на строительство, утвержденной проектной документацией, согласованной с контрольными органами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, мера по запрету эксплуатации объектов недвижимости в качестве гостевых домов до оформления в установленном законом порядке вида разрешенного использования земельного участка и оформления объектов недвижимости в установленном законом порядке не является чрезмерной, поскольку ранее муниципальный орган уже направлял ответчикам предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов по существу спора, поскольку они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Вместе с тем, указывая в резолютивной части, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером 23:30:0202003:493 с "жилое" на "нежилое", изменения вида разрешенного использования с "жилой дом в блоке с комнатами для сезонного проживания" на "нежилое здание", судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу пункта 1 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости в качестве основных вносятся сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).
Согласно пункту 9 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости в качестве дополнительных вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Из содержания статьи 13 Закона N 218-ФЗ следует, что дополнительные сведения об объекте недвижимости, к которым относится наименование объекта недвижимости, могут вноситься в ЕГРН как в порядке межведомственного взаимодействия, так и в уведомительном порядке. При этом ограничением для внесения таких сведений в уведомительном порядке являются случаи, когда внесение этих сведений влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно пункту 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества вносятся, в том числе, сведения о наименовании здания.
В соответствии со статьей 34 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев (часть 1).
Статьей 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что при представлении лицом, указанным в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления о внесении в ЕГРН сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) такие сведения вносятся в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.
При этом ни в статье 32 Закона N 218, определяющей исчерпывающий перечень дополнительных сведений, которые вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, ни в статье 38 Закона N 218, определяющий исчерпывающий перечень дополнительных сведений, которые вносятся в ЕГРН в уведомительном порядке, правила и порядок внесения в ЕГРН изменений в сведения о наименовании здания, не указаны.
В соответствии с письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2015 года N 10-0382-ИШ, от 24 апреля 2017 года N ОГ-Д23-4974, письмом Росреестра от 08 июня 2015 года N 1406249/15@, изменение сведений государственного кадастра недвижимости о наименовании здания, сооружения возможно на основании решения собственника соответствующего объекта.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, право заявителя на внесение в ЕГРН изменений в сведения о наименовании объекта (в соответствии с волеизъявлением заявителя и принятым им решением о смене наименования объекта, являющимся достаточным условием для совершения регистрирующим органом действий по внесению необходимых изменений в ЕГРН вследствие подачи соответствующего заявления), не может быть ограничено.
Учитывая изложенные нормы, выбор сведений государственного кадастра недвижимости о наименовании здания должен не просто осуществляться собственником путем формирования воли, а должен выражаться в форме конкретного обращения правообладателя в Росреестр с заявлением об изменении сведений о наименовании здания и внесением соответствующих изменений.
Иное бы противоречило фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
В рассматриваемом случае такое заявление, равно как и доказательства наличия волеизъявления собственника не представлены.
В связи с чем указание суда первой инстанции в резолютивной части решения на то, что решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером 23:30:0202003:493 с "жилое" на "нежилое", изменения вида разрешенного использования с "жилой дом в блоке с комнатами для сезонного проживания" на "нежилое здание", в отсутствие соответствующего волеизъявления собственника данного объекта не может быть признано правомерным.
Кроме того, суд не учел, что ответчик может захотеть использовать дом только в соответствии с видом разрешенного использования, то есть в качестве жилого и не эксплуатировать под сдачу комнат.
По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права (часть 5 статьи 390 ГПК РФ).
Учитывая приведенные обстоятельства и нормы права, суд кассационной инстанции полагает возможным изменить решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года, исключив третий абзац резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 сентября 2023 года изменить, исключить третий абзац резолютивной части решения.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Ереминой ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.