Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Капитанюк О.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе начальника Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым Муждабаева Э.К. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 30 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 сентября 2023 года, по иску ФИО1 к Администрации города Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым, Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Управлению Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю о признании права и обязанности произвести выплату на осуществление капитального ремонта, Заслушав доклад судьи Капитанюк О.В, выслушав Городецкую М.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Городецкая М.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым, Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, Министерству жилищной политики государственного строительного надзора Республики Крым, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю о признании права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 сентября2021 N 530. Обязать Администрацию г. Керчи Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государстве строительного надзора Республики Крым, Управление Росреестра по Республике Крым и Севастополю включить Городецкую М.В. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального образования. Обязать Департамент труда социальной защиты населения Администрации г. Керчи Республики Крым произвести Городецкой М.В. выплату на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения общей площадью N6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 года N 530.
Требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежат жилое помещение, расположенное по адресу "адрес" доля жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" В результате чрезвычайной ситуации природного характера, имевшей место 17 июня 2021 года на территории г. Керчи Республики Крым, обе квартиры были затоплены, обследованы Межведомственной комиссией, составлены соответствующие акты обследования, по результатам которых приняты заключения о выявлении оснований для признания указанных помещений подлежащих капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в нормативное соответствие, в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией. Администрацией города Керчи Республики Крым, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Управлением Росреестра по Республике Крым и г. Севастополю Городецкая М.В. незаконно исключена из списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного характера и в получении выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, в связи с наличием у нее в собственности нескольких жилых помещений.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 30 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 сентября 2023 года, исковые требования удовлетворены.
За Городецкой М.В. признано право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место 17 июня 2021 на территории г. Керчи Республики Крым. На Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи возложена обязанность осуществить выплату Городецкой М.В. на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место 17 июня 2021 на территории г. Керчи Республики Крым.
Дополнительным решением Керченского городского суда Республики Крым от 10 июля 2023 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 30 января 2023 года дополнено указанием об удовлетворении требований Городецкой М.В. о возложении обязанности на Администрацию г. Керчи Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Управление Росрееста по Республике Крым и г. Севастополю включить Городецкую М.В. в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, a также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального объединения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как постановленных в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель обращает внимание, что истица злоупотребила своим правом и нарушила требования ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что действия Городецкой М.В. направлены на незаконное получение единовременной финансовой помощи, которая ей законом не предусмотрена. Отмечает, что она имеет в собственности также земельный участок.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции иные участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав Городецкую И.В, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия данных нарушений при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 июня 2021 года на территории муниципального образования город Керчь Указом Главы Республики Крым от 17 июня 2021 года N 142-у "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Крым" введен режим чрезвычайной ситуации, связанной с сильными дождями и ливнями.
В силу положений абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 гола N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Также установлено, что Городецкая М.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" а также собственником N доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Городецкая М.В. зарегистрирована по адресу "адрес" 26 июля 2018 года, что подтверждается паспортом гражданина РФ N.
29 июня 2021 года межведомственной комиссией Администрации г. Керчи Республики Крым был составлен акт N обследования жилого помещения N в "адрес" по "адрес" по заявлению Городецкой М.В, и составлено заключение N о наличии оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту в связи с затоплением в результате происшедшей чрезвычайной ситуации в г. Керчи 17 июня 2021 года из-за длительного воздействия воды и грязи, поднявшейся выше уровня грунта, на указанное жилое помещение.
Квартира N в "адрес" по "адрес", в которой истице принадлежит N доля, также была повреждена вследствие затопления в результате происшедшей чрезвычайной ситуации в г. Керчи 17 июня 2021 года, о чем был составлен Акт обследования жилого помещения N и составлено заключение N о наличии оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту в связи с затоплением в результате происшедшей чрезвычайной ситуации в г. Керчи 17 июня 2021 года из-за длительного воздействия воды и грязи, поднявшейся выше уровня грунта.
Оба жилые помещения были признаны подлежащими капитальному ремонту в связи с затоплением.
Согласно представленным выпискам из протоколов о принятии решения по заявлениям МСП, "Выплаты гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан" сособственникам квартиры, расположенной по адресу: "адрес", ФИО3 и ФИО4 выплачены выплаты в размере N рублей каждому.
Городецкая М.В. как сособственник квартиры, расположенной по адресу: "адрес" с заявлением о выплате в виде материальной помощи на проведение капитального ремонта в квартире по адресу: "адрес", не обращалась.
Письмом от 18 октября 2021 года N ГМ-40/-1/3 Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Городецкая М.В. исключена из Списка семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате ЧС, на основании того, что является собственником двух жилых помещений.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Городецкой М.В, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку принадлежащему истице жилому помещению по адресу: "адрес", причинены повреждения в результате затопления, а также в результате затопления, причинены повреждения жилому помещению по адресу: "адрес", в котором Городецкой М.В. принадлежат N доля в праве собственности, иного жилого помещения пригодного для проживания истица в собственности не имеет, Городецкая М.В. имеет право на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по указанному адресу, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место 17 июня 2021 на территории г. Керчи Республики Крым.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы поддержал.
Учитывая установленные обстоятельства и требования приведенных нормоположений, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда полагает, что выводы суда первой инстанции, признанные судом апелляционной инстанции обоснованными, основываются на совокупности доказательств, получивших оценку с соблюдением положений ст. 67 ГПК РФ, согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, и в своем правовом единстве указывают на соблюдение норм процессуального и материального законов при принятии обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Советом министров Республики Крым принято постановление от 15 сентября 2021 года N 530 "О предоставлении выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникшими на территории Республики Крым" (вместе с "Порядком и условиями предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан").
Подпунктом "г" пункта 6 вышеприведенных Правил предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Выплата предоставляется гражданам 1 раз применительно к одному жилому помещению, (п. 6).
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Таким условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Республики Крым, является, принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отсутствие у граждан другого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, пригодного для проживания.
Приведенные нормативные положения законодательства судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены правильно.
Установив факт подтверждения необходимости капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", пострадавшего в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы судом кассационной инстанции изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и могли повлиять на законность судебного акта либо опровергнуть выводы суда.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что действия Городецкой М.В. направлены на незаконное получение единовременной финансовой помощи, которая ей законом не предусмотрена, повторяют доводы апелляционной жалобы, являлись предметом апелляционного судебного рассмотрения, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, не подтверждают нарушений норм материального либо процессуального права и не могут быть признаны обоснованными, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Надлежит также отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
Доводы заявителя кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 30 января 2023 года, дополнительное решение Керченского городского суда Республики Крым от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Департамента труда и социальной защиты населения Администрацииг. Керчи Республики Крым ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.