Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области Пискуна В.В. на вступившие в законную силу постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Омской области от 4 августа 2023г., решение судьи Тарского городского суда Омской области от 13 сентября 2023г. и решение судьи Омского областного суда от 23 ноября 2023г., вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Омской области от 4 августа 2023г, оставленным без изменения решением судьи Тарского городского суда Омской области от 13 сентября 2023г, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 30000 рублей.
Решением судьи Омского областного суда от 23 ноября 2023г. постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Омской области от 4 августа 2023г. и решение судьи Тарского городского суда Омской области от 13 сентября 2023г. изменены указанием на время совершения административного правонарушения при неполной выплате заработной платы: ФИО7 и ФИО8 25 мая 2023г, ФИО9 9 июня 2023г.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области настаивает на отмене актов, состоявшихся по делу, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Положениями ст. 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления прокурорского надзора Тарской межрайонной прокуратурой Омской области и прокуратурой Омской области выявлено, что осужденным, содержащимся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области, заработная плата за май 2023г. выплачена не в полном объеме: 25 мая 2023г. не произведены выплаты ФИО7 - за 24 мая 2023г, ФИО8 - за 17 мая 2023г, 9 июня 2023г. не произведена выплата ФИО9 за работу 26 мая 2023г.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области квалифицировано по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего трудовую деятельность осужденных.
Жалоба ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области на постановление об административном наказании рассмотрена городским судом и областным судом с соблюдением требований ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, в том числе о нарушении порядка проведения прокурорской проверки, неверном установлении даты совершения административного правонарушения, неприменении положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и положений ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение, дана надлежащая судебная оценка, оснований не согласиться с ней не имеется.
Доводы жалобы заявителя о несоблюдении порядка проведения проверки ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области тем, что в нарушение положений ч.ч. 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992г. N 2202-1) решение о проведении проверки не было принято проверяющим прокурором, обоснованно отвергнуты.
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 является самостоятельной отраслью прокурорской деятельности в целях обеспечения законности, защиты прав и свобод лиц, осужденных к соответствующим видам уголовной ответственности.
При рассмотрении доводов жалобы обоснованно учтены положения п.п. 1.1, 1.3 приказа Генпрокуратуры России от 16 января 2014г. N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в которых установлено, что прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам - на гауптвахтах, следует ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.
Исходить из того, что предусмотренная Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, исключить привлечение их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.
Учитывая изложенное, областной суд пришел к обоснованному выводу, что действия прокурора по выявлению нарушений трудового законодательства осуществлены в рамках системной надзорной деятельности, что не требует принятия отдельных решений.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что по делу отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, исходя при этом из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния и степени вины правонарушителя.
Довод жалобы заявителя об устранении допущенных нарушений после их выявления не характеризуют событие как малозначительное.
Об отсутствии оснований применить положения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, мотивы в обжалуемых актах приведены. Сделан верный вывод о том, что мероприятия прокурорского надзора не относятся к мероприятиям, определяющим государственный контроль (надзора), осуществляемый соответствующими административными органами государственного контроля (надзора).
Даты нарушений выплаты заработной платы осужденным определены областным судом сделаны с учетом положений ст. 136 ТК РФ и приказа начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области от 6 июля 2021г. N 262 о сроках выплаты заработной платы (10 и 25 числа текущего времени), по наступлении которых неполная выплата заработной платы осужденным образует правонарушение.
Порядок и срок привлечения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Омской области в минимальном размере санкции ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, предусмотренной для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Омской области от 4 августа 2023г, решение судьи Тарского городского суда Омской области от 13 сентября 2023г. и решение судьи Омского областного суда от 23 ноября 2023г. оставить без изменений, жалобу - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.