Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2189/2023 (УИД 04RS0021-01-2023-001676-81) по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах Яковлевой Светланы Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 7 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бурятский транспортный прокурор в интересах Яковлевой Светланы Александровны (далее - Яковлева С.А.) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - ОСФР по Республике Бурятия, ответчик, пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указывал на то, что Бурятской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Яковлевой С.А. о нарушении ее пенсионных прав.
В ходе проверки установлено, что Яковлева С.А. 2 марта 2023 г. обратилась в ОСФР по Республике Бурятия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ОСФР по Республике Бурятия от 13 марта 2023 г. N22286/23 Яковлевой С.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ.
Вместе с тем, согласно записям трудовой книжки, Яковлева С.А. выполняла работу в особых условиях труда, что дает ей право на досрочное назначение пенсии.
Бурятский транспортный прокурор в интересах Яковлевой С.А. просил суд включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии Яковлевой С.А. периоды работы с 5 апреля 1995 г. по 31 декабря 2004 г. (9 лет 8 месяцев 26 дней), с 3 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г. (1 год 11 месяцев 29 дней), с 15 марта 2008 г. по 31 декабря 2008 г. (9 месяцев 17 дней), с 13 января 2009 г. по 31 декабря 2012 г. (3 года 11 месяцев 19 дней); обязать ответчика назначить Яковлевой С.А. досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о ее назначении - с 2 марта 2023 г.
Определением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 16 мая 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Желдорреммаш" (далее - АО "Желдорреммаш").
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 7 июля 2023 г. исковые требования Бурятского транспортного прокурора в интересах Яковлевой С.А. удовлетворены. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости включены периоды работы Яковлевой С.А. с 5 апреля 1995 г. по 31 декабря 2004 г, с 3 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г, с 15 марта 2008 г. по 31 декабря 2008 г, с 13 января 2009 г. по 30 июня 2009 г. в должности машиниста крана Улан-Удэнского ЛВРЗ, с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. в должности машиниста крана ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммарш". На ОСФР по Республике Бурятия возложена обязанность назначить Яковлевой С.А. страховую пенсию по старости досрочно, с даты обращения Яковлевой С.А. за ее назначением - с 2 марта 2023 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 7 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Республике Бурятия просит об отмене судебных актов как незаконных.
Бурятской транспортной прокуратурой поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции материальный истец Яковлева С.А, представитель ответчика ОСФР по Республике Бурятия, представитель третьего лица АО "Желдорреммаш", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство ОСФР по Республике Бурятия об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Яковлева С.А. 2 марта 2023 г. обратилась в ОСФР по Республике Бурятия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ОСФР по Республике Бурятия от 13 марта 2023 г. N22286/23 Яковлевой С.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ. Продолжительность страхового стажа составила 34 года 3 месяца 12 дней при требуемой продолжительности не менее 20 лет, а продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 3 года 3 месяца 8 дней при требуемой продолжительности не менее 15 лет.
Пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы:
с 26 августа 1991 г. по 26 декабря 1991 г. в должности ученика машиниста крана на горячих участках работ в кузнечном цехе Улан-Удэнского ЛВРЗ, с 5 апреля 1995 г. по 30 сентября 2003 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 1 октября 2003 г. по 30 июня 2009 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "РЖД"; с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. в должности машиниста крана локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммарш"; с 1 апреля 2018 г. по 30 июня 2020 г. в должности машиниста крана (крановщик) на механическом производстве ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммарш"; с 1 июля 2020 г. по 1 апреля 2022 г. в должности машиниста крана (крановщик) локомотивоколесного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммарш"; с 2 апреля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в должности машиниста крана (крановщик) тележечного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммарш".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы Яковлевой С.А. с 5 апреля 1995 г. по 31 декабря 2004 г, с 3 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г, с 15 марта 2008 г. по 31 декабря 2008 г, с 13 января 2009 г. по 30 июня 2009 г. в должности машиниста крана Улан-Удэнского ЛВРЗ и с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. в должности машиниста крана ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш" подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку Яковлева С.А. работала в указанных организациях машинистом погрузочно-разгрузочных машин и имеет специальный стаж работы, с учетом периода, включенного ответчиком, 19 лет 9 месяцев 9 дней и страховой стаж 34 года 3 месяца 12 дней, потому ей должна быть досрочно назначена страховая пенсия по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца Яковлевой С.А. машинистом крана подтверждается сведениями ее трудовой книжки где указано, что с 5 апреля 1995 г. она работает машинистом крана с присвоением соответствующих разрядов в Улан-Удэнском ЛВРЗ, который 1 октября 2003 г. в связи с приватизацией имущества преобразован в Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - филиал ОАО "Российские железные дороги". С 30 июня 2009 г. истец была уволена и 1 июля 2009 г. она была принята в порядке перевода на работу в Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - филиал ОАО "Желдорреммаш" в локомотивоколесный цех машинистом крана четвертого разряда, затем с 1 апреля 2018 г. переведена в механическое производство машинистом крана (крановщиком) 4 разряда, 1 июля 2020 г. переведена в локомотивоколесный цех машинистом крана (крановщиком) четвертого разряда и 2 апреля 2022 г. переведена в тележечный цех машинистом крана (крановщиком) четвертого разряда.
Также в материалы дела представлены архивные справки ГАУК Республики Бурятия "Государственный архив Республики Бурятия" от 22 марта 2023 г. и 29 мая 2023 г, согласно которым в документах архивного фонда Улан-Удэнского Ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода имеются сведения о трудовом стаже Яковлевой (Ягуновой) С.А. за 1991 - 2003 г.г, из личной карточки Яковлевой (Ягунова) С.А. следует, что она значится в качестве машиниста крана, машиниста крана (крановщика) и в лицевых счетах по заработной плате за период с 1991 по июнь 2009 года имеются сведения о начисленной заработной плате истца.
Период работы истца с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш" также включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку Яковлева С.А. с 1 июля 2009 г. по настоящее время работает в должности машиниста крана (крановщика), что подтверждается ее личной карточкой, справкой АО "Желдорреммаш" от 28 апреля 2023 г, приказом работодателя от 1 июля 2009 г. N 14л и трудовой книжкой.
Суд первой инстанции проанализировал Единый тарифноквалификационный справочник работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, Типовую инструкцию для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов (РД 10-103-95), утвержденную Госгортехнадзором России, Типовую инструкцию по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов ТИ Р М-005-2000, утвержденную Минтрудом России 17 марта 2000 г, учел пояснения истца и представителя АО "Желдорреммаш" о том, что Улан-Удэнским ЛВРЗ были переданы для производственного процесса ОАО "Желдорреммаш" используемые краны, исследовал паспорт крана мостового электрического КМ-10-А5-27 Магнитогорского кранового завода N 24979 и исходя из совокупности исследованных доказательств пришел к выводу, что Яковлева С.А. работала машинистом кранов, которые выполняют функции погрузочно-разгрузочных машин в силу их функционального назначения и фактического использования в технологическом процессе.
Также суд первой инстанции установил, что занятость истца на работах в качестве машиниста крана при выполнении погрузочно-разгрузочных работ была полной (не менее 80% рабочего времени), что следует, в том числе, из расчетных листков истца по начислению заработной платы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судами первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях, осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованию прокурора в интересах Яковлевой С.А. о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не применили к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Яковлевой С.А. в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин и достоверности отражения данных об этих периодах работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
Как видно из материалов дела, Яковлева С.А. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 25 августа 1998 г. и что спорные периоды ее трудовой деятельности имели место и до и после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Из материалов дела также следует, что согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа Яковлевой С.А. за спорные периоды предоставлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Судебными инстанциями не учтено, что в отношении Яковлевой С.А. работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы Яковлевой С.А, а также архивные справки, которые подтверждают выполнение ею работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Архивные справки, выданные Государственным архивом Республики Бурятия, не содержат сведения о фактически выполняемой работе, указанные справки подтверждают только факт работы в качестве машиниста в спорные периоды времени.
Надлежащим образом заверенные копии трудового договора и изменения к нему, также не содержат указания на льготы и компенсации за тяжелые условия труда.
Представленные же работодателем карты аттестации рабочего места по условиям труда машиниста крана, свидетельствует лишь о том, что условия труда являются допустимыми, без признания права на досрочное пенсионное обеспечение.
Профессия машинист крана (указано в трудовой книжке истца, в архивных документах и документах, представленных работодателем) не дает право на льготное пенсионное обеспечение. Типовая инструкция по охране труда, паспорт крана с техническими характеристиками при наличии карты аттестации не является безусловным основанием для признания за истцом права досрочное назначение пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в отсутствие доказательств ее работы в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций соблюдены не были, поскольку доказательств, подтверждающих факт выполнения Яковлевой С.А. работы в спорные периоды в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, опровергающих достоверность данных персонифицированного учета, карты аттестации предоставленных работодателем за спорные периоды, истцом не представлено.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 7 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.