Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Шабаловой О.Ф, Смирновой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0002-01-2023-001394-07 по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в интересах Корчик Евгении Валерьевны, Сухочевой Людмилы Гасановны к Акционерному обществу "Абаканская ТЭЦ" об обязании произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению по кассационной жалобе представителя Акционерного общества "Абаканская ТЭЦ" - Оленева И.Э. на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 07 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 07 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю,
УСТАНОВИЛА:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии), действуя в защиту интересов Корчик Е.В, Сухочевой Л.Г, обратилось в суд с иском к Акционерному обществу "Абаканская ТЭЦ" (далее - АО "Абаканская ТЭЦ") об обязании произвести всем собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: "адрес" перерасчет путем уменьшения платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с января по декабрь 2022 г, исходя из утвержденного норматива потребления.
В обоснование требований истцом указано, что Минстроем Хакасии проведена проверка по обращению собственников МКД по вышеуказанному адресу о неправомерном начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Из анализа акта периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", установлено, что в состав коллективного учета тепловой энергии входит комплект приборов, состоящий из: тепловычислителя марки N, двух преобразователей расхода марки N, двух преобразователей температуры марки N, двух преобразователей давления марки N. Исходя из данного акта, не представляется возможным установить факт наличия коллективного прибора учета горячего водоснабжения. Поскольку водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, т.е. узел учета тепловой энергии не обеспечивает учет массы (объема) теплоносителя, расходуемого на водозабор в системе горячего водоснабжения, общедомовой прибор учета, которым оборудован вышеуказанный МКД, не может быть признан коммерческим (расчетным) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.
Указанные обстоятельства с учетом требований пункта 17 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предполагают необходимость учета объема горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в МКД, не оборудованном общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ), как произведения норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Фактически плата за ГВС на общедомовые нужды собственников спорного МКД в период с января по декабрь 2022 г. определена исходя из объема, определенного как разница между объемом коммунального ресурса "горячая вода" согласно ведомости учета параметров потребления, и объемами коммунального ресурса "горячая вода", фактически выставленными собственникам жилых и нежилых помещений, согласно показаниям индивидуальных приборов учета и по нормативу, при отсутствии таковых.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 07 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. На АО "Абаканская ТЭЦ" возложена обязанность произвести перерасчет (путем уменьшения) платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за периоды с апреля по май 2022 г. и с сентября по декабрь 2022 г, исходя из нормативов потребления в жилых помещениях "адрес" и "адрес", расположенных в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 07 ноября 2023 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 07 августа 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя АО "Абаканская ТЭЦ" - Оленева И.Э. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно повторяя доводы апелляционной жалобы, заявитель настаивает на ошибочности избранного судами подхода, который предоставляет преференции одним потребителям по сравнению с другими. Кроме того, как считает податель жалобы, суды не учли, что расчётный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний. Однако каких-либо оснований для отступления от учётного способа определения объема потребленного ресурса установлено не было.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что 06 апреля 2023 г. Корчик Е.В, Сухочева Л.Г. обратились в Минстрой Хакасии с заявлением об обращении в суд за защитой их прав и законных интересов в части обязания перерасчета горячего водоснабжения (л.д. 7). Заявительницы являются собственницами жилых помещений, расположенных в МКД по адресу: "адрес", находящемся в непосредственном управлении, в котором коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения оказываются АО "Абаканская ТЭЦ".
До 01 апреля 2022 г. ресурсоснабжающей организацией по оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в МКД по вышеуказанному адресу являлось АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)".
Плата за горячее водоснабжение на общедомовые нужды для МКД по адресу: "адрес", рассчитывается в виде разницы между объемом коммунального ресурса "горячая вода" согласно ведомости учета параметров потребления, и объемами коммунального ресурса "горячая вода", фактически выставленными собственникам жилых и нежилых помещений согласно показаниям индивидуальных приборов учета и по нормативу при отсутствии индивидуальных приборов учета. При этом коллективный прибор учета горячего водоснабжения в названном МКД отсутствует, что следует из акта периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с выявлением указанного факта ДД.ММ.ГГГГ Минстроем Хакасии в адрес АО "Абаканская ТЭЦ" вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предложено произвести перерасчет (путем уменьшения) платы за коммунальный ресурс ГВС на содержание общедомового имущества МКД, расположенного по адресу: "адрес"А, исходя из норматива, производить начисление размера платы, исходя из норматива, до момента оборудования линии ГВС приборами учета.
До настоящего времени информация об исполнении предложенных в предостережении мер отсутствует, меры ресурсоснабжающей организацией не предприняты.
Судами также установлено, что МКД по адресу: "адрес" подключен к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение осуществляется по открытой схеме, т.е. путем непосредственного водоразбора горячей воды из тепловой сети. Ввод тепловой сети в МКД оснащен узлом учета тепловой энергии, теплоносителя, в состав которого входит тепловычислитель N N, зав. N, расходометры N, установленные на подающий и обратный трубопроводы, датчики температуры N, установленные на подающий и обратный трубопроводы, датчики давления N, установленные на подающий и обратные трубопроводы.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьей 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2).
С 01 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правилами N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы (пункт 36).
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (пункт 40 Правил N 354).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11-12(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 44).
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 48 Правил N 354).
Пунктом 17 приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрено, приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:, где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 (далее - Правила N 1034), коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В силу пункта 97 Правил N 1034 в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Согласно пункту 100 Правил N 1034, в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения;
б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Из системного толкования совокупности приведенных нормативных требований в их взаимосвязи следует, что в отопительный период для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета: это расходомеры, учитывающие объем теплоносителя, приборы, учитывающие гигакалории, либо преобразователи расхода электромагнитные ПРЭМы, учитывающие как расход, так и гигакалории теплоносителя.
Разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций, учтя характер оборудования, установленного в узле учета тепловой энергии данного МКД, включающего исключительно расходомеры теплоносителя, смонтированные на подающем и обратном трубопроводах, и не оборудованного расходомером в системе горячего водоснабжения, пришли к мотивированному выводу о том, что в период поставки коммунального ресурса (теплоносителя) в целях получения двух коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление), такой теплосчетчик не может считаться общедомовым (коллективным) прибором учета горячей воды. Как следствие, начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в отопительный период следует осуществлять по норматив.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции не согласился с утверждениями ответчика относительно характеристики ОДПУ, установленного на вводе в спорный МКД, как пригодного для учета поступающей и использованной горячей воды, поскольку в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что входящий в состав узла учета тепловой энергии МКД ОДПУ представляет собой комплект приборов, предназначенный для определения количества теплоты и измерения массы и параметров теплоносителя, и тепловычислитель N - устройство, обеспечивающее расчет количества теплоты на основе входной информации о массе, температуре и давлении теплоносителя. Тепловычислитель N является вычислительным устройством в силу своих конструктивных особенностей, но фактическое определение объема (массы, количества) теплоносителя для нужд горячего водоснабжения не осуществляет. Как следствие, указанные приборы относятся к узлу учета тепловой энергии, позволяют учитывать общий объем и давление теплоносителя, поступившего из открытой системы теплоснабжения, и, вопреки доводам подателя кассационной жалобы, не определяют объем и давление теплоносителя, использованного для горячего водоснабжения.
При этом судами обеих инстанций правомерно принято во внимание и то, что потребители - физические лица обладают меньшей экономической свободой и самостоятельностью, т.е. являются слабой стороной правоотношения, на которую не могут быть возложены коммерческие ожидания и экономические риски второй стороны. Следовательно, тот подход, какой мог бы применяться в отношениях между коммерческими юридическими лицами, осуществляющими деятельность исключительно с целью извлечения прибыли, не может распространяться на граждан, осуществляющих потребление тепловой энергии исключительно в бытовых целях.
Приведенные выводы судов первой и второй инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией областного суда допущено не было. При этом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и основаны на ошибочном толковании ответчиком положений действующего законодательства, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра по сути верных судебных постановлений.
Следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
Принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 07 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 07 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Акционерного общества "Абаканская ТЭЦ" - Оленева И.Э. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.