Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8971/2023, УИД: 24RS0048-01-2021-018027-87 по иску Школьникова Сергея Геннадьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе во включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, возложении обязанности, по кассационной жалобе Школьникова Сергея Геннадьевича на решение Советского районного суда г. Красноярска от 28 августа 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Школьников С.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что 15 октября 2020 г. истец обратился в государственное отделение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (с 1 января 2023 г. - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, далее по тексту также пенсионный орган, ОСФР по Красноярскому краю) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с работой в экспедициях, партиях и т.д, на полевых, геолого-разведочных, поисковых и т.д. работах, решением пенсионного органа N ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, при этом, ответчиком не были учтены периоды работы истца в АО "КРАСНОЯРСКСИТИЗ" с 18 мая 1988 г. по 26 сентября 1993 г. и с 10 ноября 1993 г. по 10 мая 2006 г.
В этой связи, просил признать незаконным и отменить решение от 15 октября 2020 г. об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, включить неучтенные периоды работы в страховой стаж истца, возложить обязанность принять решение о назначении пенсии, взыскать расходы на услуги представителя в размере 45000 руб.
Кроме того, истцу решением пенсионного органа от 16 июня 2022 г. N отказано в досрочном назначении пенсии по пункту 6 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
6 июля 2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", решением ответчика от 12 июля 2022 г. было вновь отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
С учетом изложенного, истцом неоднократно уточнялись исковые требования, окончательно просил признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложить обязанность включить в страховой стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 9 сентября 1983 г. по 1 ноября 1983 г.; с 25 декабря 1985 г. по 22 января 1987 г. в АО "РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод" в должности слесаря ремонтника; с 4 октября 1990 г. по 29 июня 1993 г. и с 23 ноября 1995 г. по 30 июня 2003 г, с 1 июля 2003 г. по 10 мая 2006 г. в Красноярском тресте инженерно-строительных изысканий помощником машиниста буровой установки; с 28 августа 2006 г. по 17 марта 2010 г. в ОАО "Сибирский ЭНТЦ" машинистом буровой установки; с 14 мая 2010 г. по 16 июня 2011 г. в ОАО "СибцветметНИИпроект" помощником машиниста буровой установки и обязать назначить досрочную пенсию по старости с 8 июня 2022 г.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 28 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Школьникова Сергея Геннадьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе во включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, возложении обязанности отказано.
В кассационной жалобе истец Школьников С.Г. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Школьников С.Г. получил судебное извещение 28 декабря 2023 г, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю - 26 декабря 2023 г, АО "Красноярск ТИСИЗ" - 25 декабря 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Школьников С.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 26 июля 2020г. обратился с заявлением в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) о назначении социальной пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", по результатам рассмотрения которого решением от 30 июля 2020г. N истцу было отказано в установлении пенсии, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, поскольку Красноярск, в котором проживает истец, не относится к районам проживания малочисленных народов Севера.
20 августа 2020 г. истец повторно обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) от 15 октября 2020 г. N Школьникову С.Г. отказано в установлении пенсии за работу в экспедиции, партиях и т.д, на полевых геолого-разведочных, поисковых и т.д. работах в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, требуемый стаж 12 лет 6 месяцев. При этом ответчиком не были учтены периоды работы истца в АО "КРАСНОЯРСКСИТИЗ" с 18 мая 1988 г. по 26 сентября 1993 г. и с 10 ноября 1993 г. по 10 мая 2006 г. календарно, ввиду отсутствия документального подтверждения полной занятости в указанный период (зачтено 1 год 2 месяца 3 дня).
Кроме того, истцу решением пенсионного органа от 16 июня 2022 г. N отказано в досрочном назначении пенсии по пункту 6 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера (далее по тексту также РКС) и приравненных к ним местностях (далее по тексту также МКС).
6 июля 2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако истцу решением от 12 июля 2022 г. N было вновь отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ, поскольку стаж на соответствующих видах работ на дату обращения истца составил 01 год 02 месяца 21 день, а требуемый минимальный для назначения пенсии со снижением возраста - 5 лет.
При этом, согласно приложению к вышеуказанному решению в стаж на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" зачтены периоды работы истца с 9 сентября 1983 г. по 1 ноября 1993 г. и с 25 декабря 1983 г. по 22 января 1987 г. в должности слесаря-ремонтника в цехе производства фтористых солей на Красноярском алюминиевом заводе. Также, произведен расчет стажа на соответствующих видах работ по пунктам 6, 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому подлежат включению в стаж соответствующих видах работ по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 03 года 07 месяцев 22 дня, а требуется не менее 9 лет в РКС или 12 лет в МКС.
Согласно трудовой книжке Школьникова С.Г, серии N, последний 4 октября 1990 г. переведен на должность машиниста буровой установки в Красноярском тресте инженерно-строительных изысканий, 29 июня 1993 г. уволен переводом в Красноярский почтами; в период с 23 ноября 1995г. по 10 мая 2006 г. Школьников С.Г. работал в должности машиниста буровой установки Красноярском тресте инженерно-строительных изысканий, который 14 января 2005 г. был преобразован в ОАО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий", в дальнейшем 28 августа 2006 г. Школьников С.Г. принят ОАО "Сибирский энергетический научно-технический центр" на должность машиниста буровой установки, 17 марта 2010г. уволен по инициативе работника.
Из трудовой книжки Школьникова С.Г, серии ВТ N, следует, что он 14 мая 2010 г. принят в ОАО "СИБЦВЕТНИИПРОЕКТ" на должность помощника машиниста буровой установки, 16 июня 2011 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
В справке ОАО "СИБЦВЕТМЕТНИИПРОЕКТ" от 7 сентября 2020 г. указано, что истец в период с 14 мая 2010 г. по 16 июня 2011 г. работал в ОАО "СИБЦВЕТМЕТНИИПРОЕКТ", при этом сведений о работе в особых условиях труда данная справка не содержит.
Кроме того, согласно сообщению ОАО "СИБЦВЕТМЕТНИИПРОЕКТ" вся документация по личному составу за период 1949 г. по 2016 г. передана для формирования архивных дел и сдачи их в ФКУ "Российский государственный архив в г. Самаре", из ответа от 11 мая 2023г. которого следует, что документы по личному составу Сибирского государственного проектного и научно-исследовательского института цветной металлургии СССР в архив не поступали, в связи с чем выдать справку о трудовой деятельности и заработной плате Школьникова С.Г, не представляется возможным.
В справке от 2 марта 2022 г. N, выданной АО "Красноярский трест инженерно- строительных изысканий" указано, что Школьников С.Г. принят 18 мая 1988 г. слесарем 4 разряда в отделе механизации полевых изыскательских работ, переведен 1 января 1989 г. водителем 3 класса, 4 октября 1990 г. помощником машиниста буровой установки 3 разряда, уволен 29 июня 1993 г. Принят 10 ноября 1993 г. водителем 3 класса в отдел буровых работ и эксплуатационно-технического обслуживания, переведен 23 ноября 1995 г. по 30 декабря 1995 г. помощником машиниста буровой установки 3 разряда. Школьников С.Г. осуществлял свою трудовую деятельность в особых условиях не 100 % всего рабочего времени, а лишь в периоды направления в полевые партии.
В соответствии со справкой АО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий" от 17 мая 2023г, Школьников С.Г. работал в период с 1 июля 2003г. по 10 мая 2006г. по профессии машинист буровой установки, которая перечислена в Списке N 2. Однако, Школьников С.Г. осуществлял свою трудовую деятельность в особых условиях не 100 % всего рабочего времени, а лишь в периоды направления в полевые партии. Информация о работе Школьникова С.Г. машинистом буровой установки в течение полного или неполного рабочего дня, отсутствует.
Согласно выданной АО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий" справке о работе в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Школьников С.Г. в период с 18 мая 1993 г. по 29 июня 1993 г. работал в должности помощника машиниста буровой установки, в период с 10 ноября 1993 г. по 10 мая 2006 г. работал в должности машиниста буровых работ. Его работа осуществлялась в районах Крайнего Севера, и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: в 1993 г. - 15 дней, в 1995 г. - 1 месяц 04 дня, в 1996 г. - 1 месяц 10 дней в Мотыгинском районе Красноярского края; в 1997 г. 2 месяца 20 дней в Богучанском районе Красноярского края; в 1999 г. - 02 месяца 2 дня в Байкитском районе Красноярского края, 2 месяца 20 дней в Ханты-Мансийском автономном округе; в 2005 г. - 3 месяца 12 дней в г. Дудинка Красноярского края, 1 месяц 1 день в Богучанском районе Красноярского края.
По информации, предоставленной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, указанные периоды работы Школьникова С.Г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учтены в его стаж по пункту 6, 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", общий стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями составил 3 года 07 месяцев 22 дня.
Из предоставленных ГКУ НСО ГАНО документов от 16 мая 2023 г. следует, что Школьников С.Г. приказом от 28 июня 2006г. принят на работу в ОИИз ин-та "Красноярскгидропроект" на должность машиниста буровой установки постоянно, 25 августа 2006 г. приказом N на Школьникова С.Г. возложена обязанность по совмещению обязанностей водителя и за ним закреплен автомобиль ЗИЛ-131 г/н N. Приказом от 16 декабря 2009 г. совмещение должностей машиниста буровой установки и водителя Школьникову С.Г. отменено, а также на основании приказа от 16 марта 2010 г. со Школьниковым С.Г. расторгнут трудовой договор по инициативе работника с 17 марта 2010 г.
При этом в представленной личной карточки работника по форме Т-2 и расчетных листках за период с 2006 г. по 2010 г. информация о работе Школьникова С.Г. в особых условиях труда в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели отсутствует.
Согласно выписке из ИЛС Школьникова С.Г. и сведений, содержащихся на ИЛС, последний зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 29 июня 1998 г, а периоды его работы в АО "Красноярский трест инженерно-строительных изысканий" с 4 октября 1990 г. по 10 мая 2006 г. указаны как работа с особыми климатическими условиями (имеется код территориальных условий МКС и РКС), код особых условий труда отсутствует. Также, код особых условий труда отсутствует в период работы с 28 июня 2006 г. по 17 марта 2010 г. и с 14 мая 2010 г. по 16 июня 2011 г.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии, периодов работы с 4 октября 1990 г. по 29 июня 1993 г, с 23 ноября 1995 г. по 30 июня 2003 г, с 1 июля 2003 г. по 10 мая 2006 г, с 28 августа 2006 г. по 17 марта 2010 г, с 14 мая 2010 г. по 16 июня 2011 г. в особых условиях труда в должностях помощника машиниста, машиниста буровой установки, оценив с учетом представленных сторонами доказательств, исследованных в судебном заседании, обстоятельства дела, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание, что льготный характер работы в оспариваемые истцом периоды не подтвержден работодателями, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих занятость Школьникова С.Г. в течение полного рабочего дня в спорные периоды работы.
При этом судом определено, что досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью, до достижения общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем она носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. При этом, поскольку указанная деятельность по сложности, интенсивности и прочей нагрузке, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, то право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем работникам, так как основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию работников в связи с особыми условиями труда, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.
Принимая во внимание, что пенсионным органом периоды работы истца с 9 сентября 1983г. по 1 ноября 1983г. и с 25 декабря 1985г. по 22 января 1987г. (всего 1 год 2 месяца 21 день) включены в специальный стаж по Списку N 1, суд пришел к выводу о том, что требования в части возложения обязанности на ОСФР по Красноярскому краю по включению данных периодов в специальный стаж по Списку N 2 удовлетворению также не подлежат.
Кроме того, руководствуясь положениями статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из того, что стаж работы Школьникова С.Г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 03 года 02 месяца 00 дней, стаж работы на соответствующих видах работ по Списку N1 составляет 1 год 02 месяца 21 день, что не дает истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии правовых основания для возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю назначить Школьникову С.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 8 июня 2022г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Список N 2 от 26 января 1991 г. N 10);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее по тексту также Список N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом I "Горные работы" Списка N 2 от 22 августа 1956г. предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение машинистам (мотористам) буровых агрегатов бурения шахт и реактивно-турбинных установок".
Согласно Списку N 2 от 26 января 1991г. разделу I "Горные работы" право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено машинистам буровых установок (2010300а-13590).
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996г. N29).
Таким образом, периоды работы после 1 января 1992 г. требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку N 2 1991 года, но и факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Таким образом, законодатель связывает возможность получения гражданином права на досрочную пенсию по старости не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. При этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 раздела II).
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на вышеприведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Отказывая в удовлетворении иска суды правильно исходили из того, что совокупностью представленных доказательств не подтверждена занятость истца с тяжелыми условиями труда и непосредственно в течение полного рабочего дня. Выданная работодателем АО "КрасноярскТИСИЗ" справка также свидетельствует о том, что истец в спорные периоды, работая помощником машиниста буровой установки и машинистом буровой установки, не имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку осуществлял свою трудовую деятельность в особых условиях лишь в периоды направления в полевые партии, что подтверждено данными индивидуального персонифицированного учета, где спорные периоды отражены по данным указанного учета без указания кода особых условий труда.
Кроме того, наименование должностей истца - помощник машиниста буровой установки и машинист буровой установки, само по себе не свидетельствуют о том, что истцом в спорные периоды выполнялись работы в качестве помощника машиниста буровой установки и машиниста буровой установки в тяжелых условиях труда и непосредственно в течение полного рабочего дня и всего календарного периода.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие стажа работы истца на соответствующих видах работ, оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Школьниковым С.Г. исковых требований у судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки в кассационной жалобе истца на то, что факт его полной занятости в особых условиях труда подтвержден записями в трудовой книжке, а также на справку АО "КрасноярскТИСИЗ", которая, по мнению кассатора, подтверждает работу в особых условиях труда. в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 28 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Школьникова Сергея Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.