Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-653/2023 (УИД 38RS0032-01-2022-006523-96) по иску Орешникова Сергея Альбертовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж периоды работы, признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Орешникова Сергея Альбертовича на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 22 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Орешников С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж периоды работы, признании права на назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований Орешников С.А. ссылался на то, что решением от 31 мая 2022 г. ему отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с тем, что индивидуальный пенсионный коэффициент меньше допустимого минимума (суммарный ИПК 22, 497 при требуемом 23, 4).
С принятым решением Орешников С.А. не согласен, настаивая на том, что суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент составит 26, 267 (22, 497 + 3, 77) при требуемом на дату подачи заявления с учётом отработанного времени в 2022 г.- 21, 82.
Орешников С.А. считает, что вправе реализовать своё право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты подачи заявления 25 мая 2022 г. В результате неправомерных действий ответчика нарушено его право на получение страховой пенсии по старости, начиная с 25 мая 2022 г.
Орешников С.А. просил суд, с учётом уточнений исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконным решение N от 31 мая 2022 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по Иркутской области включить в страховой стаж периоды работы с 1 января 2000 г. по 24 марта 2000 г. в ООО ПФ "Таир" в должности водителя, с 1 января 2022 г. по 25 мая 2022 г. в ООО "Союзэнергосервис" в должности водителя; признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 мая 2022 г. и обязать ОСФР по Иркутской области назначить страховую пенсию по старости с даты подачи заявления - 25 мая 2022 г.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 22 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 октября 2023 г, исковые требования Орешникова С.А. удовлетворены частично.
На ОСФР по Иркутской области возложена обязанность включить в страховой стаж Орешникова С.А. периоды работы с 1 января 2000 г. по 24 марта 2000 г. в ООО ПФ "Таир" в должности водителя, с 1 января 2022 г. по 25 мая 2022 г. в ООО "Союзэнергосервис" в должности водителя. С ОСФР по Иркутской области в пользу Орешникова С.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб.
В удовлетворении заявленных исковых требований Орешникова С.А. в оставшейся части и большем размере отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Орешников С.А. просит отменить решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 22 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 октября 2023 г.
Орешников С.А. указывает, что в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции стороной истца неоднократно обращалось внимание суда и ответчика об определении средней заработной платы за работу в советский период, когда была стабильная работа и достойная зарплата на государственных предприятиях. ИПК Орешникова С.А. по расчётам ответчика, принятого судом, составил на 25 мая 2022 г. 23, 386, которого недостаточно для допустимого минимума ИПК для назначения пенсии в 2022 году. Во время рассмотрения дела в суде первой инстанции, Орешников С.А. подал 17 мая 2023 г. новое заявление об установлении пенсии, которое решением ОСФР по Иркутской области за N от 23 мая 2023 г. было приостановлено на трёхмесячный срок до 23 августа 2023 г, впоследствии была назначена пенсия с даты подачи нового заявления, 17 мая 2023 г, однако истец считает, что у него возникает право на назначение страховой пенсии по старости с даты обращения 22 мая 2022 г. Данный факт судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда не был принят во внимание при принятии решения, как и ответ представителя ОСФР по Иркутской области.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Орешников С.А, представитель ответчика ОСФР по Иркутской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Орешникова С.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 25 мая 2022 г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (часть 4 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Для лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии по старости в 2022 году, необходимо наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) 23, 4.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для её финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учётом суммы расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путём сложения части расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 1 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произведена оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал (РПК).
Расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В случае выбора гражданином исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
При этом варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвёртый пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 мая 2022 г. Орешников С.А. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (в настоящее время - ОСФР по Иркутской области) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 31 мая 2022 г. N Орешникову С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что индивидуальный пенсионный коэффициент меньше допустимого минимума. Страховой стаж на дату обращения составил 19 лет 05 месяцев 25 дней (при требуемом стаже в 2022 г. 13 лет) по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату возникновения права 25 мая 2022 г. составила 21, 106; по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж составил 22 года 8 месяцев 9 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент - 22, 497.
В системе обязательного пенсионного страхования Орешников С.А. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ
На момент обращения за страховой пенсией по старости у Орешникова С.А. отсутствует право на установление страховой пенсии по старости в связи с тем, что индивидуальный пенсионный коэффициент меньше допустимого минимума (суммарный ИПК 22, 497 (при требуемом 23, 4).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Орешникова С.А. в части включения в страховой стаж периоды его работы с 1 января 2022 г. по 24 марта 2000 г. в ООО ПФ "Таир" в должности водителя, с 1 января 2022 г. по 25 мая 2022 г. в ООО "Союзэнергосервис" в должности водителя, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что несмотря на то, что за спорные периоды не были уплачены страховые взносы работодателями, что явилось основанием для невключения данных периодов в страховой стаж истца, работа истца в спорные периоды подтверждается совокупностью доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому не является предметом проверки и оценки суда кассационной инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Орешникова С.А. в части возложения на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с 25 мая 2022 г, суд первой инстанции исходил из того, что ИПК истца по состоянию на указанную дату меньше чем 23, 4, в связи с чем отсутствует совокупность условий для назначения страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по материалам дела и доводам кассационной жалобы не имеется, поскольку выводу судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о неверном определении пенсионным органом индивидуального пенсионного коэффициента, неправильного определения отношения сумм заработков, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделён в силу предоставленных ему полномочий.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, и следует из материалов дела, определение индивидуального пенсионного коэффициента на дату 25 мая 2022 г. произведено ответчиком на основании документов, имеющихся в распоряжении пенсионного органа, включая сведения о заработке истца.
С учётом зачёта спорного периода работы истца с 1 января 2000 г. по 24 марта 2000 г. суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент истца по состоянию на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 25 мая 2022 г. составил 23, 386 при требуемом 23, 4.
Установив, что по состоянию на 25 мая 2022 г. индивидуальный пенсионный коэффициент истца составил менее требуемого в 2022 г. - 23, 4, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу пенсии по старости с даты обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
То обстоятельство, что истцу назначена страховая пенсия по старости с 17 мая 2023 г, само по себе не влечёт отмену обжалуемых судебных актов, поскольку решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии было принято по результатам рассмотрения документов, имевшихся в распоряжении пенсионного органа. В ходе рассмотрения дела решение о назначении истцу пенсии по старости с 17 мая 2023 г. предметом оценки не являлось, в материалы дела решение пенсионного органа о назначении истцу пенсии не приобщалось, в связи с чем не могло быть оценено судами нижестоящих инстанций.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 22 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Орешникова Сергея Альбертовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.