Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N19RS0001-02-2023-002854-92 (N 2-2836/2023) по иску Сорокиной Натальи Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Сорокиной Натальи Владимировны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 12 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сорокина Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее- ОСФР по Республике Хакасия) о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.
В обосновании требований указала, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 12 января 2021 г. N ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. В специальный стаж не зачтены периоды работы по должностям и в учреждениях, которые, по мнению пенсионного органа, отсутствуют в соответствующих Списках (наименования типа детского учреждения, а также должности "инструктор по физической культуре").
Просила. признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 12 января 2021 г. N незаконным, возложить на ОСФР по Республике Хакасия (правопреемника указанного учреждения) обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 10 ноября 1992 г. по 30 июня 1995г, с 1 июля 1995 г. по 29 декабря 1995 г. - в должности воспитателя, логопеда в детском учреждении N 1 Верхнеднепровского горно-металлургического комбината г. Киева; с 3 октября 2011 г. по 21 ноября 2012 г, с 24 ноября 2012 г. по 28 ноября 2012 г, с 1 декабря 2012 г. по 19 декабря 2012 г, с 22 декабря 2012 г. по 8 ноября 2015 г, с 21 ноября 2015 г. по 3 ноября 2016 г. - в должности инструктора по физической культуре в МБДОУ д/с "Ёлочка" г. Черногорска, назначить ей пенсию с 9 июня 2020 г.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил решение ОСФР по Республике Хакасия от 12 января 2021 г. N в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Сорокиной Н.В. периодов ее работы с 10 ноября 1992 г. по 30 июня 1995 г, 1 июля 1995 г. по 29 декабря 1995 г. в должности воспитателя, логопеда в детском учреждении N 1 Верхнеднепровского горно-металлургического комбината г. Киева, возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Сорокиной Н.В. периоды ее работы с 10 ноября 1992 г. по 30 июня 1995 г, 1 июля 1995 г. по 29 декабря 1995 г, в удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 12 сентября 2023 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2023 г. оставлено без изменения.
Сорокина Н.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об изменении судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права, в части отказа в удовлетворении ее требований.
В обоснование кассационной жалобы настаивает на том, что имеет право на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы, во включении которых было отказано. По мнению кассатора, несмотря на то, что в Списке N 781 должность "инструктор по физической культуре" не упоминается, круг ее обязанностей был расширен, в связи с чем, она занималась педагогической деятельностью без изменения наименования должности, полагает что должность "инструктор по физической культуре" тождественна должности "руководитель физического воспитания"
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь п. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в системе обязательного пенсионного страхования истец Сорокина Н.В. зарегистрирована 30 ноября 1998г.
Решением ГУ - УПФР в г. Черногорске от 12 января 2021 г. N истцу зачтено в педагогический стаж 17 л. 6 мес, не зачтены спорные периоды работы: с 3 октября 2011 г. по 21 ноября 2012 г, с 24 ноября 2012 г. по 28 ноября 2012 г, с 1 декабря 2012 г. по 19 декабря 2012 г, с 22 декабря 2012 г. по 8 ноября 2015 г, с 21 ноября 2015 г. по 3 ноября 2016 г. - в должности инструктора по физической культуре в МБДОУ д/с "Ёлочка" г. Черногорска, из-за отсутствия наименования должности "инструктор по физической культуре" в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Список N 781), кроме того, работодателем спорные периоды не отражены в лицевом счете застрахованного лица в пенсионном фонде со специальным кодом специального стажа.
Из трудовой книжки Сорокиной Н.В. следует, что наряду с другой трудовой деятельностью, она с 3 октября 2011 г. по 3 ноября 2016 г. работала инструктором по физической культуре в МБДОУ д/с "Ёлочка" г. Черногорска, с 7 ноября 2016 г. воспитателем в МБДОУ д/с Ёлочка г. Черногорска.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о том, что период работы Сорокиной Н.В. с 3 ноября 2011 по 3 ноября 2016 г. в должности инструктора по физической культуре в МБДОУ д/с "Ёлочка" г. Черногорска (5 л. 13 дн.) в специальный стаж включен быть не может, поскольку в Списке N 781, подлежащим применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 3 октября 2011 г. по 3 ноября 2016 г. включительно, не предусмотрена должность "инструктор по физической культуре". Расширительное толкование норм, содержащихся в Списке N 781 не допустимо.
Кроме того, судом установлено, что по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы истца отражены работодателями без указания кода льготных условий труда, в связи с чем, спорные периоды не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовыми обоснованиями согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства N665).
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности Сорокиной Н.В. в 2011 - 2016 годах, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах всех наименований, центре развития ребенка - детском саду, яслях-садах (садах-яслях), детских яслях) предусмотрены должности "воспитатель", "преподаватель", "руководитель физического воспитания". При этом такая должность, как "инструктор по физической культуре", не поименована.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, и вступившим в действие с 1 января 1996 г, предусмотрена должность инструктора по физической культуре. Также в данном классификаторе указана и должность руководителя физического воспитания, которая включена в Список N 781.
На основании Постановления Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ", Общероссийского классификатора занятий, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298 и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей, руководителей специалистов и служащих", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования", действующим по настоящее время, для инструктора по физической культуре и для руководителя физического воспитания установлены различные должностные обязанности.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав обязанности по должности инструктора по физкультуре и руководителя физического воспитания, указанные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н) (далее - Единый квалификационный справочник), пришел к выводу о том, что соответствующие им должностные обязанности определены независимо друг от друга и не совпадают.
Суд апелляционной инстанции, отметил, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Принимая во внимание то, что в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности Сорокиной Н.В. в 2011 - 2016 годах, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах всех наименований, центре развития ребенка - детском саду, яслях-садах (садах- яслях), детских яслях) предусмотрены должности "воспитатель", "преподаватель", "руководитель физического воспитания", а такая должность, как "инструктор по физической культуре", не поименована, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения периода работы в должности инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Исчисление периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 (далее - Правила N516).
В соответствии с п. 4 Правил N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Из п. 5 разъяснений от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78и78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными
(муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пп. "а" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, утвердившим Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N1015)
Кроме того, п. 43 Правил N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ).
В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Как верно учли суды, по смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что занимаемая Сорокиной Н.В. в спорные периоды должность "инструктор по физической культуре" указана в штатных расписаниях, тарификационных списках, приказах работодателя о приеме на работу, увольнении, суды пришли к правильному выводу о том, что должность была поименована работодателем правильно, работа по указанной должности не включается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.
Доводы кассатора о том, что суды должны были установить тождество должности инструктора по физической культуре с должностью руководителя физического воспитания, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Доказательств того, что МБДОУ д/с "Ёлочка" г. Черногорска как работодателем истца в спорный период при заполнении трудовой книжки было допущено неправильное наименование должности истца, не представлено.
Установив, что по состоянию на 22 июня 2022 г. специальный стаж Сорокиной Н.В, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, составил 20 л. 7 мес. 20 дн, при требуемом 25 лет осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, суды пришли к правильному выводу о недостаточности специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда, оценкой доказательств, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку основаны на субъективном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы иска, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, оснований отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 379.7, ст. 390, ст. 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 12 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сорокиной Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.