Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3559/2023 (УИД 22RS0065-02-2023-002564-17) по иску Лунина Алексея Валерьевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о признании незаконным решения
по кассационной жалобе и дополнениям к кассационной жалобе Лунина Алексея Валерьевича на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лунин Алексей Валерьевич (далее - Лунин А.В.) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - ГУ МЧС России по Алтайскому краю, ответчик) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
Исковые требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику, как нуждающийся в предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которого удостоверяется государственным жилищным сертификатом, в планируемом 2024 г, однако решением комиссии от 12 апреля 2023 г. ему отказано во включении в список участия на право получения государственного жилищного сертификата в планируемом 2024 г.
Лунин А.В. считает данное решение незаконным, так как ранее подавал заявления на включение в участники программы и выдачу государственного жилищного сертификата с 2018 г. и был поставлен на учет в ГУ МЧС России по Алтайскому краю для получения данного сертификата с 2018 г.
По результатам проверки ответчиком принято решение о признании истца участником ведомственной целевой программы, что подтверждается протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом предоставления ГЖС 7 54 кв.м, протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом предоставления ГЖС 7 72 кв.м, с 2017 г. он подтверждает свое участие в планируемом году.
Внучка истца - Г.Е.Е. и дочь истца - Г.А.А. прописаны в жилом помещении вместе с истцом, как члены его семьи, истец обеспечивал дочь, так как после развода с женой дети остались проживать с ним, и в последующем вместе со своей матерью Л.А.В. он участвовал в воспитании и обеспечении внучки.
12 января 2023 г. договор социального найма на квартиру, в которой зарегистрированы истец и его члены семьи по адресу "адрес" оформлен на Л.С.В, не являющегося членом семьи истца, и данный факт подтверждает, что у истца всегда отсутствовал договор социального найма.
Лунин А.В. просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, оформленное протоколом N 1 от 12 апреля 2023 года, об отказе во включении в сводный список, с признанием права на участие в ведомственной целевой программе в 2024 году.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г. Лунину А.В. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, оформленного протоколом N 1 от 12 апреля 2023 г, об отказе во включении в сводный список, с признанием права на участие в ведомственной целевой программе в 2024 году - отказано.
Луниным А.В. на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г. подана кассационная жалоба и дополнения к кассационной жалобе, в которых ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных, и удовлетворении заявленных исковых требований.
В обосновании кассационной жалобы и дополнений к кассационной жалобе заявитель приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, апелляционной жалобе, а также ссылается на недобросовестность ответчика, отсутствие со стороны истца действий по ухудшению жилищных условий, нахождение истца на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека.
Кассатор полагает, что все представленные в суд стороной истца доказательства не были озвучены в судебном заседании и не опровергнуты судом и стороной ответчика.
Заявитель указывает на то, что Правилами реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153, не предусмотрено последствий по ухудшению жилищных условий членами семьи и гражданами, не установлены критерии по ухудшению жилищных условий при расчете для предоставления государственных жилищных сертификатов членам семьи гражданина.
По мнению Лунина А.В. судом были применены нормативные акты, не подлежащие применению при выдаче государственного жилищного сертификата, проигнорирована устоявшаяся судебная практика; не учтено то обстоятельство, что договор социального найма истцом и членами его семьи не заключался (договор социального найма заключен братом истца), не приняты во внимание интересы членов семьи Лунина А.В.
Также кассатор указывает на то, что судом не установлены обстоятельства, на основании которых суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований, а именно не установлено жилье, которое истец и члены его семьи получили по договору социального найма или имели в собственности на дату подписания истцом заявления от 15 июня 2021 г. о подтверждении в участии в программе на 2022 г, договор между истцом и организацией, которая предоставила истцу и членам семьи жилье по договору социального найма, не определен расчет предоставления ГЖС, проведенный ответчиком, не установлено жилое помещение находящееся в собственности Л.Е.А. на дату написания истцом заявления; не указаны нормы закона на основании которых суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований; незаконно учтена жилая площадь, которая не принадлежит истцу и членам семьи истца на праве собственности или по договору социального найма не учтен раздел имущества семьи Г, обременение указанного выше имущества.
Кроме того, Лунин А.В. указывает на то, что его внучка Г.Е.Е. вселена в жилое помещение в качестве члена его семьи, прописана в указанном жилом помещении и проживает вместе с матерью - Г.А.А. как члены семьи истца.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, организованное с использованием систем видеоконференц-связи по ходатайству Лунина А.В, лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились.
Лунин А.В. в пояснениях к кассационной жалобе, поступивших 30 января 2024 г. указал на ухудшение здоровья и необходимость отложения судебного заседания.
В удовлетворении ходатайства Лунина А.В. об отложении рассмотрения дела отказано ввиду не представления доказательств уважительности причин неявки.
Иные лица, участвующие в деле, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, дополнений к жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Лунин А.В. с семьей на основании ордера зарегистрирован и проживает в квартире, площадью 60, 1 кв.м, по "адрес" Квартира не приватизирована.
20 февраля 2000 г. Лунин А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека (супруга Л.Е.Ю, дочь Л.А.В, дочь Л.Е.А.), что подтверждается выпиской из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-2 УГПС УВД Алтайского края.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии N ГУ ГЛЧС Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г, статьи 7 Закона Алтайского края N 16-ЗС от 10 апреля 1999 г. "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" решено Лунина А.В. с составом семьи 4 человека, включая заявителя, оставить в списке очередников на улучшение жилищный условий с даты подачи заявления, то есть с 14 января 2000 г.
Согласно документам, имеющимся в жилищном деле, Лунин А.В. зарегистрирован с 16 июля 1985 г. и проживает в квартире площадью 60, 1 кв.м по адресу: "адрес", на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ
В квартире также зарегистрированы: с 23 марта 1995 г. дочь Л.Е.А. с 16 ноября 1990 г. дочь Голубева Г.А.А. с 10 июля 2013 г. временно внучка Г.Е.Е. и с 24 января 2018 г. постоянно, с 16 июля 1985 г. брат Л.С.В, с 10 октября 2000 г. племянник Л.А.С. (сын Л.С.В..), с 16 июля 1985 г. мать Л.А.В..
3 апреля 2023 г. Лунин А.В. обратился в Главное управление МЧС России по Алтайскому краю с заявлением о подтверждении своего участия в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2024 год.
Лунин А.В. состоит в списке нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по ГУ МЧС Российской Федерации по Алтайскому краю, состав семьи из 4 человек: истец Лунин А.В, мать - Л.А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Л.Е.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Л.А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты первоначально поданного заявления.
На заседании жилищной комиссии Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ N было установлено, что дочь истца - Л.Е.А. в период нахождения в браке приобрела в совместную собственность со своим супругом квартиру по "адрес", общей площадью 60, 1 кв.м, и в последующем 13 апреля 2022 г. отказалась от своего права на указанную квартиру, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия с целью - получения социальной выплаты путем получения жилищного сертификата.
Протоколом N 1 от 12 апреля 2023 г. Лунину А.В. отказано во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в соответствии с пунктом 16(2), подпунктом "а" пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153. Основанием принятого решения послужило решение заседании комиссии Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ N, которым установлен факт приобретения дочерью истца Л.Е.А. (до брака - Л.Е.А... в совместную собственность со своим супругом квартиры по "адрес" общей площадью 60, 1 кв.м, с последующим отказом 13 апреля 2022 г. от своего права на указанную квартиру, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия с целью получения социальной выплаты путем получения жилищного сертификата. В решении указано, что Лунин А.В. имеет право обратиться в комиссию по истечении 5 лет с момента совершения гражданско-правовой сделки с жилым помещением его дочерью, являющейся членом семьи, которая привела к уменьшению размера занимаемых жилых помещений.
Из представленных суду документов следует, что 26 мая 2020 г. Г.Р.Г. и Л.Е.А... на основании договора уступки права требования за 1 500 000 рублей приобрели право требования от застройщика в общую совместную собственность квартиры "адрес", общей площадью 60, 1 кв.м.
13 апреля 2022 г. между супругами Г. заключен брачный договор, которым они изменили режим совместной собственности на указанную квартиру, передав ее в собственность Г.Р.Г.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула от 21 декабря 2022 г. по делу N, вступившим в законную силу, Лунину А.В. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю об отказе во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2023 год.
Кроме того, решением Индустриального районного суда города Барнаула от 28 декабря 2022 г. по делу N, вступившим в законную силу, исковые требования Лунина А.В. к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю о признании незаконным в части протокола от 4 июля 2022 г, признании незаконными действий, обязании выполнить действия, оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула от 28 декабря 2022 г. по делу N, вступившим в законную силу, исковые требования Лунина А.В. к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю о признании незаконным протокола от 15 апреля 2022 г, признании незаконными действий оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 4, 6, 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, установив, что Л.Е.А., являющейся членом семьи Лунина А.В, совершены действия по отчуждению жилого помещения, выразившиеся в заключении ДД.ММ.ГГГГ брачного договора с супругом, по которому ранее приобретенная ими в общую совместную собственность квартира является раздельной собственностью супруга, и безусловно приведших к ухудшению жилищных условий истца, совершение указанных действий непосредственно перед заседанием жилищной комиссии 15 апреля 2022 г, учитывая, что норматив для расчета социальной выплаты Лунину А.В. с учетом членов его семьи составляет менее 18 кв.м, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, оформленное протоколом N1 от 12 апреля 2023 г.
Показаниям свидетеля Ч.Д.В, пояснившего, что фактически он является собственником квартиры на "адрес", которую приобрел в ипотеку, оформив на Г.Р.Г, с которым вместе работал, до настоящего времени право собственности на квартиру на себя не переоформляет, так как в этом нет необходимости, судом первой инстанции дана критическая оценка, поскольку в силу пункта 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение права собственности на недвижимое имущество связано с его государственной регистрацией, а датой государственной регистрации права является день внесения записи о соответствующем праве в Единый государственный реестр недвижимости, однако право собственности свидетеля на квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировано. С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Ч.Д.В. не является собственником указанной квартиры.
Также суд первой инстанции указал на то, что с учетом расчета норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты истцу, в который включена площадь квартиры, собственником которой до заключения брачного договора являлась дочь истца, Лунин А.В. имеет право в соответствии с пунктом 16(2) Правил N153 обратиться в комиссию для включения его в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" через пять лет с даты заключения брачного договора его дочерью Л.Е.А..
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда дополнительно указала на то, что расчетная общая площадь жилого помещения истца при численности семьи 4 человека (Лунин А.В, две дочери, мать) составляет 72 кв.м (18 кв.м х 4). Таким образом, норматив общей площади жилого помещения при совершении действий по ухудшению жилищных условий составит 11, 9 кв.м (72 кв.м - 60, 1 кв.м (площадь квартиры, отчуждаемая по брачному договору), что менее установленного пунктом 16, пунктом 16 (2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153, норматива общей площади помещения (18 кв.м) для расчета социальной выплаты на каждого члена семьи при ее численности три человека и более.
При этом, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что Г.Е.Е. (внучка, дочь Г.А.А.) является членом семьи Лунина А.В, суд апелляционной инстанции указал на то, что решения суда о признании Г.Е.Е. членом семьи Лунина А.В, как того требует пункт 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Согласно статье 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г.N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) удостоверяется именным свидетельством - сертификатом.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники (абзац 4 подпункта "а" пункта 5 Правил);
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счёт средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (абзац 6 подпункта "а" пункта 5 Правил).
Для участия в ведомственной целевой программе указанные лица подают в учреждения федеральных органов заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением документов, перечисленных в подпункте "а" пункта 19 Правил.
В силу пункта 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Указанный норматив согласно подпункта "в" пункта 16.1 Правил применяется при расчёте размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилые помещения без установленных обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 16.2 Правил в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а", "б" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
Согласно абзацу 3 пункта 16(2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Абзацем 4 пункта 16 (2) Правил предусмотрено, что право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику процессуальных мероприятий только в случае, если определённый в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику процессуальных мероприятий возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
В пункте 17 Правил в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы (за исключением граждан, указанных в пункте 17(1) и 17(2) настоящих Правил) признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Правильно применив вышеприведенное правовое регулирование спорных правоотношений, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения был рассчитан исходя из состава семьи истца, в том числе дочери Л.Е.А., которой на праве общей совместной собственности принадлежало жилое помещение площадью 60, 1 кв.м, однако 13 апреля 2022 г. Л.Е.А... на основании брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ отказалась от своего права на указанную квартиру, данные действия признаны ухудшающими жилищные условия, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты истцу и членам его семьи с учетом действий по ухудшению жилищных условий составляет менее 18 кв.м, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом не были исследованы и оценены доказательства, представленные стороной истца опровергаются материалами дела, поскольку из протокола судебного заседания от 25 июля 2023 г. (л.д.103-105) следует, что судом были исследованы, в том числе выписка из протокола N от 13 июня 2018 г, брачный договор от ДД.ММ.ГГГГ, договор уступки прав требования участия в долевом строительстве, договор аренды квартиры с правом выкупа, кредитный договор, стороной истца не было высказано возражений относительно окончания рассмотрения дела по существу по исследованным в судебном заседании доказательствам. При этом стороной истца замечания на протокол судебного заседания в порядке статьи 231 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принесены не были.
Кроме того, факт отсутствия у истца права собственности на занимаемое им жилое помещение и отсутствие договора социального найма, в ходе судебного заседания не оспаривались, при установленных судом обстоятельствах правового значения для разрешения данного спора указанные факты не имеют.
Вопреки доводам кассационной жалобы судебными инстанциями при разрешении данного спора правомерно применены положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 в их системном толковании, поскольку указанные правовые нормы регулируют вопросы предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе уволенным со службы.
Доводы кассатора о том, что судом незаконно учтена жилая площадь, которая не принадлежит истцу и членам семьи истца на праве собственности или по договору социального найма, не учтен раздел имущества семьи Г, обременение указанного выше имущества, подлежат отклонению, поскольку факт принадлежности Л.Е.А... и Г.Р.Г. на праве общей совместной собственности квартиры расположенной по адресу: "адрес", площадью 60, 1 кв.м. нашел свое подтверждение материалами дела, изменение режима собственности супругов обоснованно расценено судами как намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения социальной выплаты, с учетом норматива общей площади жилого помещения не менее 18 кв.м, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами Главного управления МЧС России по Алтайскому краю об отказе во включении в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в соответствии с пунктом 16(2), подпунктом "а" пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Доводы кассатора о том, что внучка истца Г.Е.Е. является членом семьи истца подлежат отклонению, поскольку являлись предметом оценки судебных инстанций и были правомерно отклонены с учетом положений пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, поскольку решения суда о признании Г.Е.Е. членом семьи Лунина А.В. в установленном законом порядке не представлено, соответствующие требования стороной истца заявлены не были.
Ссылка кассатора на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку касается иных сторон, иных обстоятельств дела и не может иметь преюдициальное значение, а также не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения другими судами при разрешении внешне тождественных дел.
Иные доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку по сути повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в ходе судебного разбирательства, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, и не могут повлечь отмену судебных актов применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела.
Суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г. по доводам кассационной жалобы и дополнений к кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лунина Алексея Валерьевича с учетом дополнений к кассационной жалобе - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.