Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чуньковой Т. Ю, судей Умысковой Н. Г, Шульц Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия гражданское дело N 2-2686/2023 (04RS0018-01-2023-001927-69) по иску Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия о возложении обязанности устранить нарушения, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 2 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 г.
заслушав доклад судьи Шульц Н.В, выслушав представителя ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" Бубнееву М.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, участвующего в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, прокурора Волкову А.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Республики Бурятия по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ "Исправительная колония N 2", УФСИН России по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия о возложении обязанности устранить нарушения.
Требования мотивированы тем, что Бурятской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 6 февраля 2023 г. с привлечением специалистов МЧС России по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия. В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности. Длительное время выявленные нарушения не устраняются. Выявленные нарушения указывались в представлениях Прокурора Республики Бурятия по итогам проверок в 2020, 2021, 2022 г.г. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования и согласно информации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия устранение названных нарушений невозможно по причине отсутствия финансирования. Вместе с тем, отсутствие финансовых средств не предусмотрено нормативно-правовыми актами, как основание для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей. Согласно Положению УФСИН по Республике Бурятия Управление осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, подготовку обоснований инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений. В соответствии с уставом учреждения начальник колонии распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными из федерального бюджета на содержание учреждения. Таким образом, УФСИН России по Республике Бурятия является распорядителем бюджетных средств, а ФКУ ИК-2 является получателем бюджетных средств. Выявленные нарушения противопожарного законодательства создают угрозу для жизни и здоровья осужденных, а также сотрудников учреждения, пребывающих в данных зданиях.
Просил обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия устранить до 31 декабря 2023 г..выявленные нарушения противопожарного законодательства: устранить неисправность автоматической пожарной сигнализации в помещении медицинской части, в части замены проводов по типу огнестойкие, оборудовать знаками пожарной безопасности обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения, оборудовать пожарными извещателями здание мельничного цеха, привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности прокладку кабелей и проводов системы противопожарной защиты, исключив совместную прокладку с кабелями и проводами иного назначения в общежитии отряда N5, медицинской части, провести повторную огнезащитную обработку (пропитку) строительных конструкций крыши (чердачных конструкций) в зданиях отрядов N 2, 4, 8, 12, 14 медицинской части, гаража, в цехе по изготовлению изделий легкой промышленности, цехе по изготовлению полимерных материалов, в административных зданиях N 1, 3, разработать план эвакуации людей при пожаре в зданиях банно-прачечного комбината, профессионального училища N259, школе, провести категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений с обозначением их категорий на входных дверях помещений с наружной стороны, оборудовать аварийным освещением пути эвакуации в деревообрабатывающем цехе, в административных зданиях N 1, 3, профессиональном училище N259, школе N14, провести проверку и испытание пожарной сигнализации в административном здании пожарной сигнализации в административном здании N3, медицинской части, здании банно-прачечного комбината, школы, профессионального училища N259, Республиканской больницы, помещениях отрядов N 4, 13, 14, срок эксплуатации которой превышает срок, предусмотренных заводом изготовителем (10 лет и более), провести повторную огнезащитную обработку (пропитку) строительных конструкций крыши
(чердачных конструкций) в зданиях отрядов N 2, 4, 12, медицинской части, гаража, в цехе по изготовлению изделий легкой промышленности, цехе по изготовлению полимерных материалов, в административных зданиях N 1, 3, провести категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений с обозначением их категорий на входных дверях помещений с наружной стороны, оборудовать аварийным освещением пути эвакуации в деревообрабатывающем цехе, в административных зданиях N 1, 3, профессиональном училище N259, школе N14, провести замену пожарной сигнализации в административном здании N3, здании банно-прачечного комбината, школы, профессионального училища N259, Республиканской больницы, помещениях отрядов N 4, 13, 14, срок эксплуатации которой превышает срок, предусмотренных заводом изготовителем (10 лет и более) в срок до 30.06.2024 г..Обязать УФСИН России по Республике Бурятия при поступлении денежных средств и в соответствии с расчетом потребности распределить соответствующие бюджетные ассигнования (обеспечить финансирование выполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия мероприятия по устранению выявленных нарушений).
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 2 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 г, исковые требования прокурора Республики Бурятия по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Бурятия о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворены частично. На ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Республике Бурятия в срок до 31 декабря 2023 г. возложена обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности:
- провести повторную огнезащитную обработку (пропитку) строительных конструкций крыши (чердачных конструкций) в зданиях отрядов N 2, 4, 12, медицинской части, гаража, в цехе по изготовлению изделий легкой промышленности, цехе по изготовлению полимерных материалов, в административных зданиях N 1, 3.
- провести категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений с обозначением их категорий на входных дверях помещений с наружной стороны, - оборудовать аварийным освещением пути эвакуации в деревообрабатывающем цехе, в административных зданиях N 1, 3, профессиональном училище N 259, школе N 14
В срок до 30.06.2023г.
- провести замену пожарной сигнализации в административном здании N 3, здании банно - прачечного комбината, школы, профессионального училища N 259, Республиканской больницы, помещениях отрядов N 4, 13, 14, срок эксплуатации которой превышает срок, предусмотренных заводом изготовителем (10 лет и более).
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК N 2 УФСИН по Республике Бурятия просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций. В обоснование доводов жалобы указывает, что для исполнения возложенных на ответчика обязанностей отсутствуют соответствующие денежные средства, выделение которых планируется не ранее 2024 г, затем при проведении аукционных работ согласно ФЗ N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе и сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для освоения денежных средств потребуется не менее 50 дней, доставка оборудования займет в среднем 15-30 дней. Таким образом, проведение работ по ремонту АПС при получении необходимого финансирования может быть начато не ранее 20 мая 2024 г. и занять не менее 10 месяцев.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено, что 6 февраля 2023 г..с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противопожарной безопасности, в том числе: неисправность автоматической пожарной сигнализации в помещении медицинской части, в части замены проводов по типу огнестойкие, не оборудованы знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения, не оборудованы пожарными извещателями здание мельничного цеха, не приведены в соответствии с требованиями пожарной безопасности прокладка кабелей и проводов системы противопожарной защиты, имеется совместная прокладка с кабелями и проводами иного назначения в общежитии отряда N5, медицинской части, необходимо провести повторную огнезащитную обработку (пропитку) строительных конструкций крыши (чердачных конструкций) в зданиях отрядов N 2, 4, 8, 12, 14 медицинской части, гаража, в цехе по изготовлению изделий легкой промышленности, цехе по изготовлению полимерных материалов, в административных зданиях N 1, 3, не разработан план эвакуации людей при пожаре в зданиях банно-прачечного комбината, профессионального училища N259, школе, не проведено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности складских и производственных помещений с обозначением их категорий на входных дверях помещений с наружной стороны, оборудовать аварийным освещением пути эвакуации в деревообрабатывающем цехе, в административных зданиях N 1, 3, профессиональном училище N259, школе N14, не проведена проверка и испытание пожарной сигнализации в административном здании N3, медицинской части, здании банно-прачечного комбината, школы, профессионального училища N259, Республиканской больницы, помещениях отрядов N 4, 13, 14, срок эксплуатации которой
превышает срок, предусмотренных заводом изготовителем (10 лет и более).
В ходе рассмотрения заявленных требований, часть нарушений устранена учреждением.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, суд первой инстанции, установив факт нарушения ответчиком норм противопожарной безопасности, удовлетворил требования истца к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия, с учетом представленных уточнений, установив сроки их устранения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон, а также имеющиеся в деле доказательства, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования и недостаточном сроке исполнения судебного решения, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, отклонены как несостоятельные с изложением мотивов отклонения, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Юридически значимые обстоятельства по делу установлены полно и правильно и выводы судов, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Иное мнение о характере разрешения спора в силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 2 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т. Ю. Чунькова
Судьи
Н. Г. УмысковаН.В. Шульц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.