Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Татаринцевой Е.В, Симон Н.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора г. Барнаула в интересах Исуповой Надежды Николаевны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности
по кассационной жалобе Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Барнаула обратился в суд с иском в интересах Исуповой Н.Н. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее - Комитет ЖКХ г. Барнаула) о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ N Исупова Н.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях и среди медицинских работников.
На момент постановки Исуповой Н.Н. на учет ее очередь на общих основаниях составляла N, среди медицинских работников - N. По состоянию на 1 декабря 2022 г. номер в общей очереди - N, среди медицинских работников - N.
Поскольку Исупова Н.Н. в соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР имела право на предоставление жилья и постановлена на учет до 1 марта 2005 г, за ней сохраняется право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе проверки прокурором установлено, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, не включены Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в список очередников на получение жилья в соответствии с датой подачи заявления о постановке на такой учет.
По информации администрации г. Барнаула финансирование по обеспечению жильем граждан данной категории в бюджете города не предусмотрено, граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 г, продолжают состоять в отдельной очереди, которую ведет Комитет ЖКХ г. Барнаула, жилые помещения указанной категории граждан администрацией не предоставляются.
Факт признания Исуповой Н.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, отсутствие основания для снятия с указанного вида учета в настоящее время означают принятие муниципальным образованием г. Барнаул на себя обязательств по обеспечению Исуповой Н.Н. жилым помещением муниципального жилищного фонда, вне зависимости от признания ее малоимущей.
Просит обязать Комитет ЖКХ г. Барнаула включить сведения о Исуповой Н.Н. в список очередников на получение жилья в соответствии с датой подачи заявления о постановке на учет для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, исходя из даты принятия на учет с 17 июля 1997 г.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 ноября 2023 г, иск прокурора удовлетворен. На Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула возложена обязанность включить сведения о Исуповой Н.Н. в список очередников на получение жилья в соответствии с датой подачи заявления о постановке на учет для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда исходя из даты принятия на учет - 17 июля 1997 г.
В кассационной жалобе Комитет ЖКХ г. Барнаула ставит вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылками на нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы от прокурора, участвующего в деле, поступили возражения.
Помимо прокурора, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Исупова Н.Н. постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ N принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях и среди медицинских работников.
На момент постановки истца на учет ее очередь на общих основаниях составляла - N, среди медицинских работников - N.
Согласно ответу Комитета ЖКХ г. Барнаула от 27 февраля 2023 г, по состоянию на 1 декабря 2022 г. порядковый номер Исуповой Н.Н. в общей очереди - N, среди медицинских работников - N. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 2005 года на общих основаниях, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилого помещения. В настоящее время финансирование по обеспечению жильем данной категории граждан в бюджете города не предусматривается. Из бюджета Алтайского края средства на приобретение (строительство) жилья для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 г, не поступают. Изменение очереди на получение жилья происходит за счет снятых с учета граждан, самостоятельно улучшивших свои жилищные условия.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор г. Барнаула указал на бездействие Комитета ЖКХ г. Барнаула по невключению Исуповой Н.Н. в список очередников на получение жилья в соответствии с датой подачи заявления о постановке на учет для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик указал на отсутствие у органа муниципальной власти обязанности обеспечивать указанную категорию лиц жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда, а значит и осуществлять их учет именно по указанному основанию.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора о понуждении органов местного самоуправления включить Исупову Н.Н. в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции руководствуясь ст.ст. 29, 33 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что Исупова Н.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 1997 года, на момент принятия Исуповой Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях действовал Жилищный кодекс РСФСР, которым не требовалось признание граждан малоимущими для принятия на учет в качестве нуждающихся, в связи с чем у нее сохраняется право на обеспечение жилым помещением согласно очередности постановки на учет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ. Согласно положениям действовавшего до 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РСФСР для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признание таких лиц малоимущими, соответственно, вывод суда об отсутствии необходимости признания истицы малоимущей основан на законе, поскольку Исупова Н.Н. состоит в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, у администрация имеется обязанность предоставления ей жилого помещения на условиях социального найма согласно очередности, что является основанием для понуждения органов местного самоуправления включить Исупову Н.Н. в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, изложенные в кассационной жалобе, оспаривающие указанные выводы судов, подлежат отклонению в силу следующего.
Как установлено судами на момент постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении действовал Жилищный кодекс РСФСР.
В силу ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Порядок учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливался ст. ст. 30 - 33 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ч. 1 ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, изменивший основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие ЖК РФ, то есть после 1 марта 2005 г, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
Довод кассационной жалобы Комитета ЖКХ г. Барнаула о том, что отсутствуют основания для обеспечения истицы жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, поскольку спорная обязанность является расходным обязательством Российской Федерации, подлежит отклонению как несостоятельный, являлся предметом проверки судов двух инстанций, не нуждается в дополнительной проверке, а потому основанием к отмене решения суда и апелляционного определения служить не может.
Судебная коллегия находит верной позицию судов в части того, что с момента принятия Исуповой Н.Н. на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма муниципальное образование - г. Барнаул приняло на себя обязательство по обеспечению истицы жилым помещением муниципального жилищного фонда, что соответствует нормам федерального законодательства, а также положениям Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Положению о порядке обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории города Барнаула, утвержденному Решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 246.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушений норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.