Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-910/2023 (23OS0000-01-2023-000857-97) по административному исковому заявлению Герцовской Елены Алексеевны к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 7 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, возражения представителя административного истца Володина С.С, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Герцовская Е.А. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, общей площадью 15 362, 5 кв.м, по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексу Перечень на 2023 г.).
В пункт N 60369 Перечня на 2023 г. включено указанное нежилое помещение.
Герцовская Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня на 2023 г.
Требования мотивировала тем, что на момент включения нежилого помещения в Перечень на 2023 г. оно не обладало признаками, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, поскольку фактически используется с даты его приобретения (2014 г.) под размещение нотариальной конторы, что исключает использование нежилого помещения для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Включение данного объекта недвижимого имущества в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налоговых платежей в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 ноября 2023 г. административное исковое заявление Герцовской Е.А. удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт N 60369 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 г. N 3436 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку считает, что имелись достаточные основания для включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый пункт Перечня.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Представитель административного истца Володин С.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В пункте 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 поименованного кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, правильно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Признавая недействующим пункт 60369 о включении спорного нежилого помещения (кадастровый номер N) в Перечень на 2023 г, суд первой инстанции указал о несоответствии названного объекта недвижимости условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи 378.2.
К их числу относится административно-деловой центр (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2), нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что нежилое здание может быть отнесено к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в пунктах 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
При этом, из системного толкования приведенных выше норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Учитывая изложенное, включение в перечни объектов недвижимого имущества нежилого помещения как предназначенного для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания является самостоятельным основанием для включения в данные перечни объектов недвижимого имущества, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Причем фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое помещение с кадастровым номером N включено в перечень на 2023 г. на основании установленного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 июля 2022 г. N 1945 вида фактического использования помещения - "для размещения офисов".
Вместе с тем тот факт, что в отношении принадлежащего административному истцу нежилого помещения установлен указанный вид фактического использования, сам по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Герцовская Е.А. на основании договора купли-продажи от 18 февраля 2014 г. приобрела в собственность нежилое помещение N 14, с кадастровым номером N, общей площадью 63, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", находящееся на первом этаже в многоквартирном жилом доме со встроенными нежилыми помещениями с кадастровым номером N, общей площадью 15 362, 5 кв.м, по адресу: "адрес" (л.д. 173-180 том 1).
В указанном нежилом помещении на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 29 июля 2014 г. N 2147 проведена перепланировка и переустройство, в результате чего общая площадь объекта недвижимости составила 60 кв.м, что следует из акта комиссии по использованию жилищного фонда при администрации муниципального образования город-курорт Геленджик N 263 от 30 сентября 2014 г, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 16 октября 2014 г. N 3029 (л.д. 16-19 том 1).
Данное нежилое здания (многоквартирный жилой дом) расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 22 сентября 2022 г. (л.д. 181-183 том 1).
Следует отметить, что вид разрешенного использования земельного участка в целях применения статьи 378.2 НК РФ имеет значение для правовой оценки такого вида недвижимого имущества как отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) и не применяется в отношении нежилых помещений, не входящих в состав административно-деловых или торговых центров.
Учитывая изложенное, поскольку спорное нежилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, то в рассматриваемом случае следует исходить из предназначения и (или) фактического использования нежилого помещения как отдельного объекта недвижимости.
По сведениям, предоставленным публично-правовой компанией "Роскадастр" (ответ за N от 24 октября 2023 г, N от 12 января 2024 г.), нежилое помещение с кадастровым номером N впервые поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с назначением "нежилое", с наименованием "-", площадью 63, 8 кв.м. (л.д. 69-70 том 1, л.д 5-7 том 5).
Таким образом, отсутствие указания в Едином государственном реестре недвижимости сведений о наименовании нежилого помещения не позволяет отнести его к категории объектов используемых в целях делового, административного и коммерческого назначения, поскольку не свидетельствует о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Правомерно суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания спорного нежилого помещения объектом, налоговая база которого исчисляется из их кадастровой стоимости, и на основании технической документации.
Из технического паспорта на нежилое помещение N 14, находящегося по адресу: "адрес", подготовленного Геленджикским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю по состоянию от 25 апреля 2014 г, видно, что объект недвижимости общей площадью 60 кв.м. расположен на первом этаже многоквартирного жилого дома.
Согласно экспликации к поэтажному плану в нежилом помещении отсутствуют помещения, перечисленные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, графа экспликаций к поэтажному плану "Назначение частей помещений" не содержит указание на их предназначение и использование по какой-либо группе делового, административного и коммерческого назначения, а приведенное в экспликации назначение "кабинет", "кабинет-приемная", "коридор", "кладовая", "сан.узел" к таковым не относится (л.д. 24-29 том 1).
Суд первой инстанции верно пришел к выводу, что наименование помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Из чего следует, что спорный объект недвижимости не подпадает под признаки объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации по его предназначению по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, и по информации, имеющейся в технической документации.
Как указано выше, нежилое помещение с кадастровым номером N включено в перечень объектов недвижимого имущества на 2023 г. исходя из его фактического использования "для размещения офисов" (акт обследования от 25 апреля 2022 г.), установленного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 июля 2022 г. N 1945.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, в том числе исходил из того, что размещение в нежилом помещении конторы нотариуса не свидетельствует об использовании спорного объекта недвижимости в качестве офисного.
Фактическое обследование объектов недвижимости с целью включения их в соответствующие перечни в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации проводится в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319 (далее по тексту Порядок).
Пунктом 3 Порядка, действующего в редакции от 30 ноября 2021 г. N 847, установлено, что в Перечень включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом согласно настоящему Порядку, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4(1), 5 статьи 378(2) Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что мероприятия по обследованию нежилого помещения на предмет его фактического использования проведены 25 апреля 2022 г, о чем составлен акт.
Из данного акта следует, что в нежилых помещениях, площадью 60, 0 кв.м. размещена нотариальная контора нотариуса Герцовской Е.А, имеется офисная мебель, организационная техника, организовано хранение документов.
22 июля 2022 г. приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1945, определен вид фактического использования спорного здания "для размещения офисов".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, в связи с чем, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусов нельзя приравнивать к лицам, оказывающим услуги на коммерческой основе. Статьей 6 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 предусмотрен запрет нотариусу на занятие какой-либо иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о том, что спорное нежилое помещение не могло использоваться административным истцом, являющимся нотариусом, в коммерческих целях, верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
С учетом положений пункта 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, возникшие при разрешении административного дела неустранимые сомнения, противоречия и неясности в обоснованности включения вышеуказанного объекта недвижимости в оспариваемый перечень истолковываются в пользу административного истца.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела.
При таком положении, суд первой инстанции правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующим оспариваемый пункт Перечня на 2023 г.
С учетом установленных обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.