Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-228/2023 (УИД 05OS0000-01-2023-000200-93) по административному исковому заявлению Курбанова Рашида Адилхановича о признании нормативных правовых актов недействующими в части
по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 21 сентября 2023 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения административного истца Курбанова Р.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее также - Минимущество Дагестана, Министерство) от 30 ноября 2020 г. N 314 определен на 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень на 2021 г, Перечень).
Приказом Минимущества Дагестана от 1 декабря 2021 г. N 177 определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень на 2022 г, Перечень).
Пунктом 1724 перечня на 2021 г, пунктом 25847 перечня на 2022 г. в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Курбанов Р.А, являющийся собственником указанного объекта недвижимости, обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 21 сентября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Минимуществом Дагестана поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно исходил из того, что приказы Минимущества Дагестана, которыми утверждены оспариваемые пункты Перечней, являются нормативными правовыми актами и обоснованно отклонил довод административного ответчика о пропуске административным истцом установленного статьей 219 КАС РФ срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, как основанный на ошибочном толковании норм права.
Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, аргументировано приведены в обжалуемом решении, оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не находит. Доводы административного ответчика об обратном, повторно приведенные в апелляционной жалобе, на правильность выводов суда не влияют и не могут повлечь отмену судебного акта.
Также верным является вывод суда о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Минимущества Дагестана с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, поскольку оно не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из приведенных правовых норм следует, что нежилое здание может быть признано объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового и (или) торгового центра.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащий административному истцу Курбанову Р.А. на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером N является нежилым зданием, площадью 579, 6 кв. м, расположенным на земельном участке с кадастровым номером N, относящемся к категории земель: "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования: "Дошкольное, начальное и среднее общее образование; Спорт".
Согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, составленному ППК "Роскадастр" (Филиал по Республике Дагестан) по состоянию на 23 декабря 2022 г, данный объект представляет собой четырехэтажное здание площадью 579, 6 кв.м, включая подвальный этаж. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану указанного технического паспорта расположенные в здании помещения имеют следующее назначение: "коридор", "сан.узел", "подсобное", "фойе", "нежилое", "лестничная площадка".
Иная техническая документация на нежилое здание, в том числе являющаяся актуальной по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней, в материалы административного дела не представлена.
При таких данных вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект недвижимости, а также содержащиеся в технической документации сведения о назначении находящихся в нежилом здании помещений не позволяют сделать однозначный вывод о предназначенности объекта недвижимости в целях, указанных статьей 378.2 НК РФ.
Мероприятия по установлению фактического использования нежилого здания по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводились.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения нежилого здания с кадастровым номером 05:40:000091:5922 к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Утверждение административного ответчика о том, что 50 % нежилого здания административного истца (два этажа и четырех) фактически используются в целях осуществления торговой деятельности, основанное на сведениях информационной интернет платформы "2ГИС", носит голословный характер, при том, что в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не подтверждает фактическое использование здания в указанных целях в юридически значимых периодах, а также опровергается актом обследования фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N, составленного по состоянию на 13 апреля 2023 г. комиссией, утвержденной приказом Минимущества Дагестана от 12 апреля 2023 г, по обращению административного истца об исключении данного объекта недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 г.
Из указанного акта обследования следует, что значительная часть помещений нежилого здания с кадастровым номером N пустует (захламлена строительным и бытовым мусором) и не используется (61 %), а другая часть помещений используются для размещения торгового объекта на площади 111, 2 кв.м, что составляет 19, 18 % от общей площади всего объекта и под хозяйственный склад (18, 59%).
По результатам обследования нежилого здания с кадастровым номером N вышеназванная комиссия пришла к выводу о том, что вид использования объекта недвижимости не отвечает критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ, что в последующем послужило основанием для принятия административным ответчиком решения об исключении данного объекта недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 г.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 21 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.