Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Саломатиной Л.А, судей Егоровой А.И, Бузьской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черкавского Александра Ивановича к УМВД России по Сахалинской области об оспаривании даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности изменить дату постановки на учет
по кассационной жалобе УМВД России по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 7 ноября 2023 года, Заслушав доклад судьи Егоровой А.И,
УСТАНОВИЛА:
Черкавский А.И. обратился в суд с иском к УМВД России по Сахалинской об оспаривании даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности изменить дату постановки на учет.
В обоснование требований указал, что являлся сотрудником УМВД России по Сахалинской области в период с 1 августа 1996 года по 24 февраля 2004 года, с 20 октября 2004 года по 31 марта 2017 года. Реализуя право, предоставленное ему Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 29 октября 2012 года он подал заявление о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты. 28 февраля 2013 года он принят на учет, но не с 29 октября 2012 года, как определено законом, а с 28 февраля 2013 года.
Полагая, что дата принятия его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определена незаконно, просил обязать ответчика изменить дату постановки на учет на 29 октября 2012 года, взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя "данные изъяты" рублей, расходы на оформление доверенности "данные изъяты" рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июля 2023 года исковые требования Черкавского А.И. удовлетворены.
Признаны незаконными действия УМВД России по Сахалинской области по постановке на учет Черкавского А.И. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 28 февраля 2013 года.
На УМВД России по Сахалинской области возложена обязанность изменить дату постановки Черкавского А.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 28 февраля 2013 года на 29 октября 2012 года.
С УМВД России по Сахалинской области в пользу Черкавскогго А.И. взысканы судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 7 ноября 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УМВД России по Сахалинской области ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что постановка Черкавского А.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 28 февраля 2013 года нормативным требованиям не противоречит, решение жилищной комиссии утверждено распоряжением начальника УМВД России по Сахалинской области N 31 от 28 февраля 2013 года. Сведения в электронную базу внесены как в отношении даты подачи истцом заявления, так и даты издания распоряжения, что соответствует установленному Порядку формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 207, и не противоречит Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223. Критерии очередности не нарушены.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Черкавского А.И, суд первой инстанции руководствовался статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1233, и исходил из того, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. Установив, что заявление на предоставление единой социальной выплаты и полный пакет документов поданы Черкавским А.И. 29 октября 2012 года, суд пришел к выводу, что указанная дата является датой возникновения у него права на получение выплаты на приобретение жилья и датой принятия на учет для ее получения.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведенным в решении правовым обоснованием.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
В соответствии с пунктом 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти и приложенных к нему документов, подтверждающих право претендовать на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (пункт 10 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
В силу пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20 Правил).
На каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета (пункт 22 Правил).
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Для разрешения организационно-правового и финансового вопросов о введении единого централизованного учета сотрудников МВД России в целях предоставления единовременной социальной выплаты Правительство Российской Федерации издало постановлениеостановление от 19 декабря 2018 года N 1596 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223", которым дополнило пункт 25 Правил новым абзацем, предусматривающим, что для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение федерального органа исполнительной власти формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принимая во внимание, что ответчик при формировании электронной очереди руководствовался Порядком формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 207, в соответствии с которым датой постановки на учет истца являлась дата утверждения решения жилищно-бытовой комиссии руководителем федерального органа исполнительной власти, суд сделал правильный вывод о нарушении права Черкавского А.И. быть включенным в единую очередь лиц, принятых на учет, с даты подачи им заявления, поскольку такое регулирование ставит право истца быть поставленным на учет в зависимость от усмотрения ответчика относительно периода времени для принятия такого распоряжения.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что критерии очередности при постановке Черкавского А.И. на учет для получения единовременной выплаты не нарушены, опровергаются материалами дела.
Как обоснованно отметил суд, выписка из электронной базы данных свидетельствует о том, что Черкавский А.И. состоит на учете для получения единовременной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения под номером 4-65-229-280213-000136, который указывает не дату подачи сотрудником заявления (29 октября 2012 года), а на дату утверждения руководителем УМВД России по Сахалинской области решения жилищно-бытовых комиссий (28 февраля 2013 года).
Ссылки ответчика на Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 207, подлежат отклонению, поскольку данный приказ на государственную регистрацию в Минюст России не представлялся, кроме того в связи с изданием приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 19 января 2022 года N 59 он утратил силу.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Иная точка зрения заявителя на то, как должно было быть разрешено дело, ошибочное понимание и толкование норм материального права, не может служить поводом для отмены оспариваемых судебных постановлений кассационным судом.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 18 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 7 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.