Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Прасоловой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василькова С.Н. к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области" о взыскании убытков, по кассационной жалобе Василькова Сергея Николаевича на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильков С.Н. обратился в суд с иском к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области" (далее НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области") о взыскании убытков, указав, что в период действия регионального оператора "Фон капитального ремонта многоквартирных домов" с 2014 года и по настоящее время работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", 1962 года постройки, не производились. В связи с возникшей необходимостью он за счет собственных средств выполнил работы по устройству системы центрального отопления, которые относятся к капитальному ремонту, произвел замену радиаторов отопления и сопутствующей инфраструктуры, утепление потолочных перекрытий на чердаке здания, установку пластиковых окон. Затраты на проведение работ по ремонту сетей теплоснабжения и замене чугунных радиаторов на материалы составили 73 908 руб. Ссылаясь на неисполнение ответчиком предусмотренных законом обязанностей по капитальному ремонту системы теплоснабжения в многоквартирном доме, требования Закона РФ "О защите прав потребителей", просил взыскать с НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области" убытки по проведению капитального ремонта в размере 73 908 руб, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 417 руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве уполномоченного органа, осуществляющего возложенные на него обязанности по защите прав и охраняемых законом интересов потребителей, привлечен Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено МУП "Управдом".
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Василькову С.Н. отказано.
В кассационной жалобе Васильков С.Н. просит об отмене принятых судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они приняты с нарушением норм материального права. Обращает внимание, что суды, указывая на проведение капитального ремонта системы отопления в период 2029-2031 год не учли, что чугунные радиаторы в данном доме эксплуатируются уже 61 год, при том, что их замена предусмотрена согласно письму от 10.08.2009 N Министерства регионального развития РФ по истечении 45 лет эксплуатации. Кроме этого, Региональный оператор, публикуя на своем сайте сведения о проведении капитального ремонта системы отопления в период 2029-2031 годы, в нарушение норм ст. 189 Жилищного кодекса РФ не указывает даты его начала.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Услуги и (или) работы, входящие в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 настоящей статьи, определяются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1.1. приведенной статьи 166).
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно статье 3 Закона Сахалинской области от 15.07.2013 N76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области", региональный оператор - специализированная некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Региональный оператор выполняет функции, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 8-1 Закон Сахалинской области от 15.07.2013 N76-ЗО предусмотрено, что в случае, если до наступления установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, засчитываются в соответствии с настоящей статьей в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме для зачета средств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, представляют региональному оператору следующие документы: 1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием перечня услуг и (или) работ, их стоимости, порядка и источников их финансирования; 2) договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 4) документы, подтверждающие оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2).
Региональный оператор осуществляет проверку достоверности и полноты представленных документов в течение одного месяца с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах или мотивированное решение об отказе в его осуществлении. Основанием для отказа в осуществлении зачета средств является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) подача документов о зачете средств лицом, не уполномоченным действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме; 2) представление не в полном объеме и (или) недостоверных сведений, указанных в части 2 настоящей статьи (части 3, 4).
Как следует из представленных материалов дела и установлено судами, Васильков С.Н. с 03.12.2012 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Управляющей организацией указанного выше дома является МУП "Управдом", согласно акту обследования которого от 30.08.2021 в указанной выше квартире установлены радиаторы отопления, и при монтаже системы отопления установлены краны шаровые, фитинги, угольники.
В подтверждение стоимости приобретенных радиаторов и других комплектующих материалов истец представил справку ИП Ткачевой Н.Е. от 23.09.2021.
Из информации, размещенной на официальном сайте НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области", следует, что ремонт системы теплоснабжения многоквартирного "адрес" запланирован на 2029 - 2031 годы.
Кроме того, из материалов дела следует, что Васильков С.Н. документы, необходимые для зачета средств в счет будущих платежей за капитальный ремонт, ответчику не представил.
Разрешая спор, суды руководствовались указанными выше нормами права, и исходили из того, что нормами действующего законодательства предусмотрена определенная процедура и условия для зачета средств, потраченных собственниками жилых помещений многоквартирного дома на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, которые истцом не соблюдены, в связи с чем, пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований Василькова С.Н.
Изложенные в оспариваемых решениях выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы, изложенные в жалобе повторяют позицию стороны в споре и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Василькова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.