Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-427/2023 по административному исковому заявлению Рузавина В.С, Рузавина С.В. об оспаривании решения Совета депутатов Шушенского района от 21 декабря 2012 года N 336-22/н "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Синеборский сельсовет", по апелляционной жалобе административных истцов Рузавина В.С, Рузавина С.В. на решение Красноярского краевого суда от 19 октября 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
21 декабря 2012 года Шушенским Советом депутатов принято решение N 336-22/н "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Синеборский сельсовет" (далее - Генеральный план), которое опубликовано в печатном издании "Ведомости" 24 декабря 2012 года N 32.
Рузавин В.С, Рузавин С.В. обратились с административным иском к Шушенскому районному Совету депутатов о признании недействительным Генерального плана в части населенного пункта поселок Синеборск.
Требования мотивированы тем, что Рузавин С.В. является собственником земельного участка общей площадью 217 832 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. Рузавин В.С. является собственником земельного участка общей площади 109 412 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для использования в сельскохозяйственном производстве. Земельные участки включены в границы населённого пункта поселка Синеборск, что нарушает их права как собственников земельных участков, поскольку препятствует их использованию для сельскохозяйственного производства. По мнению административных истцов, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям законодательства и нарушает их право на использование.
Решением Красноярского краевого суда от 19 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Рузавин В.С. и Рузавин С.В. просят решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что они не давали ни письменных, ни устных согласий на включение принадлежащих им земельных участков в другие границы. Полагают, что суд обязан был установить и отразить в решении факт получения административными истцами заказных писем с оповещением о начале публичных слушаний о включении их земельных участков в границу населенного пункта поселка Синеборск. Указывают также, что смежные земельные участки административных истцов были объединены в один земельный участок. Считают, что суд был обязан установить наличие или отсутствие у административных истцов возможности владеть, пользоваться и распоряжаться документами территориального планирования по условиям и порядку пользования землей, определяемыми частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно Уставу Синеборского сельсовета Шушенского района Красноярского края сельский Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселка, Глава поселка подписывает и обнародует решения, принятые Советом депутатов.
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что Генеральный план принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта.
Судом первой инстанции с достоверностью установлено, что порядок принятия и введения в действие Генерального плана соблюдены.
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана поселения предусмотрены статьями 23, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
15 октября 2012 года Главой Синеборского сельсовета принято постановление N 71а "О назначении публичных слушаний по вопросу "Утверждение генерального плана МО "Синеборский сельсовет", которое содержит информацию о месте и времени проведения публичных слушаний и было опубликовано в печатном издании "Ведомости" 15 октября 2012 года N 98, резолюция о проведении публичных слушаний опубликована в газете в печатном издании "Ведомости" 20 декабря 2012 года N 104.
Проект генерального плана Синеборского сельсовета Шушенского района Красноярского края с разработкой генерального плана поселка Синеборск согласован Правительством Красноярского края. Информирование населения о проведении 19 декабря 2012 года публичных слушаний подтверждается материалами дела.
Ссылки апеллянтов на положение статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" несостоятельны, поскольку в силу прямого указания указанной нормы она применяется к правоотношениям по изменению границ населённых пунктов в отсутствие генерального плана, возникшим до 01 января 2010 года. Вопреки доводам апеллянтов оснований для направления почтовой связью уведомлений о проведении публичных слушаний в адрес административных истцов не имелось.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о соблюдении требований Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении публичных слушаний соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а доводы апеллянтов в данной части несостоятельны.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24 июня 2011 года земельный участок с кадастровым номером N площадью 217 832 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведение личного подсобного хозяйства принадлежал Рузавину С.В, с 25 января 2023 года данный земельный участок находится в собственности Муниципального образования Синеборский сельсовет Шушенского района Красноярского края.
Земельный участок с кадастровым номером N площадью: 109 412 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования в сельскохозяйственном производстве, с 01 февраля 2013 года находится в собственности Рузавина В.С.
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N включены в границы населённого пункта поселка Синеборск, расположены в территориальной зоне (Ж1-Ж2) "Зона планируемой жилой застройки".
Как указано выше, административные истцы полагают включение земельных участков с кадастровыми номерами N и N в границы населённого пункта поселка Синеборск незаконным, нарушающим их права препятствием в их использовании для сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, сама позиция административных истцов является непоследовательной.
Во исполнение оспариваемых положений генерального плана поселения по ходатайству административных истцов от 05 июля 2013 года произведён перевод земельных участков из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли населенных пунктов.
Доводы административных истцов о том, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, являются необоснованными, поскольку в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. Таким образом, включение спорных земельных участков в состав населённого пункта соответствует утвержденному документу территориального планирования.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов, изложенную в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Рузавина В.С, Рузавина С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судьи
С.Н. Войтко
А.В. Бутырин
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.