Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Никитиной Г.Н, при секретаре Кравчук Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-10/2023 по административному исковому заявлению Урбаевой Валентины Спиридоновны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
с апелляционной жалобой правительства Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 ноября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н. судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Урбаева В.С. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" по состоянию на 1 января 2016 года. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного объекта недвижимости и плательщиком налога, который исчисляется из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 года была определена в соответствии с постановлением правительства Республики Бурятия от 13 октября 2016 года N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия" в размере 50 667 322, 63 руб. Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, составленном "данные изъяты" от 3 декабря 2021 года N-РБ, тем самым, нарушает права Урбаевой В.С, как налогоплательщика.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 16 ноября 2023 года административное исковое заявление частично удовлетворено, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости - 32 237 000 рублей, по состоянию на 1 января 2016 года.
Указанная кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения в период с 12 января 2017 года по 31 декабря 2021 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, правительство Республики Бурятия обратилось в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и прекратить производство по делу. В обоснование своей позиции указывает, что у административного истца отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости, являющейся архивной, по правилам, установленным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку подлежат применению положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки". Оспаривание архивной кадастровой стоимости в рамках действующего законодательства было возможно только в рамках шестимесячного срока с даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, данным правом административный истец не воспользовался. Кроме того, судом не учтено положение пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Судом установлено, что Урбаева В.С. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: "адрес"
Постановлением правительства Республики Бурятия от 13 октября 2016 года N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия" кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, по состоянию на 1 января 2016 года, определена в размере 50 667 322, 63 руб.
В соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ, постановлением правительства Республики Бурятия от 9 октября 2007 года N 304 "О Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия", приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 12 февраля 2020 года N 11 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Бурятия" приказом министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 29 октября 2020 года N 107 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Бурятия" утверждена новая кадастровая стоимость нежилого здания, по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 51 120 421, 83 руб.
Указанная кадастровая стоимость является актуальной в настоящее время.
Согласно выписке из ЕГРН сведения о данной кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН - 6 января 2022 года, дата начала применения кадастровой стоимости 1 января 2022 года.
С административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости Урбаева В.С. обратилась в суд 31 марта 2022 года, в котором просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N установленную по состоянию на 1 января 2016 года в размере 50 667 322, 63 руб, установить ее в размере рыночной стоимости - 32 237 000 рублей, установленной в отчете об оценке от 3 декабря 2021 года N-РБ, выполненным "данные изъяты"
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из того, что оспариваемая административным истцом архивная кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей налогообложения, в связи с чем, установление в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца и может быть реализовано в судебном порядке, иной подход означал бы ограничение права административного истца на доступ к правосудию. Устанавливая кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, суд первой инстанции исходил из заключения повторной судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ, при этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона N 237-ФЗ, положения данного закона не применяются к оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года.
Таким образом, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года либо до даты принятия решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переходный период устанавливается до 1 января 2026 года.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2015 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Бурятия в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ с 1 января 2021 года.
Следовательно, в силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Республики Бурятия:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Как следует из части 2 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости, и которая указана в приложенном к такому заявлению отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Из системного толкования приведенных норм права следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона N - ФЗ определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости.
Принимая во внимание, что с 1 января 2021 года в Республике Бурятия применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, соответственно, на территории Республики Бурятия вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в связи с чем, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года административным истцом утрачена, поэтому заявленные требования об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года в размере рыночной стоимости не подлежат рассмотрению в суде.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления Урбаевой В.С. у суда первой инстанции не имелось.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает решение Верховного Суда Республики Бурятия постановленным при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, обжалуемый судебный акт на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 ноября 2023 года отменить, производство по административному делу N 3а-10/2023 по административному исковому заявлению Урбаевой Валентины Спиридоновны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости прекратить.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Верховный Суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.