Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Борискина И.А. об отмене постановления Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 12 Акшинский от 11 сентября 2023 года N 160 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский" с апелляционной жалобой представителя административного истца Борискина И.А. - Стрельцовой А.Г. на решение Забайкальского краевого суда от 26 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца Борискина И.А. - Бартеля С.В, возражения представителя Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края и Избирательной комиссии Забайкальского края Поповой Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 12 Акшинский (далее также - Кыринская ТИК) от 11 сентября 2023 года N 160 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому" выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными. Избранным депутатом Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому признан Шнюков Ю.А, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01 ноября 2023 года отменены решение Забайкальского краевого суда от 01 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07 сентября 2023 года по административному делу N N, принято новое решение, которым признано незаконным постановление Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края от 21 августа 2023 года N 155 "Об отказе Борискину Игорю Анатольевичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае", в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому".
08 декабря 2023 года Борискин И.А. обратился в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить постановление Кыринской районной территориальной избирательной комиссии от 11 сентября 2023 года N 160 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому"; признать результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский недействительными; признать протокол N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский от 12 сентября 2023 года с отметкой "Повторный" недействительным; признать сводную таблицу окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский от 12 сентября 2023 года с отметкой "Повторный" недействительным.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, является основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов. Незаконный отказ Борискину И.А. в регистрации кандидатом в депутаты не позволяет выявить действительное волеизъявление избирателей. Борискин И.А. был выдвинут избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае. Данная партия и выдвигаемые ею кандидаты имеют существенную поддержку среди избирателей, проживающих на территории Акшинкого и Ононского муниципального округов. На выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, прошедших 09 сентября 2018 года, кандидат, выдвинутый Региональным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский, был избран депутатом, за которого проголосовало 4432 избирателя из 7759, что составляет 57, 2%. За избранного в состоявшихся выборах депутата ШнюковаЮ.А. проголосовало 4516 избирателей из 8668, что составило 52, 10%.
По мнению административного истца, при определении результатов выборов Кыринской ТИК был нарушен порядок составления протокола и повторного протокола об итогах голосования, сводной таблицы, что в силу подпункта "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ является самостоятельным основанием для признания протокола недействительным.
По данным протокола N 1 о результатах выборов число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования, составляет 2272, то есть 26, 3% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 9, 2% от всех избирателей, включенных в список избирателей округа. Однако такого количества граждан с ограниченными возможностями на территории округа не существует, каких-либо вспышек заболеваемости не было.
Решением Забайкальского краевого суда от 26 декабря 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Борискина И.А. - Стрельцова А.Г, приводя в обоснование жалобы доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции оставил без надлежащей оценки доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении и приведенные стороной административного истца в ходе судебного разбирательства, неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, неверно истолковал положения действующего законодательства о гарантиях избирательных прав, не добился всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования представленных суду доказательств, чем нарушил правила оценки доказательств, предусмотренных статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Прокуратурой Забайкальского края, Кыринской районной территориальной избирательной комиссией представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Согласно части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу подпункта "д" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ право оспорить решение избирательной комиссии о результатах выборов также предоставлено гражданину и избирательному объединению в случае признания после дня голосования незаконным отказа в регистрации такого гражданина кандидатом или отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением.
В соответствии с частью 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 08 июня 2023 года N 203 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва на 10 сентября 2023 года (опубликовано на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Забайкальский рабочий" 09 июня 2023 года).
Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 19 мая 2023 года N 197/1111-3 "Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва" на Кыринскую районную территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 12 Акшинский по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва.
Согласно протоколу N 1 "повторный" окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому от 10 сентября 2023 года, подписанному 12 сентября 2023 года, в ходе выборов Шнюков Ю.А. получил 4516 (52, 10%) голосов избирателей, Станков С.Г. - 1503 (17, 34%) голоса избирателей, Конопасевич Я.В. - 830 (9, 58%) голосов избирателей, Рычков Е.Н. - 783 (9, 03%) голоса избирателей, Гизаитулин М.Р. - 714 (8, 24%) голосов избирателей.
Постановлением Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 12 Акшинский от 11 сентября 2023 года N 160 выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному
округу N 12 Акшинскому признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными. Избранным депутатом Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому признан Шнюков Ю.А, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Постановление опубликовано на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Забайкальский рабочий" 13 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 сентября 2023 года N 223/1297-3 определены общие результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва, установлено, что по результатам голосования 10 сентября 2023 года депутатом Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский избран Шнюков Ю.А. Постановление опубликовано на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Забайкальский рабочий" 18 сентября 2023 года.
Постановлением Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 12 Акшинского от 18 июля 2023 года N 150 Борискину И.А, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае", отказано а регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому.
Решением Забайкальского краевого суда от 01 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07 сентября 2023 года по административному делу N 3а-213/2023, отказано в удовлетворении административного иска Борискина И.А. о признании незаконным и отмене постановления Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 12 Акшинского 21 августа 2023 года N 155 "Об отказе Борискину Игорю Анатольевичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае", в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому".
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01 ноября 2023 года решение Забайкальского краевого суда от 01 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07 сентября 2023 года отменены, принято новое решение, которым признано незаконным постановление Кыринской районной территориальной избирательной комиссии Забайкальского края от 21 августа 2023 года N 155 "Об отказе Борискину Игорю Анатольевичу, выдвинутому избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае", в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому".
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод, что Борискин И.А. в силу подпункта "д" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ относится к лицам, имеющим право на обращение в суд с требованиями об оспаривании решения избирательной комиссии о результатах выборов. Срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюден.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Забайкальский краевой суд пришел к выводу об отсутствии, предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, оснований для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 70 Федерального закона N 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу (пункт 1.1 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края, а также права, обязанности граждан, их объединений, полномочия органов государственной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления, избирательных комиссий, права и обязанности иных лиц и организаций на всех стадиях избирательного процесса, а также статус Избирательной комиссии Забайкальского края, территориальной избирательной комиссии установлен Законом Забайкальского края от 06 декабря 2012 года N 753-33K "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края" (далее - Закон Забайкальского края N 753-33K)
Согласно пункту 1 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
В соответствии с пунктом 9 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
Аналогичные положения содержаться в статье 60 Закона Забайкальского края N 753-33K.
Судом первой инстанции установлено и следует из реестров заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования, составленных участковыми избирательными комиссиями, что число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования, составило 2272. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, составило 2628 Указанные реестры, в том числе составленные участковой избирательной комиссией избирательного участка N 2110, по своему содержанию соответствуют требованиям статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ.
Из актов о проведении голосования вне помещения для голосования от 8-10 сентября 2023 года видно, что в выездных голосованиях принимали участие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, предусмотренные пунктом 14 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ, которые каких-либо жалоб и замечаний на нарушение процедуры проведения голосования не подавали.
При таких данных, краевым судом обоснованно отклонены доводы стороны административного истца об отсутствии оснований для проведения голосования вне помещений для голосования с учетом количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (2272). Нарушений, допущенных при проведении голосования вне помещения для голосования, материалы дела не содержат. К тому же, вопреки доводам апеллянта, действующее законодательство об основных гарантиях избирательных прав предоставило возможность проголосовать вне помещения для голосования не только гражданам с ограниченными возможностями и не содержит критерия количественного ограничения лиц, изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования.
Пунктом 8 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 11, 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.
Аналогичные по своему содержанию положения приведены в статье 64 Закона Забайкальского края N 753-33K, пунктах 4.5.7, 5.2.8 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием регионального фрагмента Государственной автоматизированной системы "Выборы" при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 29 августа 2023 года N 218/1281-3.
Из материалов дела усматривается, что составление протокола N 1 окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому с отметкой "Повторный", сводной таблицы с отметкой "Повторный", а также протокола N 1 Кыринской районной территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории муниципального района "Кыринский район" Забайкальского края по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому с отметкой "Повторный", сводной таблицы с отметкой "Повторный" обусловлено выявленными вышестоящей избирательной комиссией неточности в протоколе N 1 участковой избирательной комиссией избирательного участка N 2110 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому.
Как видно из протокола N 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому, избирательный участок N 2110, а также протокола N 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому, избирательный участок N 2110 с отметкой "Повторный" имелась неточность в строке 7 "Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования" и строке 8 "Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования", а именно 50 и 182 вместо 117 и 115. При этом общее количество избирательных бюллетеней по строкам 7 и 8, что в первоначальном протоколе N 1, так и в повторном протоколе N 1 составляет 232, в остальные строки протокола N 1, в том числе в строки 11 и последующие строки "Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата" каких-либо изменений не вносилось.
В этой связи были внесены соответствующие изменения в протокол N 1 и сводную таблицу Кыринской районной территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории муниципального района "Кыринский район" Забайкальского края по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому, а также в протокол N 1 и сводную таблицу окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому, а именно в строки 7 и 8: 771 и 2024 вместо 704 и 2091, общее количество 2795; 2561 и 6107 вместо 2628 и 6040, общее количество 8668. В остальные строки протокола N 1, сводных таблиц, в том числе в строки 11 и последующие строки "Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата" каких-либо изменений не вносилось.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что внесение изменений в строки 7, 8 протоколов N 1 и в сводные таблицы осуществлено в строгом соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ и статьи 64 Закона Забайкальского края N 753-33K.
Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, указанная ошибка в суммировании данных никак не повлияла на количество голосов, которые получили каждый из зарегистрированных кандидатов.
С учетом приведенных обстоятельств, необходимости в проведении повторного подсчета голосов в порядке, установленном пунктом 9 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ, у избирательных комиссий не имелось, а, следовательно, и не имелось оснований для вынесения нового постановления Кыринской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного окрута N 12 Акшинский "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский".
Также Забайкальский краевой суд правомерно не усмотрел оснований для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов в связи с признанием после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата Борискина И.А.
Вопреки утверждению стороны административного истца, согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата само по себе не является безусловным основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, отмена решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов возможна при таких, указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. При оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом, помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
Судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов судом на соответствующей территории.
Из материалов дела видно, что в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинскому Шнюков Ю.А. получил 52, 10 % голосов избирателей, а остальные четыре кандидата в общем получили 44, 19 % голосов избирателей, то есть в целом меньше, чем IIIнюков Ю.А. При этом за кандидата Станкова С.Г. проголосовало на 3013 избирателей меньше, чем за избранного кандидата.
Избиратели отдали свои голоса в соответствии с волеизъявлением, выраженным свободно. Доказательств наличия нарушений, которые существенно отразились на избирательной кампании, ее итоговых результатах, повлияли на свободу выборов и не позволили выявить действительную волю избирателей, принявших участие в голосовании, материалы дела не содержат.
Доводам стороны административного истца о возможной поддержке Борискина И.А. избирателями как кандидата, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае, с учетом как результатов предыдущего голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 12 Акшинский в 2018 году, так и результатов голосования на муниципальных выборах в муниципальных районах "Ононский район", "Акшинский район" и в образованных Акшинском и Ононском муниципальных округах, на которых в числе избранных депутатов были кандидаты, выдвинутые избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае" краевым судом дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительной аргументации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, последовательны, материалам дела не противоречат.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм материального права, не свидетельствуют о наличии перечисленных в Федеральном законе N 67-ФЗ нарушений, с которыми законодатель связывает невозможность выявления действительной воли избирателей по итогам голосования, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а сводятся, по существу, лишь к иной оценке доказательств по настоящему административному делу.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, и соответствуют обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 26 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Борискина Игоря Анатольевича - Стрельцовой Александры Геннадьевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалоб, представления через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.