Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-88/2023 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Абакана "Водоканал" о признании недействующим в части приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 15 ноября 2022 года N 57-в "Об установлении тарифов на транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2023 год и о признании утратившим силу приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 15 декабря 2021 года N 92-в "Об установлении тарифов на транспортировку воды, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2022 год", по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия города Абакана "Водоканал" на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 15 декабря 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
15 ноября 2022 года Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, регулирующий орган) принят приказ N 57-в "Об установлении тарифов на транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2023 год и о признании утратившим силу приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 15 декабря 2021 года N 92-в "Об установлении тарифов на транспортировку воды, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2022 год" (далее - Приказ N 57-в).
Пунктом 1 Приказа N 57-в установлены на 2023 год для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России тарифы на транспортировку холодной воды, с применением метода сравнения аналогов, согласно приложению 1.
Приложением 1 к Приказу N 57-в установлен тариф на транспортировку холодной воды для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 67, 03 руб./куб.м, в примечании указано, что тарифы установлены для предъявления гарантирующей организации МУП "Водоканал".
Пунктом 2 Приказа N 57-в установлены на 2023 год для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России тарифы на транспортировку сточных вод, с применением метода сравнения аналогов, согласно приложению 2.
Приложением 2 к Приказу N 57-в установлен тариф на транспортировку сточных вод для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 45, 22 руб./куб.м, в примечании указано, что тарифы установлены для предъявления гарантирующей организации МУП "Водоканал"..
Муниципальное унитарное предприятие города Абакана "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия пункты 1 и 2 Приказа N 57-в, приложения 1 и 2 к Приказу N 57-в.
Требования мотивированы тем, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является транзитной организацией, соответственно тарифы на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод установлены не верно. Приказ N 57-в затрагивает права и законные интересы МУП "Водоканал", являющегося гарантирующей организацией, так как влияет на размер расходов по транспортировке холодной воды и сточных вод.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 15 декабря 2023 административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, представителем административного истца МУП "Водоканал" Дьяченко Ю.В. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда изменить, признать Приказ N 57-в недействующим со дня его принятия. В обоснование доводов жалобы указывает, что признание оспариваемого приказа недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а не с момента его принятия противоречит принципам административного производства, влечет нарушение прав как МУП "Водоканал", поскольку обязывает вносить плату за транспортировку по заведомо необоснованному тарифу, так и неопределенного круга лиц в лице абонентов МУП "Водоканал", для которых в тариф заложена указанная плата. Считает, что изменить тариф МУП "Водоканал" за прошедший период невозможно, однако возможно произвести корректировку в связи с изменением тарифа на транспортировку в последующих периодах в целях восстановления нарушенных прав.
На апелляционную жалобу представителем административного ответчика Госкомтарифэнерго Хакасии Сульберековой И.А. представлен отзыв, представителем заинтересованного лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Семиренко Н.П, участвующим в деле прокурором Пименовой Е.А. представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения состоит из Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон о водоснабжении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 (далее по тексту - Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Согласно пункту 1 части 2, пункту 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежат тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.8 постановления Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года N 175 "Об утверждении положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия" в сфере тарификации (ценообразования) водоснабжения и водоотведения комитет осуществляет полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Приказ N 57-в принят уполномоченным органом, в установленном порядке опубликован 18 ноября 2022 года в газете "Хакасия" N 130 и по этим основаниям не обжалуется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП "Водоканал" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение для потребителей на территории города Абакана Республики Хакасия.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России владеет в городе Абакане на праве оперативного управления сетью водоснабжения и сетью водоотведения.
08 апреля 2022 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлениями об установлении тарифов на транспортировку холодной воды на 2023 год и об установлении тарифов на транспортировку сточных вод методом сравнения аналогов, приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 18 апреля 2023 года открыты тарифные дела.
14 октября 2022 года составлены экспертное заключение по делу об установлении тарифов на транспортировку холодной воды N ВС-5/23 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на 2023 года и экспертное заключение по делу об установлении тарифов на транспортировку сточных вод N ВО-6/23 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на 2023 года составлено (далее - Экспертные заключения), из которых следует, что при установлении тарифов регулирующий орган исходил из того, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является транзитной организацией.
15 ноября 2022 года состоялось заседание Правления Госкомтарифэнерго Хакасии, где приняты решения об установлении на 2023 год для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России тарифов на транспортировку холодной воды, на транспортировку сточных вод с календарной разбивкой, утверждены производственные программы.
Принимая решение о признании недействующим оспариваемых положений Приказа N 57-в, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах тарифного дела доказательств, свидетельствующих о соответствии ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России критерию для отнесения к числу транзитных организаций, что нарушает права МУП "Водоканал", поскольку Предприятие оплачивает услуги ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по транспортировке холодной воды и сточных вод по утвержденным тарифам.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на действующем законодательстве и обстоятельствах дела.
Транзитная организация - организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 25.1 части 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Пунктами 1, 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод, определена как транзитная организация.
Критерии отнесения к транзитным организациям определены пунктом 45(2) Правил N 644.
Судом с достоверностью установлено то, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является транзитной организацией, поскольку фактическая мощность подключенных объектов по водоснабжению и водоотведению превышает 20 процентов от мощности систем водоснабжения и водоотведения в точке подключения, что не отрицал в суде первой инстанции представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
По расчету административного истца доля максимальной величины мощности (нагрузки) водопроводных сетей, предназначенных для объектов ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России составляет в точке N 1 64, 5 %, в точке N 2 - 98, 9 %; по расчету регулирующего органа, выполненного в соответствии с расчетом подключенной мощности по пункту 9 Методических указаний N 1746-э с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении административного дела, доля мощности по водоснабжению на собственные нужды ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России составляет 90, 4%, по водоотведению - 90, 4%.
Как правильно установлено судом, Экспертные заключения не содержат мотивированных выводов о достаточности источников информации, на основании которых проводилась экспертиза предложения регулируемой организации об установлении тарифов на транспортировку воды и сточных вод, оценку экспертами обоснованности представленных сведений о наличии у организации критериев для отнесения к транзитным организациям.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и положений действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у Верховного Суда Республики Хакасия имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части определения момента, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание его оспариваемых положений недействующими со дня вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в его оспариваемой части с даты его принятия, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 15 декабря 2023 года изменить части момента признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Признать недействующими с даты принятия пункты 1 и 2, приложения 1 и 2 приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 15 ноября 2022 года N 57-в "Об установлении тарифов на транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2023 год и о признании утратившим силу приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 15 декабря 2021 года N 92-в "Об установлении тарифов на транспортировку воды, транспортировку сточных вод и утверждении производственных программ для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2022 год".
В остальной части решение Верховного Суда Республики Хакасия от 15 декабря 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вынесения в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
С.Н. Войтко
А.В. Бутырин
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.