Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-333/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" о признании нормативного правового акта недействующим, с апелляционной жалобой представителя административного истца акционерного общества "Сибирская Промышленная сетевая Компания" - Нагибиной Е.И. на решение Кемеровского областного суда от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения представителя административного истца АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" - Нагибиной Е.И, представителя административного ответчика РЭК Кузбасса - Федоровой В.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии Кузбасса, в котором просило признать недействующим с момента издания постановление от 6 июля 2023 года N 73 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Сибирская промышленная сетевая компания" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год".
В обоснование требований административного иска указано, что АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого оборудования, принадлежащей ей на праве собственности или ином законном основании.
Административный истец полагает, что при принятии заменяющего нормативного правового акта административным ответчиком были утверждены индивидуальные тарифы, не обеспечивающие административному истцу получение необходимой валовой выручки, что свидетельствует о формальном исполнении и недостижении целей судебных разбирательств по административным делам N 3а-91/2022 и 3а-12/2023, решениями по которым было установлено использование регулирующим органом в одностороннем порядке величины заявленной мощности потребителей больше предложенной, а также использование при расчете индивидуальных тарифов неверных данных (числовых значений).
Указывает на недостаток средств по итогам 2022 года в 21 472, 658 тыс. руб, свидетельствующий о нарушении экономических интересов и прав заявителя на получение выручки от реализации услуг в объеме, обеспечивающем полное возмещение затрат.
Решением Кемеровского областного суда от 26 сентября 2023 года административное исковое заявление АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представителем административного истца АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
Повторяя доводы иска, апеллянт выражает несогласие с отклонением судом его расчета и доводов о необходимости расчета тарифной выручки исходя из двухставочного и одноставочного тарифов по мотиву отсутствия в действующем законодательстве такого расчета по каждому потребителю отдельно с учетом вида применяемого тарифа.
Полагает вывод суда в указанной части противоречит ранее изложенной судом позиции по административному делу N 3а-72/2022, в котором оспаривалось постановление от 30 декабря 2021 года N 956.
Указывает, что обстоятельства законности установления индивидуальных тарифов по одноставочному и двухставочному тарифам в 2022 году для сетевых организаций Кемеровской области уже рассмотрены, и судами двух инстанций установлено, что принятие индивидуального тарифа лишь по одному из двух вариантов основано на неправильном толковании положений пункта 81 Основ ценообразования. По мнению апеллянта, указанные выводы судов (по делу N 3а-72/2022 и N 66а-1179/2022) имеют преюдициальное значение, а потому суд неправомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Апеллянтом также указано, что утвержденные РЭК Кузбасса индивидуальные тарифы для акционерного общества "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" на 2022 год не обеспечивают получение необходимой валовой выручки, а потому не являются экономически обоснованными.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал по доводам жалобы.
Заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено при настоящей явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в установленном порядке опубликовано и по этим основаниям не обжалуется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что акционерное общество "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026 годы.
30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год", пунктами 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 52, 77, 92 Приложения к которому утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между акционерным обществом "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" и ООО "Горэлектросеть", ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "ОЭСК", ООО "ЕвразЭнергоТранс", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"), АО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", ООО "Территориальная сетевая организация "Сибирь", ООО "ЭнергоПаритет", ООО "СибЭнергоСеть", ООО "Кузбассэнергосеть", ООО "Электросетьсервис", ООО "Ресурсоснабжающая компания".
Решением Кемеровского областного суда от 1 июня 2022 года по делу N 3а-91/2022 оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2022 года, вышеуказанный нормативный правовой акт признан недействующим в части пунктов 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 92 Приложения.
В ходе рассмотрения административного дела N 3а-91/2022 судом было установлено, что органом регулирования для расчета индивидуальных тарифов между сетевыми организациями, вопреки представленным сетевой организацией для формирования баланса мощности согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в одностороннем порядке и в отсутствие обоснования такого регулирования использована величина больше предложенной, что повлекло неверное определение данной величины, которая, в свою очередь, участвует в расчете плановой тарифной выручки и индивидуальных тарифов.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений суд пришел к выводу о том, что тарифы для взаиморасчетов, утвержденные оспариваемыми положениями нормативного правового акта, не являются экономически обоснованными. На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий вышеуказанное постановление в отмененной части.
1 ноября 2022 года, во исполнение решения Кемеровского областного суда от 1 июня 2022 по делу N 3а-91/2022, Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление N 352 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Сибирская промышленная сетевая компания" (ИНН 4205234208) и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год".
Указанный нормативный правовой акт являлся предметом рассмотрения в рамках административного дела 3а-12/2023 по административному иску акционерного общества "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" и решением Кемеровского областного суда от 16 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2022 года, был признан недействующим со дня принятия.
Разрешая административное дело N 3а-12/2023 и придя к выводу об установлении тарифным органом уровня присоединенной (заявленной) мощности сетевой организации в целях расчета тарифной выручки и индивидуальных тарифов для взаиморасчетов в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере электроэнергетики, имеющего большую юридическую силу, судом были выявлены обстоятельства неправильного определения размера тарифной выручки и, как следствие, индивидуальных тарифов, в связи с допущенными регулирующим органом при их расчете технических ошибок, что и послужило основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня принятия.
6 июля 2023 года, во исполнение решения Кемеровского областного суда от 16 февраля 2023 года по делу N 3а-12/2023, РЭК Кузбасса принято постановление N 73 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Сибирская промышленная сетевая компания" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год", являющегося предметом проверки по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт тарифного органа не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку расчет индивидуальных тарифов на 2022 год выполнены РЭК Кузбасса в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 49 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расчет индивидуальных тарифов производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2, согласно которому индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в двух вариантах (двухставочный и одноставочный).
Расчет двухставочного тарифа предусматривает, в том числе ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям.
При этом в отличие от расчета единых (котловых) двухставочных тарифов в названном пункте Методических указаний N 20-э/2 указано, что базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, то есть без учета величины заявленной мощности потребителей.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции индивидуальные тарифы устанавливаются в целях обеспечения получения утвержденной регулирующим органом необходимой валовой выручки теми сетевыми организациями, у которых выручка от котловых тарифов (по разным ставкам) ниже необходимой. Экономическая природа индивидуальных тарифов имеет компенсационный характер.
Поскольку в результате утвержденных индивидуальных тарифов обеспечивается получение административным истцом, как территориальной сетевой организацией, утвержденной регулирующим органом необходимой валовой выручки, что подтверждается Таблицей 1 к экспертному заключению (Т.1, л.д. 95), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет тарифов, утвержденных постановлением от 6 июля 2023 N 73, осуществлен с соблюдением положений пунктов 49, 52 Методических указаний N 20-э/2.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение решения Кемеровского областного суда от 16 февраля 2023 года по делу 3а-12/2023, которым на административного ответчика была возложена обязанность принять заменяющий акт, поскольку в прежнем при расчете тарифа были применены неверные показатели.
В оспариваемом акте при расчете тарифа взяты верные данные, что административным истцом не опровергнуто.
Довод апелляционной жалобы о необходимости расчета тарифной выручки АО "Сибирская промышленная сетевая компания" по каждому потребителю с учетом вида применяемого тарифа - одноставочного или двухставочного основан на ошибочном толковании административным истцом требований действующего законодательства.
Ранее суд апелляционной инстанции при проверке аналогичных доводов в рамках административного дела УИД N 42OS0000-01-2022-000050-87 подробно обосновал мотивы их отклонения. Не согласиться с этой правовой позицией у судебной коллегии оснований не имеется.
Так, абзацем 8 пункта 49 Методических указаний определено, что установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, исчерпывающий перечень которых приведен в таблице N П1.30.
При этом показатели, перечисленные в указанной таблице, не имеют разграничений по каждому потребителю и отдельно по одноставочному/двухставочному тарифам. Следовательно, расчет производиться в целом, исходя из суммарного планового полезного отпуска электрической энергии по уровням напряжения сетевой организации.
Именно таким методом расчет выполнен административным ответчиком.
Кроме того, в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе: величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации.
В приведенной правовой норме также отсутствуют требования об определении величин заявленной мощности и полезного отпуска электрической энергии в разбивке по каждому потребителю и с учетом используемого им вида тарифа (одноставочный/двухставочный).
Довод административного истца, изложенный в апелляционной жалобе о нарушении судом положения части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отклоняется, поскольку в силу указанной нормы преюдициальными являются установленные судами обстоятельства, а не выводы, сделанные при рассмотрении другого спора. При этом, вопреки позиции апеллянта, в административном деле УИД N 42OS0000-01-2022-000035-35 (N 3а-72/2022, N 66а-1179/2022) судебными инстанциями сделаны аналогичные выводы, что отражено, в частности, в абзаце 65 мотивировочной части апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2022 года (N66а-1179/2022)).
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кемеровского областного суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца акционерного общества "Сибирская Промышленная сетевая Компания" - Нагибиной Е.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.